Тема: Внутренняя энергия тел. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.

Про матеріал

Тема: Внутренняя энергия тел. Способы изменения внутренней энергии.

Виды теплопередачи.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цель урока: - сформировать понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия;

- познакомит учащихся с двумя способами изменения внутренней энергии;

- ввести понятие теплопередачи, конвекции, излучения как способов теплообмена;

- формировать умение наблюдать, анализировать явления природы, делать выводы.

Перегляд файлу

Тема: Внутренняя энергия тел. Способы изменения внутренней энергии.

           Виды теплопередачи.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Цель урока: - сформировать понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия;

- познакомит учащихся с двумя способами изменения внутренней энергии;

- ввести понятие теплопередачи, конвекции, излучения как способов теплообмена;

- формировать умение наблюдать, анализировать явления природы, делать выводы.

 

                                             Структура урока.

 

                          1. Организационный момент.

- проверка готовности учащихся к уроку;

- создание оптимально благоприятной атмосферы на уроке(«Мордашки»)

 

          2. Актуализация опорных знаний.

А) Проверка домашнего задания (самопроверка)

Выполнение задания по карточкам.

 

  А

  Б

  В

 

   1

 

 

 

  1 б

  2

 

 

 

  1 б

  3

 

 

 

  1 б

  4

 

 

 

  1 б

  5

 

  2 б

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика _________________________________________

1 вариант

1. Чем выше температура, тем степень «нагретости»:

 А) Больше; Б) Меньше; В) Правильного ответа нет.

2. В воде, температура которой +50С, плавает лёд, температура которого – 50С.

Будет ли происходить теплообмен, если температура воды и льда будет равна 0 0С?

А) Да;  Б) Нет;   В) Частично

3. При теплообмене более нагретые тела отдают теплоту менее нагретым, при этом их температура:

А) Не изменяется;  Б) Выравнивается;  В) Уменьшается.

4. Температура 13 0С в абсолютной шкале температур будет равна:

А) – 273 К;  Б) 0 К;   В) 286 К.

5. Почему при измерении температуры собственного тела человек должен держать термометр несколько минут?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Ф.И. ученика _________________________________________

2 вариант

1. При теплообмене температура тел:                            

А) Выравнивается; Б) Не изменяется; В) Правильного ответа нет.

2. В воде, температура которой +50С, плавает лёд, температура которого – 50С.

Будет ли лёд отдавать теплоту воде?                                              

А) Нет;  Б) Да;   В) Частично                                                                 

3. Могут ли в природе происходить процессы, когда менее нагретые тела отдают теплоту более нагретым?

А) Да;  Б) Нет;  В) В некоторых случаях.

4. 4. Температура  - 10 0С в абсолютной шкале температур будет равна:

А) – 273 К;  Б) 0 К;   В) 263 К.

5. Что необходимо сделать, чтобы определит цену деления шкалы термометра?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учащиеся заполняют карточку оценивания на протяжении всего урока

Ф.И. ученика ______________________________________________________________

        Вид работы

                         № заданий

Количество  баллов

 

Проверка домашнего задания

    1

   2

   3

     4        

      5         

 

 

 

 

 

 

 

Работа в классе

 

 

 

Самостоятельная работа

     1

     2

    3

    4

    5

 

 

 

 

 

 

 

 

На сколько баллов по твоему мнению

ты усвоил новый материал?

Внутренняя энергия

 

Виды теплопередачи

Б) Межпредметные связи.

? Что вы знаете о строении вещества из уроков химии.

Вы уже знаете, что атом имеет сложную структуру. Давайте с вами вспомним строение атома. Для этого заполним небольшую схему.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной проблемы.

Какова же тема  нашего урока? Мне нужна ваша помощь. Чтобы узнать тему урока нам необходимо разгадать кроссворд.

 

 

Вопросы к кроссворду.

1. Как изменяется «нагретость» тела при увеличении температуры?

2. Физическая величина, показывающая, какая работа может быть выполнена при перемещении тела?

3. Как называется величина, которая определяет тепловое состояние тела?

4. Как называется прибор для измерения температуры?

5. Как называется физическая величина равная произведению силы на путь?

6. Как называются точки шкалы Цельсия, которые соответствуют температурам таяния льда и кипения воды?

7. Как называется  энергия, которой  обладают движущиеся тела?

8. Физическая величина, которая показывает скорость выполнения работы и равна отношению работы ко времени, за которое эта работа выполняется.

9. Как называется энергия взаимодействия тел?

 

 

1У

В

Е

Л

И

Ч

И

В

А

Е

Т

С

Я

2

Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

 

 

3Т

Е

М

П

Е

Р

А

Т

У

Р

А

 

 

4Т

Е

Р

М

О

М

Е

Т

Р

 

 

5Р

А

Б

О

Т

А

 

 

6

Р

Е

П

Е

Р

Н

Ы

Е

 

 

7К

И

Н

Е

Т

И

Ч

Е

С

К

А

Я

 

 

8М

О

Щ

Н

О

С

Т

Ь

 

9П

О

Т

Е

Н

Ц

И

А

Л

Ь

Н

А

Я

 

 

Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

 

4. Изучение нового материала.

(Фронтальное обсуждение вопросов)

Давайте вспомним:

- Из чего состоят все тела?

- Молекулы движутся или неподвижны?

- Как движутся молекулы?

- От чего и как зависит скорость движения молекул?

- Происходит ли взаимодействие между молекулами?

Мы выяснили, что молекулы движутся хаотически и их скорость зависит от температуры.

 

ОК Основные положения МКТ

Что такое тепловое движение?

Возьмите жёлтые полоски и попробуйте составить определение теплового движения

 

ОК Тепловое движение – это хаотическое движение атомов и молекул, скорость которых зависит от температуры.

Если молекулы движутся, значит, они обладают кинетической энергией, а если они движутся хаотически, значит, они сталкиваются друг с другом, т.е. взаимодействуют и обладают потенциальной энергией.

Где находятся молекулы? (внутри тела)

Возьмите розовые полоски и составьте определение внутренней энергии.

 

ОК Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул, из которых состоит тело. 

Условное обозначение U. Единицы измерения  [U] = Дж

Тепловые явления и процессы происходят, как правило, с изменением внутренней энергии. ∆ U

При нагревании скорость движения молекул увеличивается, а, следовательно, увеличивается их кинетическая энергия, значит увеличивается и внутренняя энергия.

Изменить температуру можно не только в результате передачи теплоты, но и за счёт совершения механической работы.

Например, когда нам холодно, мы потираем руки, и они согреваются, т.к. увеличивается внутренняя энергия. 

 

ОК Внутренняя энергия увеличивается если над телом совершается работа.

Уменьшается, если над телом совершается работа.

Одним из наиболее распространённых тепловых процессов является передача энергии от одних тел другим в результате теплообмена.

 

ОК Теплопередача – передача энергии от одних тел другим в результате теплообмена.

При теплопередачи происходит либо повышение, либо понижение температуры.

Как осуществляется теплопередача?

Более нагретые тела отдают свою энергию менее нагретым, при этом их температура понижается, а менее нагретые тела принимают энергию при этом нагреваются. Этот процесс происходит до тех пор, пока температуры взаимодействующих тел не выровняются.

 

ОК От более к менее нагретым.

 

ОК Количественная характеристика

       Условное обозначение

       Единицы измерения.

1 кДж = 1000 Дж = 103 Дж

1 МДж = 1 000 000 = 106 Дж

Первоначальное закрепление материала на практике.

Задание ПК

 

Раньше для измерения количества теплоты применяли единицу, которая наз.калорией.

1 калория равна количеству теплоты, которое необходимо сообщить 1г воды для её нагревания на 1 К.

Сейчас эту единицу используют для определения энергетической ценности пищевых продуктов.

1 кал = 4,19 Дж

1 ккал = 4200 Дж

 

Первоначальное закрепление материала на практике.

Задание ПК

 

Слайд 1

Как же происходит передача теплоты?

- Что происходит с ложкой, если её опустить в горячий чай?

- Почему ложка нагревается?

- Одинаково ли нагреются железная и деревянная ложка?

Вывод:

Различные вещества имеют различную теплопроводность. Вещества плохо проводящие теплоту применяют для теплоизоляции.

 

Слайд 2

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

На стержне закреплены при помощи воска кнопки. Конец стержня нагревают и замечают, что кнопки постепенно отпадают.

Вывод:

В твёрдых телах молекулы не могут перемещаться. При нагревании в пламени молекула получают достаточно большую энергию и со временем передают эту энергию соседним, те в свою очередь следующим. Такая передача энергии в результате столкновения частиц происходит как бы по цепочке, и со временем температура всех частей тела выравнивается.

Такой вид теплопередачи наз. теплопроводностью.

 

ОК Теплопроводность – передача энергии от одной молекулы к другой без переноса самого вещества.

 

Слайд 3

- Обладают ли теплопроводностью жидкости?

- Где быстрее происходит теплопроводность в жидкостях или газах ? Почему?

- В каких кабинетах теплее, где одно стекло или где двойные стёкла? Почему?

- Верно ли выражение : «Шуба греет».

ОК Где наблюдается:

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

1. Нагревание воды с марганцем.

Вывод:

Нижние нагретые слои воды, плотность которых меньше, вытесняются наверх более тяжёлыми холодными слоями, плотность которых больше.

Поскольку имеет место разница плотностей, возникает выталкивающая сила, которая способствует перемещению холодных и тёплых слоёв воды.

Этот процесс происходит до тех пор, пока существует разность температур между слоями жидкости.

 

Слайд 4

2. Нагревание воды в пробирке сверху до кипения.

- Какое самое холодное место в доме?

- Почему форточки для проветривания делают вверху, а батареи отопления внизу?

 

Слайд 6

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

Вертушка над горелкой.

Вывод:

Происходит перенос энергии потоками жидкости и газа.

 

Слайд 5

ОК Конвекция – перенос энергии потоками самого вещества.

- Может ли наблюдать конвекция в твёрдых телах? Почему?

 

ОК.  Где наблюдается?

 

Слайд 7

ОК

Существует особый вид теплообмена, его называют лучистым излучением.

Тепловое излучение обусловлено преобразованием части внутренней энергии тел в энергию излучения; и наоборот, энергия поглощённого теплового излучения превращается во внутреннюю энергию.

ОК

Энергия излучения зависит от : - температуры;

                                                  - цвета и состояния поверхности.

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

Теплоприемник и жидкостный манометр.

 

 

 

 

 

5. Первичное усвоение материала.

Решение задач с комментарием (работа в группах)

Задание ПК

1 группа.

Объясните физический смысл русской пословицы: «Много снега – много хлеба».

2 группа.

Желая охладить кастрюлю с компотом до комнатной температуры как можно быстрее, хозяйка поставила её на лёд. Правильно ли она сделала?

3 группа.

С какой целью на нефтебазах баки для хранения топлива красят серебристой краской?

4 группа.

Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись. Почему они при этом легче переносят холод?

5 группа.

Почему в комнате при температуре 150С нам теплее, чем в воде при температуре 200С7

6 группа

Необходимо быстро охладить бутылку с квасом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или измельчённый лёд, если температура их одинакова?

7 группа.

Над горящей свечой пушинка быстро поднимается вверх. Почему?

 

Слайд 8

Постановка проблемной ситуации.

Образование бриза.

 

6. Проверка усвоения материала.

Проверка понимания и коррекции усвоения учащимися нового материала

(кратковременная самостоятельная работа)

 

7. Итог урок.

Используя ПК и ОК обобщить и систематизировать знания учащихся.

 

Слайды: 9, 10,11,12.

 

8. Домашние задание.

Прочитать и уметь пересказывать параграф.

По желанию: придумать опыты или подобрать материал для демонстрации различных видов теплопередачи.

 

 

 

 

ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Вопросы к кроссворду.

1. Как изменится «нагретость» тела при увеличении температуры?

2. Физическая величина, показывающая, какая работа может быть выполнена при перемещении тела?

3. Как называется величина, которая определяет его тепловое состояние?

4. Как называется прибор для измерения температуры?

5. Как называется физическая величина равная произведению силы на путь?

6. Как называются точки шкалы Цельсия, которые соответствуют температурам таяния льда и кипения воды?

7. Как называется  энергия, которой  обладают движущиеся тела?

8. Физическая величина, которая показывает скорость выполнения работы и равна отношению работы ко времени, за которое эта работа выполняется.

9. Как называется энергия взаимодействия тел?

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

 

 

 

Задание №1

Перевести в Дж:  а) 0,5 кДж; б) 7 кДж;  в) 0,000 04 МДж;  г) 3 МДж

Задание № 2

1 кал = 4,19 Дж

1 ккал = 4200 Дж

 

 Перевести в Дж:  а) 2 кал;  б) 3 ккал.

 

Первичное усвоение материала.

Решение задач с комментарием (работа в малых группах)

Задание

1 группа.

Объясните физический смысл русской пословицы: «Много снега – много хлеба».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

images

 

Слайд 1

                                                                                                                         images 8

 

 

 

Слайд 2

 

 

                                                             7

 

                                                                 Слайд 3

images 4

 

Слайд 4

                                                                                                        images 1

 

Слайд 5

                                                         images 5

 

                                                                   Слайд 6

 

       images 6

 

           Слайд 7

 

                                                                                            untitled 9

 

 Слайд 8

 

untitled 3

               Слайд 9

                                                 untitled 2

 

                                                    Слайд 10

 

                                                                                   images 12

 

 Слайд 11

 

images12 Слайд 12

docx
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
Додано
14 листопада 2018
Переглядів
1293
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку