Стартап "ЗАСТОСУВАННЯ СТРАТЕГІЙ КРИТИЧНОГО МИСЛЕННЯ ЯК ЗАСІБ ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ НА УРОКАХ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ"

Про матеріал
Це конспект проведення стартапу для вчителів початкових класів на тему: "Застосування стратегій критичного мислення як засіб формування компетентностей учнів на уроках початкової школи"
Перегляд файлу

Стартап

«Застосування стратегій критичного мислення як засіб формування компетентностей учнів початкових класів»

I. Організаційно-ознайомлювальний модуль

II. Комунікативний модуль

Упражнение «Корпоративный стандарт»

Фасилитатор : - Мы рады приветствовать Вас на нашем сстартапе. И хотим вам сообщить, что наша тесная команда состоит из …. ( 2 Алл, 3 Валентины, 5 Светлан …)  А чтобы лучше узнать друг друга давайте с вами проведем упражнение на знакомство. Образуйте пару с тем, кто сидит от вас справа. И возьмите интервью друг у друга. Вам дается на это 2 минуты.  Затем каждый представляет соседа уже для всех участников по принципу:

«Многие знают, что она….

 Но мало, кто знает, что она…».

Презентации могут быть как краткими, так и развернутыми.

III. Мотиваційний модуль

Упражнение на активизацию умственной деятельности

Фасилитатор : - А сейчас мы проведем еще одно упражнение для того чтобы улучшить настроение и настроиться на работу. Хлопните в ладоши те, кто по утрам любит поспать? Потопайте те, кто любит шоколадные конфеты?

Отправьте воздушный поцелуй у кого сегодня хорошее настроение?

Кивните головой кто любит читать книги? Станьте на носочки и потянитесь к солнышку кто делает зарядку по утрам?

Ожидания «Шарики»

Фасилитатор : - Молодцы, итак продолжаем нашу работу. У каждого из вас к стулу прикреплен шарик. Напишите на шариках свои ожидания от нашей встречи и озвучьте их.

IV. Практично-теоретичний модуль

 «The world café»

Фасилитатор : У вас есть по два задания для каждой группы. Для того чтобы выполнить первое задание вам нужно выбрать хранителя времени, ответить на вопрос

(1. Актульность критического мышления, 2. Что такое критическое мышление, 3. Преимущества и недостатки критического мышления) и записать его на флипчарте. И двигаясь по часовой стрелке перейти к следующему флипчарту дополняя ответы предыдущей группы. Таким образом вы должны обойти все флипчарты, вернуться к своему, обобщить информацию и озвучить ее.

Презентация (теория, 4 слайда) 

Обобщение информации фасилитатором.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема создания условий для развития личности, способной к самоактуализации, творческому преобразованию мира и социально значимой деятельности. В связи с этим социально-педагогические проблемы формирования у учащихся социальных компетенций выходят сегодня на уровень приоритетных.

Учащиеся должны брать на себя активную и ответственную роль в социальной жизни и через эту роль приобретать статус и положение в обществе. Для успешного будущего ученику нужно:

 развить способность делать жизненный выбор;

 научиться самостоятельно принимать решения;

 научиться быть ответственным, способным брать на себя ответственность за свои действия, обязательства;

 развить способность защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии в своих ценностей;

 научиться оказывать поддержку, заботиться о других, действовать с ними и для них, разделять их заботы;

 приобрести социальный опыт, который состоит как из практических навыков участия в общественной жизни, так и уровня развития гражданских качеств личности.

Достижению этих целей способствует технология развития критического мышления, которая занимает должное место среди инновационных процессов в преподавании дисциплин школьного курса.

Цель современного образования заключается не в предоставлении ученикам информации, а в том, чтобы развивать в них критический способ мышления. Образование ориентировано на будущее, которое не может быть предопределенным. Итак, первоочередной задачей школы является развитие такого типа мышления, который позволит адекватно оценивать новые обстоятельства и формировать стратегию преодоления проблем, которые могут возникнуть, приспособления к новым, порой непредсказуемых политическим, экономическим или другим обстоятельствам. Таким образом, развитие критического мышления - актуальный в условиях интенсивных социальных изменений задания учителя. Только при условии достойного выполнения этой задачи мы сможем продвигаться в направлении демократии соответствии с требованиями мирового информационного общества.

Критическое мышление начиналось как переход от обучения, ориентированного преимущественно на запоминание, к обучения, направленного на развитие самостоятельного сознательного мышления учащихся. А важнейшим аспектом критического мышления является его соответствие требованиям демократизации образования и общества. Оно является действенным средством воспитания демократического менталитета граждан, как учеников, так и учителей, что делает данную технологию актуальной для достижения учебно-воспитательных задач.

По словам выдающегося американского мыслителя Джона Дьюи, которому принадлежит утверждение, что фундаментальная цель современного образования заключается не просто в предоставлении информации, а в том, чтобы развивать критическое способ мышления. Образование ориентировано на будущее, которое не может быть предопределенным, а следовательно, первоочередной является развитие того типа мышления, что позволяет адекватно оценивать новые обстоятельства и формировать стратегию преодоления проблем, которые могут возникнуть.

Таким образом, развитие критического мышления становится актуальным во времена интенсивных социальных изменений, когда невозможно действовать без постоянного приспособления к новым политическим, экономическим или иных обстоятельств, без эффективного решения проблем, значительную часть которых невозможно предвидеть. В этом смысле очевидна жизненная необходимость формирования критического мышления для отечественной образовательной системы. Только таким путем мы можем развиваться в соответствии с требованиями мирового информационного общества.

Урок

Фасилитатор : - А сейчас мы приглашаем вас на урок русского языка в 4 классе.

 Медиа навигатор. Правда в фактах.

Фасилитатор : - А сейчас мы с вами поговорим о информации. Откуда мы получаем информацию? (телевизор, газеты, интернет)  Хорошо, спасибо! Теперь подумаем, какое из этих источников информации основной? Проголосуем: я последовательно называю источники, которые вы назвали. А вы поднимайте руки, если для вас он – является основным. Договоримся, что проголосовать можно только один раз.

- Кто знает, что такое фейк? Вы правы, фейк – это неправдивая информация.

- Как вы думаете, какое отношение имеет критическое мышление к фейкам? Критичность мышления проявляется в способности человека не подвергаться влиянию чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления или факта, находить ценное и ложное в них.

У вас на столах лежит утверждение, вам нужно решить в группе правда это или фейк. Доказать или опровергнуть это утверждение.

  1. Украинский – второй самый мелодичный язык в мире.
  2. Аэропорт Орли в Париже назван в честь Филиппа Орлика.
  3. У гиппопотамов розовое молоко.

Фасилитатор :  Для современного человека умение критически воспринимать информацию, уметь ее анализировать, определять,

не является ли эта информация манипулятивной (фейковой) . Это - одна из самых ценных жизненных компетенций, которые

позволяют адекватно воспринимать окружающий мир и принимать правильные решения.

Без таких умений человек становится практически беззащитным от манипуляций, которые заставляют ее делать

сопротивление своих же интересов - в интересах тех, кто подает информацию. Человек с критическим умом требовательно оценивает информацию, тщательно проверяет ее, взвешивает все аргументы «за» и «против», проявляя тем самым самокритичное отношение к своим действиям.

V. Аналітичний модуль

Рефлексия. Упражнение «Орехи»

Фасилитатор : Перед вами лежат корзинки с орехами. Я прошу каждого взять по одному ореху, а затем в течение 1 мин внимательно рассмотреть его и запомнить (никаких пометок не делать!). Через минуту все орехи будут снова собраны в корзинку.

Их смешивают, высыпают в центр круга и предлагают каждому участнику найти свой орех.

– Удалось ли вам найти свой орех?

- По каким приметам удалось найти свой орех?

- Чем он отличается от других орехов?

- Люди, как и орехи, на первый взгляд, выглядят одинаковыми. Чтобы увидеть особенность каждого, необходимо потратить время, присмотреться внимательнее. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Он, возможно, внешне очень красивый, но внутри - совершенно пустой. И наоборот.

Такое бывает и с людьми. У ореха очень жесткая скорлупа, которая нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности и не сразу открыться другим. Для этого им нужно время.

Ожидания. Упражнение «Шарики».

Фасилитатор : Каждый из участников по очереди должен прочитать свое ожидания, записанное на шарике и сказать, оправдались ли  они. Если ожидания не оправдались, то шарик нужно лопнуть.

 «Палитра мнений» (обмен впечатлениями участников стартапа)

 

 

 

 

 

docx
Додано
18 березня 2019
Переглядів
722
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку