Розробка позакласного заходу для учнів 8-9 кл. щодо форування ціннісного ставлення до себе "Я" - частинка Всесвіту"

Про матеріал

"Я" - частинка Всесвіту" - позакласний захід щодо формування в учнів 8-9 класів ціннісного ставлення до себе.

Мета: систематизувати знання учнів про історію розвитку космонавтики; формувати усвідомлене ставлення до себе як до частинки Всесвіту; активізувати пізнавальну діяльність учнів, розширювати їх світогляд; розвивати творче мислення і уяву, уміння аналізувати, класифікувати, порівнювати, співставляти.

Перегляд файлу

Олифиренко Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы Бердянского

УВК №1 «Мрія» Запорожской области,

отличник образования Украины,

специалист высшей категории, учитель-методист

 

 

«Я» – частичка Вселенной

(внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов

по формированию ценностного отношения к себе)

 

Задачи: систематизировать знания учащихся об истории развития космонавтики; формировать осознанное отношение к себе как к частице Вселенной; активизировать познавательную деятельность ребят, расширять их кругозор; развивать творческое мышление и воображение, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Оборудование:

  •                              рисунки учащихся по теме;
  •                              воздушные шары, звёзды;
  •                              компьютер, проектор, экран;
  •                              видеофильмы:

- «Наша планета со спутника» (https://www.youtube.com/watch?v=8GzKxnMOvDw) – 3:28;

- «Шаг во вселенную» (https://www.youtube.com/watch?v=GpX5vl3dzZc) – 5:42;

- «Космонавт Александр Волков о планете Земля» (https://www.youtube.com/watch?v=2FBBFYjLz6M) – 7:12;

 

Ход мероприятия

1. Медитация (на фоне музыки)

– Ребята, я приглашаю вас в одно очень увлекательное путешествие. Совершить его вам поможет ваше воображение и эта замечательная музыка. Можно закрыть глаза. Итак, слушайте музыку и представляйте.

После жаркого летнего дня наступила тихая, ясная, тёплая ночь… Вы сидите на берегу моря и смотрите на звездное небо. Оно такое огромное, бесконечно глубокое и таинственное… Мерцание далеких звезд, как магнит, притягивает к себе ваш взгляд… Вы смотрите на них и чувствуете, что сами как бы сливаетесь с космосом… Вы сами становитесь яркой звездой… Удивительное ощущение свободного парения, гармонии. Вам легко и хорошо. Вы чувствуете единение со Вселенной… Чувствуете себя частицей этого огромного мира... Вы счастливы от того, что мир этот так прекрасен, что вы любите его и можете сделать для него что-то доброе и полезное…

Но нам пора вернуться в класс.

– Какие чувства испытывали вы во время мысленного путешествия по вселенной? О чем думали?

(Ответы учащихся).

2. Просмотр видеофильма «Наша планета со спутника»

– А теперь давайте посмотрим на нашу планету глазами космонавтов. (Просмотр видеофильма).

– Каковы ваши впечатления от увиденного?

(Размышления учащихся).

3. Беседа

– На планете Земля живут люди, которые своими глазами видели и величественную Вселенную, и нашу родную планету. Как вы думаете, кто они?

(Ответы учащихся).

– Знаете ли вы, что на 12 апреля 2018 г. насчитывается 565 человек, совершивших орбитальный космический полёт, среди них – 60 женщин.

– Почему, на ваш взгляд, статистические данные даются на 12 апреля? Какое важное событие в истории развития человеческой цивилизации произошло 12 апреля?

(Ответы учащихся).

4. Прослушивание аудиозаписи с голосом Ю. Гагарина

– Предлагаю вам послушать аудиозапись: голос первого космонавта планеты в момент старта. Звучит он всего 33 секунды. Как вы думаете, что испытывал Ю. Гагарин в эти секунды?

(Ответы учащихся).

5. Комментированное чтение (работа в группах)

– А сейчас вам нужно будет поработать в группах (раздаются карточки с заданиями). Через 5 минут результаты этой работы 1 представитель от группы должен будет представить всему классу.

Задание для группы № 1

1. Прочитайте высказывания космонавтов.

2. Обсудите их в группе, выделите важные мысли.

3. Расскажите классу о том, какой увидели Землю космонавты?

– С чем и с кем сравнили Землю космонавты?

– Почему космонавты считают, что Землю надо беречь?

«Земля напоминала нам елочную игрушку, подвешенную в черноте космоса. По мере того, как мы летели, она становилась все меньше и меньше. Наконец, она уменьшилась до размеров мраморного шарика, чудесного маленького мраморного шарика. Этот удивительный, теплый, живой шарик выглядел таким трогательно беззащитным, что казалось, прикоснись к нему пальцем, и он рассыплется. Этого видения хватило бы для того, чтобы изменить человека и научить его ценить свой единственный родной дом» (Д.Ирвин, США).

«Из космоса я увидел Землю, неповторимо прекрасную, которую нужно уберечь от бед. Я почувствовал, что Земля – это наша мать. Шрамы границ между странами исчезли» (М. Фарис, Сирия).

Задание для группы № 2

1. Прочитайте высказывания космонавтов.

2. Обсудите в группе, выделите важные мысли.

3. Расскажите классу о том, что увидели космонавты через иллюминаторы космического корабля?

– Почему космонавт Т. Ван испытал чувство разбойника по отношению к Земле?

– Как вы понимаете выражение: «Мы – единый мир»?

 «В одной китайской легенде говорится о разбойниках, которые напали на девушку, но, увидев, как она прекрасна, влюбились в нее и стали ее защитниками. Вот и я, увидев впервые Землю через иллюминатор космического корабля, почувствовал себя таким разбойником. «Я люблю ее и должен ее беречь», – сказал я себе» (Т. Ван, США).

«Когда я смотрел вниз, я видел великую реку, извивающуюся на тысячи миль, протекающую из страны в страну. Я видел также обширные леса, протянувшиеся через границы, наблюдал за океаном, омывающим берега разных континентов. И пока я смотрел вниз, на ум мне пришли два слова: общность и взаимозависимость. Мы – единый мир» (Д. Бартоу, США).

Задание для группы № 3

1. Прочитайте высказывания космонавтов.

2. Обсудите в группе, выделите важные мысли.

3. Расскажите классу о том, зачем человеку нужна высота?

– Почему космонавт Ф. Туан назвал нашу Землю многострадальной?

– Что происходит с космонавтами, когда они побывали в космосе и прикоснулись к тайнам безграничной Вселенной?

«С детства я был влюблен в небо. Когда я стал летать, мне хотелось подняться как можно выше, войти в это огромное пространство, стать «человеком высоты». За восемь дней, проведенных в космосе, я понял, что высота нужна человеку прежде всего для того, чтобы лучше узнать свою многострадальную Землю, рассмотреть на ней то, что вблизи не увидишь. Не только любоваться красотой, но понять, как лучше вести свои человеческие дела, чтобы даже в малости не вредить природе» (Ф. Туан, Вьетнам).

«Во время космического полета психика каждого космонавта перестраивается. Увидев солнце, звезды и нашу планету, становишься более жизнелюбивым, более мягким, начинаешь более трепетно  относиться ко всему живому, быть добрее, терпимее относиться к окружающим людям. Во всяком случае, со мной произошло именно это» (Б. Волынов, Россия).

Задание для группы № 4

1. Прочитайте высказывания космонавтов.

2. Обсудите в группе, выделите важные мысли.

3. Расскажите классу о том, что ощутили космонавты, когда увидели Землю из космоса?

– В чем заключается главная ответственность людей, землян, человечества перед Землей?

Как вы считаете, почему надо любить и беречь нашу Землю?

«До полета я, конечно, представлял себе, как невелика и уязвима наша планета. Но представлял умом, привычными измерениями. И лишь увидев Землю из космоса, ощутил всей душой ее трогательную уязвимость. Главная наша ответственность – лелеять и хранить свою единственную обитель для будущих поколений» (З. Йен, Германия).

«Больше всего меня поразила атмосфера Земли, которая мне всегда представлялась безбрежным, бесконечно могучим океаном. А из космоса воздушная оболочка Земли кажется очень тоненькой, и только диву даешься, как она может защищать нас от убийственных космических лучей и потока метеоритного вещества, как может обеспечивать живительным кислородом многомиллиардное население планеты и ее животный мир, а еще промышленность и транспорт.

И подумалось: надолго ли хватит нашей атмосферы?

Как страшно повредить даже в самой малости эту тонкую оболочку – охранительницу жизни!»  (В. Шаталов, Россия).

Учащиеся (1 представитель от группы) комментируют высказывания космонавтов.

6. Просмотр видеофильма «Шаг во вселенную»

– Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Шаг во вселенную». В нем вы увидите уникальные документальные кадры: первый в мире выход в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Произошло это 18 марта 1965 г.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен был обладать А.Леонов, чтобы совершить первый шаг во вселенную?

(Ответы учащихся).

7. Просмотр фрагмента видеофильма «Космонавт Александр Волков о планете Земля»

– В конце 2012 г. в России состоялся телемарафон, посвященный Году охраны окружающей среды. На нем выступил руководитель администрации Звёздного городка, летчик-космонавт, трижды побывавший на орбите и имевший позывной в космосе – слово «Донбасс», уроженец ныне оккупированной Горловки (Донецкая обл.) Александр Александрович Волков. Давайте посмотрим фрагмент этого выступления из видеофильма «Космонавт Александр Волков о планете Земля».

– О каких экологических проблемах Земли говорил во время телемарафона А.Волков?

– Какой из космоса увидел он свою малую родину, город Горловку?

– Кого из космонавтов – уроженцев Украины вы можете назвать ещё?

8. Вклад Украины в покорение космоса

- Комментарии учителя к плакату «Внесок України у підкорення космосу».

(Дополнение: За годы независимости в Украине был совершен 131 пуск отечественных ракет-носителей. По заказу 19 государств и в интересах национальных космических программ в Украине было выведено на земную орбиту 248 космических аппаратов).

- Представление учащимся презентации «Космонавты Украины: от Павла Поповича до Леонида Каденюка».

9. Игра «Кто больше?»

– Давайте поиграем: составьте как можно больше слов из букв слова «космонавтика».

(Учащийся, записавший наибольшее количество слов, зачитывает их).

10. Творческая работа (по группам) на фоне песни «Притяжение Земли» («Мы – дети галактики»).

– Ребята, напишите обращение к нашим современникам – жителям Земли (5-6 предложений). Не забудьте напомнить им о том, что каждый из нас – частичка Вселенной.

11. Подведение итогов работы: чтение обращений учащихся к жителям Земли (1 человек от каждой группы).

12. Рефлексия (на фоне той же музыки, которая звучала в начале занятия)

– Ребята, в конце нашего мероприятия послушайте стихотворение поэтессы Марии Аксёновой «Я – часть Вселенной» (читает заранее подготовленный ученик).

Я часть Вселенной, порожденье

И форма времени-пространства,

Я часть извечного движенья:

Жизнь, смерть – фрагменты постоянства.

Когда умру я – стану пылью

Межзвёздной, ветер разнесёт

Меня по свету. С прошлой былью

Земной покончено. Забот,

Сомнений, счастья канет время,

Сознанье, преломившись в призме,

Покинет оболочки бремя…

А смерти нет, есть формы жизни.

– Какие выводы вы можете сделать по теме сегодняшнего мероприятия?

(Размышления учащихся).

 

docx
Додано
18 серпня 2018
Переглядів
751
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку