Разработка конспекта урока по русскому языку. 4 класс

Про матеріал
Конспект урока ро русскому языку для учеников 4 класса. Тема: Повторение. Состав слова.
Перегляд файлу

Тема урока: «Повторение. Состав слова.»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова. Упражняться в разборе слова по составу на основе словообразовательного анализа.

- развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

- воспитывать навыки самостоятельной работы;

- воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность, предприимчивость;

- воспитание культуры бесконфликтного общения;

 

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

 

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

Пожелайте хорошего настроения.

Давайте постараемся вместе, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

 

  1. Сообщение темы и целей урока 

На экране буквы   й с  м о ч  с р т н а л в а

   - Прчитайте буквы через одну, какое слово получилось?

   -Что получилось?

                                                          (СОСТАВ.)

- Запишите это слово. Что надо в этом слове запомнить? Подчеркните букву -О-.

У этого слова много значений.

- Что обозначает это слово? Когда и в каких случаях мы используем это слово. Чтобы  узнать больше значений этого слова, что нам поможет? (Орфографический словарь Ожегова.)

-  Как объясняется это слово в словаре?

                                                   

 Состав - 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое. 
2. Соединение, смесь, раствор, состоящие из каких-л. веществ, элементов. 
3. Совокупность людей, из которых состоит какой-то коллектив, организация  Лица, составляющие какую-л. категорию граждан по роду службы, профессии и т.п. 
4. Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе.   (лучше вывести на экран)

3.Повторение и обобщение изученного материала.

Какое же объяснение слова СОСТАВ имеет отношение к русскому языку? (Ответы детей)

Что мы уже умеем делать?

С чем можем справиться самостоятельно? Давайте повторим из каких частей может состоять слово?

1.ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД

  1.               Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!
  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

-Молодцы.

-Какое слово получилось в  середине кроссворда  (так называется раздел русского языка, который занимается изучением состава слова? )

 

2.  Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам.

Закрыл – __________________________________,

обыграть – ________________________________,

разлюбить – ________________________________,

подплыть – _________________________________,

подойти – ___________________________________,

высыпать – __________________________________,

развернуть – __________________________________ .

 Выделите приставки.

Физминутка

Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.

С  при приставкою

Присесть.

С  по приставкою

Попрыгать.

С  под  приставкою

Подмигнуть.

С вы приставко

Вытягиваем руки.

С о опустим их опять.

С за зарядку завершим.

 

3.Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксами  ИК, ЕК, ИЦ, ЕЦ.  Корж - _______________________________

дружок - _____________________________

ерш - ________________________________

ковш -_______________________________

камень - _____________________________

словарь - ____________________________

 

Выделите суффиксы.

Игра «Конструктор»
-Собрать слова и объяснить значение

Корень, как в слове дарить,
Суффикс, как в слове шнурки,
Приставка, как в слове покрышки,
А окончание, как в слове очки.
(подарки) 

 


Корень из слова снежинка
Приставка из слова подъезжал,
Суффикс из слова лесник, 
Окончание из слова стол.
(подснежник)

Корень из слова бородка,
Приставка из слова подъезд,
Суффикс из слова снежок.
Окончание из слова стул.
(подбородок)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
Окончание тоже, что и в слове лёд.
( рассказчик)
 


В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдёте;
Возьмете окончание и в целом поймете
(расписание)

 

Проверка работы
(один учащийся из группы произносит получившееся слово,  разбирает его по составу и объясняет его значение и придумывает предложение)

 

Молодцы, а теперь проверим свои знания, выполним тест

Тест по теме «Состав слова».

 

  Тест

1. Выберите верное утверждение.

а) Корень – это значимая часть слова.

б) Корень – это главный член предложения.

в) Корень – это главная значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

 

2. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

 а) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

 б) Общая часть однокоренных слов.

 в) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

 

3. В каком ряду перечислены части слова:

 а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

 б) Приставка, корень, суффикс, окончание.

 в) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

 

4.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

приставка, корень, суффикс и окончание:

а) замазка;

б) выход;

 в) дровосек.

 

5. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы

б) перелесок

в) выход

 

6. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

 а) Домик, грядка, вазочка.

 б) Вход, запуски, сговор.

 в) Подоконник, отлёт, повара

 

7.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)бежал

б) (по) горе

в) (от)  ямы

 

8.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышленый

 

4. Подведение итогов.

- Какие части слова мы сегодня повторили?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Какие слова называются однокоренными? 

 

5. Рефлексия.

1. Урок  был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...

6. Выставление оценок.

7. Домашняя работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

ФИ__________________________________________

 

Название работы

Оценка

 

         Моя оценка

1.Однокоренные антонимы

2

 

2.Однокоренные слова с суффиксами

2

 

3.Разбор слов по составу.

3

 

4.Конструктор

1

 

5.Тест

4

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
3 березня 2020
Переглядів
2025
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку