Ученица.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
-Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё также ответила:
- Я!
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
На это всё Ева ответила:
- Я.
Сказала она знаменитых семь я
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ!
Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети, нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
«Родительское собрание на лесной полянке» (разыгрывают ученики)
На лесную поляну вылетает сова.
Сова
Внимание! Внимание!
Собираю родителей на собрание!
Ведущий
Как-то осенью по лесу прокатилася молва:
На полянке ровно в 8 собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.
Звери собираются на поляне.
Енот
Ты не ведаешь ,кума, чем встревожена Сова?
Может, твой лисенок снова в школе мучает косого?
Лиса
Ой, не говори, Енот, он и дома сущий черт
Енот
Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
Волк
Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!
Лиса
А скажи- ка мне, Медведь. Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным пеньем»?
Медведь
Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.
Ведущий
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
Сова
Поднимите, звери, лапы
Кто не бил детишек, папы?
Зашумела тут толпа.
Хором
Что за глупости, Сова?
Лиса
Я лисенка лишь вчера долго за уши драла.
Медведь
Про медведей говорят: «Он на ухо глуховат»
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
Ведущий
Папа- Заяц, на пенке, хрумкая морковку,
Важно, с пафосом изрек.
Заяц
Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону.
По дороге день - деньской им внушаю строго:
«Не ходите «на ушах», не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели!».
Ведущий
Протрещала тут сорока.
Сорока
Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день, все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу.
Ведущий
Зашумела вновь толпа
Кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова донести до них слова:
Сова
Я прошу вас, звери – мамы. А в особенности папы:
Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне»
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас. Учителей, ждут таких же вот вещей.
Енот
Как не бить?
Ведущий
Сказал Енот.
Крот
Да, да,да!
Ведущий
Тут вторил крот.
Белка
Ну, а мне,- всплакнула Белка, - делать что с своей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведет себе глаза
И порхает на поляне, где танцует до утра.
Ведущий
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
Хором
Нерешенная проблема о битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье!
Ведущий. Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
А кто же в семье для всех нас является самым главным? Конечно, мама!
Накануне родительского собрания мы провели анкетирование, в котором участвовал 61 ученик нашей школы (6 – 11кл.) «Знаешь ли ты свою маму?» - с таким вопросом мы обратились к детям. И вот что они ответили: 51 ребенок ответил – да. Были ответы «немного, знаю только некоторые моменты ». 3 человека написали «очень хорошо знаю, мы подружки», а один ребёнок уверен, что знает маму досконально.
Мама… Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, пять, пятнадцать или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. Но думаю, вы согласитесь: чтобы по-настоящему узнать маму, нужно заглянуть ей в душу, представить себя на ее месте. И только уже в зрелом возрасте, став родителями сами, т.е. «заглянув в душу», мы по-другому относимся к своим родителям, к маме, ценим и жалеем её. И дай Бог, чтобы это было не поздно.
Есть непреложная истина: чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь!
Всем мамам дарят песню….
Я предлагаю вспомнить знаменитую притчу Л.Толстого
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Казалось бы, тут и конец этой притчи. Что можно ещё добавить к сказанному?! Но Толстой добавляет:
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Несомненно: то, что сегодняшние дети видят у себя в семье, так или иначе повлияет на их завтрашнее поведение. Об этом четко и хорошо сказал «бестселлер» немецкого Возрождения Себастиан Брант.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья — пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна!
Что говорить, — спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец
«Сынок, — сказал ему мудрец, —
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!»
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Семья - это школа, которая действует на протяжении всей жизни. И лучшее воспитание дети получают, конечно же, в семье. Все мы родом из детства, особенной страны, которая имеется на карте человечества. Великий Достоевский сказал, что яркие воспоминания детства делают человека человеком. А В.Сухомлинский говорил, что ребёнку хочется принести матери и отцу радость. Это желание имеет большую облагораживающую силу. Поэтому нельзя упустить золотые годы детства – пусть именно в эти годы ребенок не только утешается радостями, созданными для него родителями, но и сам создаёт радости для отца и матери.
Следуя этим мыслям, мы, наверное, не додаём многого нашим детям, когда они ещё маленькие. Главное для многих из нас, чтобы ребёнок был здоров, сыт и чист. Из-за нехватки времени мы не успеваем общаться с собственными детьми, играть с ними, погружаться в их мир.
Мы задали ребятам вопрос: «Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы отвечать своему назначению, чтобы быть отцом?»
Вот что ответили дети «6 – 7 кл. – добротой, быть справедливым, смелым, приличным, работящим, самостоятельным, отзывчивым, ему нужно иметь крепкое плеч, любить, отвечать за ребёнка, быть заботливым. 8-9кл. – 7 человек ответ дать не смогли, а 13 написали, что отец должен быть поддержкой ребенку, любящим. Ребята 11 кл. считают, что настоящий отец должен быть защитником, справедливым, без вредных привычек, умным, веселым и с хорошим заработком»
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. Справедливо, и, тем не менее, во все времена и в коллективной народной мудрости, и в сочинениях многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитателя.
Отсюда, ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ: никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля общения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположение к общению.
Детям был предложен вопрос: «Какой стиль общения в вашей семье.
- демократический (это дружеская дискуссия, не подчёркивается, кто главный, не указывается выбор мнения, а лишь осторожно направляется);
- авторитарный (выдаются распоряжения, которых все слушаются);
- либеральный (без указаний и распоряжений, по принципу «моя хата с краю»)
И вот что ответили ваши дети « Демократ. – 39, либер. – 11, авторитарный – 5, демократично-либеральный – 3, отличный стиль - 1»
А теперь давайте проведём аналогию: нравится ли вам находиться в компании друзей, расположенных к вам, радующихся вам, или среди угрюмых, недоброжелательно настроенных субъектов? Где вам лучше?
На этот вопрос каждый из нас, здравомыслящих людей даст однозначный ответ. Но почему не все родители помнят эти простые истины в ежедневном общении с детьми. Ведь есть такие семьи, где говорят только на повышенных тонах, выяснение отношений происходит постоянно и так громко, чтобы и соседи слышали. Если таких семей среди нас не т, то мы просим прощения за несправедливые обвинения с нашей стороны. Мы можем надеяться, что наши дети растут в благополучных семьях.
Для всех родителей звучит песня…
Много вопросов можно поставить отцам, так как исходя из учительской практики, известно, что отцы недостаточно времени уделяют своим детям.
Интересно узнать, например, сколько времени вы общаетесь со своим ребёнком, чего вам не хватает для общения: времени или желания? И что для вас важнее: любовь детей или их уважение к вам, отцам? Но мы не будем сегодня просить вас ответить на эти вопросы вслух, ответьте на них каждый для себя.
А вот некоторые ответы детей на эти же вопросы я сейчас озвучу «от 5 до 20 минут - 7 человек, не общаюсь – 4 человека, не вижу - 1 человек, мало – 7 человек, 2 часа в год – 1 человек, нет ответа – 10 человек». В сумме это 30 человек, а опрашиваемых - 61.
Чего вам не хватает для общения: времени или желания? – спросили мы у ребят. 28 человек написали времени, 10 ответили, что им всего хватает, а 13 ребят признались, что не хватает желания.
И что для вас важнее: любить или уважать отца? 35 человек не разделяют эти понятия, считая, что важно и любить, и уважать, некоторые, 13человек, считают, что важнее уважать, 6 человек отдали предпочтение любви, а один ребенок ответил – ненавидеть.
Может вы, уважаемые отцы, до этого вечера, до этого момента не задумывались над этим? У вас появился повод переосмыслить свое отношение к семье, к детям. Время летит быстро. Молодость уходит, не прощаясь, старость подходит, не приветствуя. И тяжесть на душе из-за допущенных в жизни ошибок, промахов в воспитании становится нестерпимой. Ведь не все ошибки можно исправить. А как было бы хорошо, если бы их вовсе не было. Чаще всего к ошибкам приводит собственническая любовь. Само название говорит о её сути. Собственнические чувства есть у каждого из родителей. Но попробуйте их отделить от заботы о благополучии ребёнка. Уважайте в ребёнке право быть самим собой. Конечно же, это не означает, что надо снять все ограничения и всё позволить. Просто развивайте в своих детях стремление думать, развивайте самостоятельность, умение брать на себя ответственность.
Мы задали ребятам такой вопрос: «В связи с тем, что ты взрослеешь, что тебя больше всего волнует в отношениях с родителями?»
«* 6кл. – ничего – 4, всё хорошо – 1, учёба – 1, разница в возрасте – 2, недоверие родителей – 1
*7 кл.– нет проблем – 6, меньше любят – 1, не всегда понимают – 1, родители все время на работе – 1, мне уделяют мало времени, т.к. есть младшие брат и сестра – 1
* 8кл. – нет проблем – 1, не знаю – 2, недопонимание – 3, потерять общение – 1, утрата опоры и поддержки – 1.
* 9кл. – непонимание – 11,
* 11кл.– непонимание – 3, контроль – 2, скорый отъезд на учёбу - 2»
Мы уверены, что и у вас, уважаемые родители, возникло больше трудностей с детьми, когда они подросли. Не зря же народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки». Растут дети – растут и проблемы. И обоснования этому могут быть самые разные, но смысл один: труднее со взрослыми.
И в раннем детстве, и в старшем возрасте дети стремятся до всего дойти сами. Но помощь взрослых в этом им просто необходима. Но помощь должна быть тактичной, своевременной и ненавязчивой, эта помощь не должна перечёркивать их самостоятельность. Таким образом, чтобы это была именно помощь, а не выполнение того или иного дела вместо ребёнка, за него.
Отсюда ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ: предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Очень важно при этом соблюдать следующее правило: не подсказывайте готового решения, а лишь возможные пути к нему и анализируйте с ребёнком его правильные и ложные шаги на пути к цели. Это ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ воспитания.
Очень важна положительная обстановка, ваш немедленный одобряющий отклик на каждое достижение ребёнка. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Ребёнок всегда должен ощущать поддержку, похвалу. Никогда не ждите особого случая – хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Хвалите последовательно и неукоснительно. Это и есть ваша эмоциональная поддержка. Ребёнок чувствует, что его достижения не остались незамеченными, а значит, они важны. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Можно сказать: «Ты молодец», но лучше убедительнее: «Ты молодец, потому что…». И обязательно дайте почувствовать свою радость и удовлетворение по поводу его успеха.
В случае, если ребёнок совершает неверное действие, ошибку, стоит прислушаться к следующему совету. Дайте оценку поступку в тактичной, доверительной форме, укажите на ошибку, но не делайте выводов, сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное. Надо помнить, что любое замечание надо делать сразу после ошибки. А главное – помнить, что оценивать надо поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. И ещё: замечание должно быть кратким, вспоминать эту ошибку всю жизнь нельзя, конфликт не может продолжаться бесконечно. Надо вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал, что вы его понимаете. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нём. А для этого улыбнитесь ему, обнимите, не бойтесь проявлять свою любовь. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. И в этом заключается ЧЕТВЁРТАЯ ЗАПОВЕДЬ воспитания.
Чтобы вы немного отдохнули, для вас танцуют …
Основные родительские наставления, которые слышны в любом доме: «Ты ещё не умеешь, ты ещё не понимаешь, ты ещё мал»… А гораздо важнее, чтобы ребёнок слышал: «Ты уже умеешь, ты этому научишься, ты взрослеешь, у тебя получится». Потому что первой фразой мы подчёркиваем, что он еще не сравнялся с нами. Но ведь это и не является основной задачей дня. Да и должен ли он сравняться с нами? Признал ли он нас за образец? На силе ребёнка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью. Слабости и так очевидны; но если мы будем видеть только их, это будет означать неуважение к его труду, обесценивание его стараний и усилий. А также лишение перспективы: если, на ваш взгляд, сегодняшний день ничего не прибавил ко вчерашнему, стоит ли ребёнку стараться завтра?.
И снова мы незримо ведём разговор с нашими детьми. Через их анкеты. Если бы мы спросили сейчас у вас о том, наказываете ли вы своих детей, можно ли бить своих детей, почему родители бьют своих детей, имеет ли применение силы воспитательный эффект, думаем, ответы были бы приблизительно такие: «Нельзя бить», «Иногда бью, хотя понимаю, что это не метод», «Просто не сдерживаюсь», «А что делать, если слов не понимает»…
А вот как на этот вопрос ответили дети «35 человек безоговорочно считают, что бить нельзя и дают односложный ответ – нет. Но были и более демократичные детские ответы: иногда можно, за плохое поведение, за непослушание, если дети делают пакости, если заслуживают. Но были и такие ответы, которые я сейчас процитирую: «не бить нельзя, но это может привести к психическим отклонениям. Бьют, потому что не хотят с нами общаться, бить не нужно, нужно говорить и решать проблемы словесно. Родители вспыльчивы, потому и бьют. Бить нельзя, но можно наказать. Их в детстве тоже били. Они считают, что это правило воспитания. Бить нельзя, это не дает результата, но вызывает агрессию. Бьют, значит любят»
Послушайте, пожалуйста, ответ на ещё один вопрос: «Рукоприкладство – это сила или слабость?» «33 человека сказали, что это слабость. Не знаю – ответили 7 человек, и только 8 учеников посчитали, что это проявление силы. Были ответы с пояснением: слабость, сильный спокойно решит проблему. Слабость, замаскированная под силу».
Бить – это значит не иметь терпения, а терпение – это наивысшая доброта. Очень легко накричать, запретить, не выслушать, даже ударить. Очень тяжело быть терпеливым, а это важно: достичь доверия, стабильности, честности в отношениях с детьми. Наказание можно заменить пояснением. Терпеливо, спокойно, доброжелательно, аргументировано пояснить, что так поступать нельзя. Для этого снова понадобится терпение. Чудесный совет для тех, у кого стальные нервы. Мы ведь не ангелы и не святые, детей любим превыше всего в мире, но не всегда можем сдержаться, и нам часто не хватает терпения.
В нашей анкете был такой вопрос: «Просят ли дети у вас прощения, и просите ли вы прощения у них?» И дети ответили, что 90% детей просят прощения, а среди отцов – лишь 43%. Были ответы, полные безнадёжности: «я всегда прошу, они – никогда. Они считают, что всегда правы, независимо от ситуации»
Уважаемые родители, возьмите на вооружение такую мудрую мысль: «Просит прощения – это не слабость, это мужество, это мудрость».
Мы спросили у детей: «Бывают ли конфликты с отцом? Замечаете ли вы боль, грусть, тревогу в глазах отца?» И тут прослеживается интересная тенденция: в 6 классе лишь один ребёнок написал, что бывают, в 8 – два, в 9 – четыре, в 11 – 6.
Конфликт – это столкновение взглядов, вкусов, представлений. Это маленький узелок, но если его не развязать, идти дальше просто невозможно. И не ждать, пока он развяжется сам собой, а, не теряя времени, искать причину, прежде всего в себе. Что-то не досмотрели, что-то пропустили, чем-то легкомысленно пренебрегли. Взрослому не идёт роль обиженного: это унизительно для взрослого, делает его слабым, беспомощным. Дети всегда даются непросто. И каждый этап их жизни – это «плюс» или «минус» родителям. Не в том ли проблема «родителей и детей», что даже наилучшие родители пытаются лишь передать накопленное добро. Один древний царь, умирая, сказал своему сыну : «Видишь, какое богатство я оставляю тебе!» Сын ответил: «Ты не оставил мне главного: возможность такое богатство заработать».
Родителям стоит научиться не бояться того, что их детям придётся преодолевать трудности. А конфликты… Конфликты бывают между детьми и отцами. И чаще, когда дети взрослеют. Но дети замечают и грустные глаза, и плохое настроение, и боль, и тревогу родителей. И может быть, даже не глазами, а своей чистой детской душой. Ведь, как известно, самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.
А нам, взрослым, две истины следует помнить:
1. Ребёнок никогда не начинает любить первым, он – это зеркало, где отражается наша любовь.
2. Ребёнка учат, формируют не наши слова, даже наилучшие, а наши поступки!
И в подтверждение этой истины я передаю слово директору школы
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ.
1. Знаешь ли ты свою маму?
2. Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы отвечать своему назначению, чтобы быть отцом?
3. Какой стиль общения в вашей семье?
- демократический (это дружеская дискуссия, не подчёркивается, кто главный, не указывается выбор мнения, а лишь осторожно направляется);
- авторитарный (выдаются распоряжения, которых все слушаются);
- либеральный (без указаний и распоряжений, по принципу «моя хата с краю»)
4. Сколько времени вы общаетесь с отцом?
5. Чего вам не хватает для общения: времени или желания?
6. Что для вас важнее: любить отца или уважать?
7. В связи с тем, что ты взрослеешь, что тебя больше всего волнует в отношениях с родителями?»
8. Можно ли бить своих детей? Почему родители бьют своих детей?
9. Рукоприкладство – это сила или слабость?
10. Бывают ли конфликты с отцом?
11. Просите ли вы прощения у родителей, и просят ли родители у вас прощения хоть иногда?
1