Макраме — узелковое плетение - древнейший вид рукоделия, слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома». Существование первобытных людей невозможно представить без верёвки, сделанной из лианы, волокон растений, при помощи которой они скрепляли свою одежду из шкур животных. Из верёвки охотники и рыболовы плели сети. Интересно, что под Выборгом археологами были найдены остатки рыболовной сети, сплетённой почти 7 тысяч лет назад. Бразильские индейцы первыми сплели воздушную кровать - гамак. Воины плели своё оружие из прочных ниток – пращи для метания камней.
С узлами немало связано символов и легенд. Герой греческой мифологии Геракл победил огромного льва, опустошавшего окрестности города Немее. Львиную шкуру он завязал на шее узлом, который стали называть геркулесовым. Воины Древней Греции верили, что узел Геркулеса отводит беды и заживляет раны. Другая легенда рассказывает, что царь Гордий завязал на своей повозке хитроумный узел. Согласно древнему пророчеству, тот, кто распутает его, получит власть над Азией. Александр Македонский разрубил мечом гордиев узел, тем самым подтвердив свою власть над Азией. Древние инки придумали узелковую грамоту. Передавая друг другу «кипу» – шнурки с узелками разного вида, они, таким образом, делали сообщения. Мореплаватели придумали много прочных и красивых узлов для крепления парусов. Древние морские узлы просты и надёжны. С узлами немало связано символов и легенд. Герой греческой мифологии Геракл победил огромного льва, шкуру которого он завязал на шее узлом, который стали называть геркулесовым. Воины Древней Греции верили, что узел Геркулеса отводит беды и заживляет раны. Другая легенда рассказывает, что царь Гордий завязал на своей повозке хитроумный узел. Согласно древнему пророчеству, тот, кто распутает его, получит власть над Азией. Александр Македонский разрубил мечом гордиев узел, тем самым подтвердив свою власть над Азией. Древние инки придумали узелковую грамоту. Передавая друг другу «кипу» – шнурки с узелками разного вида, они, таким образом, делали сообщения.
Археологи при раскопках находили древ-ние колесницы с упряжью, и даже целые парусные корабли с сохранившейся осна-сткой. На верёвках и ремнях было завяза-но до нескольких десятков разных узлов. Если вначале человек завязывал узлы по необходимости, то впоследствии на ос-нове этих узлов развилось декоративное узелковое плетение – технология макраме. Самые ранние изображения плетёных предметов - одежда ассирийских и иран-ских владык, украшенная плетёными кис-тями и бахромой, у коней - плетёная упряжка. В ХIII веке звезда, сплетённая из шнура, нашивалась на армянскую па-радную одежду как знак рода и сословия.
Узел «счастья» являлся знаком единства противоположностей: жизни и смерти, земли и неба. В древнерусском книжном искусстве этим узлом увенчаны заставки рукописей. Женщины Средней Азии носили его как нагрудное украшение. В рязанском кладе была найдена одежда XII века, где был вышит золотой нитью на воротнике «узел счастья». «Узел долголетия» или «бесконечный узел» (красно-белый) может иметь различное количество петель и быть не квадратным, а вытянутым. Похож на него «Клеверный», или «Цветочный» узел, но он имеет меньшее количество пересечений шнура. Обратите внимание, что центральные шнуры, используемые в этих узлах, сплетены из нитей разной толщины.
В XV веке открываются школы макраме. В Турине Валентина Кавандоли обучала детей в возрасте 5 – 6 лет. Она ввела новый вид плетения – цветной плотный узор, который теперь так и называется «кавандоли». Плетёные изделия становились всё краси-вее. Появились тончайшие узелковые кружева из шёлковых и золотых нитей, шерстяной и хлопчатобумажной пряжи.
Известно, что в Новгороде в XVI в было много жи-телей, занимающихся различными плетениями из нитей. В XVII, XVIII веках макраме стало очень популяр-ным в Северной Европе и Англии. Знатные дамы и даже королевы увлеклись узелковым плетением. В 1600 году королева Мария училась искусству плете-ния в Голландии. Жена короля Георга III Шарлотта сплела кайму к изгороди во внутреннем дворике королевского дворца.
Для большей декоративности и богатства при оформлении панно в раме для подложки используют ткань (натуральную: лён, суровьё), под некоторые элементы вставляют цветной картон и даже обои, вовнутрь выплетенных деталей вставляют поролон , силикон. Вкачестве отделки могут служить ракуш-ки, зёрна кофе, пуговицы, различной формы бусины.