Чтение молча 9 класс

Додано: 28 березня 2021
Предмет: Мови національних меншин, 9 клас
Тест виконано: 730 разів
12 запитань
Запитання 1

Чтение молча

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ

     Мы получаем информацию, наблюдая явления природы. Но сама природа не ведет с нами беседы, не разговаривает с людьми. А животные? Разговаривают ли животные? И если да, то чем отличается их «язык» от языка людей? Что в них общего?

     Первобытный человек одушевлял всю природу: имели душу, чувствовали и говорили не только животные, растения, но и силы природы. В сказках, которые своеобразно отображают мышление человека, и солнце, и ветер, и любой цветок или мышонок могли стать действующими лицами и собеседниками человека.

     Позже, в Средневековье, взгляды радикально изменились, и только за человеком оставлялось право быть «сосудом разума», владельцем языка и речи.

     Сегодня работами многих ученых неопровержимо доказано, что у животных также есть язык, правда, очень примитивный и простой по сравнению с человеческим. Они пользуются специальными знаками — звуками, мимикой, телодвижениями — для передачи того или иного сообщения. Вспомните, например, сколь выразительно «говорит» собака с помощью своего хвоста! Знаками пользуются куры и дельфины, обезьяны и кошки, пчелы и слоны, тетерева и муравьи. Существует сложная система «танца» пчел, «язык» движений у самцов и самок тетеревов, 17 знаков насчитывают у павианов и около трех десятков — у человекообразных обезьян.

     Для животных «знаки» могут обозначать состояние радости, испуга, голода, призыва. Многие из них вполне возможно перевести на язык людей даже не одним словом (например, междометием), а целой фразой. Но фраз животные не произносят: «знак», «крик», «фраза» для них одно и то же.

     Знаки животных зачастую не образуют строгой системы, они не связаны друг с другом (например, у кошки — мяуканье и мурлыканье). Но у многих видов животных эти разрозненные знаки могут объединиться в систему и даже соединиться друг с другом. Например, у кур общий знак «тревога» расщепляется на четыре знака тревоги: «опасность близко», «опасность вдалеке», «опасность-человек» и «опасность-коршун». Всего в языке кур около 10 элементарных знаков: сочетаясь друг с другом, они образуют около двух десятков «составных знаков» (вроде знака «категорический приказ», состоящего из двух повторенных подряд знаков призыва).

     Еще большими лингвистическими способностями обладают вороны. Многолетние исследования американских ученых показали, что у ворон существуют различные языки: городские вороны не понимают сельских, вороны, живущие в штате Коннектикут, не могут общаться с воронами Калифорнии. Однако существуют «вороны-бродяги», кочующие из города в сельскую местность, из одного штата в другой. У этих бродячих ворон есть свой, особый язык. Но, кроме того, они знают языки других ворон, городских и сельских, и могут «разговаривать» (разумеется, по-вороньи) с ними. Полиглотами, оказывается, могут быть не только люди!

     В чем же отличие языка животных от языка людей? Отличия, безусловно, есть.

     Знаки животных конкретны. Они как бы «привязаны» к событию, к ситуации. Петух не может рассказать курице о том, что было вчера, или о том, что будет завтра; не сможет этого сделать и «словоохотливый» по сравнению с остальными животными шимпанзе. Знак существует только в данное время, в конкретной ситуации, приобретает значение теперь, сейчас. Не являются исключением и домашние попугаи, потому что они могут научиться повторять слова чужого (человеческого) языка.

     Только у человека знаки отрываются от ситуации, только человек может говорить о событиях будущих, прошлых, воображаемых, нереальных. Ворона-полиглот, сколькими бы вороньими языками она не владела, не сможет рассказать своим детям сказку, быль, небылицу. Человек может сказать: «Я поймал ворону»; может он сказать: «Ворона поймала человека». Ворона же не сумеет сделать этого, ибо ей не позволит ее конкретный тип «языка». Превращение языка в независимую систему знаков дало человеку колоссальные преимущества по сравнению с остальными животными.

     Птица испускает крик, чтобы привлечь человека, который дает ей корм, но она не осознает свой крик как знак, ее не учили так кричать, этот крик дан ей природой. животные не учатся звукам, которые они произносят, их язык не развивается, не меняется. Павианы, шимпанзе, куры, кошки «разговаривают» так же, как и сто, и тысячу лет назад. А человеческие языки? В них отмирают одни слова, появляются другие, развиваются новые значения старых слов и др. Хоть и очень медленно, но постоянно в наших языках происходят различные изменения.

     Как видим, у животных есть свой, особый язык, но он существенно отличается — и по функциям, и по строению — от языка людей, от словесного языка. Изучение языка животных — сложное и увлекательное дело, оно приближает нас к разгадкам многих тайн природы.

(582 слова) (По А. Кондратову)


1) Кому в прежние времена люди приписывали способность говорить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

варіанти відповідей

а) Первобытный и средневековый человек считали всю природу одушевленной и обладающей речью;

б) в прежние времена считали, что только человек способен говорить;

в) первобытный человек считал всю природу живой и говорящей, а в средневековье только человеку приписывали способность говорить.

Запитання 2

2) Признают ли современные ученые существование языка у животных?

варіанти відповідей

а) Они решительно отрицают его существование;

б) они допускают его существование, но не считают это доказанным;

в) признают и считают доказанным.

Запитання 3

3) Каким образом животные могут «говорить» — передавать то или иное сообщение?

варіанти відповідей

а) С помощью простых слов и коротких фраз, которые непонятны людям;

б) с помощью звуков, мимики, движений тела;

в) с помощью простых слов и телодвижений.

Запитання 4

4) животные используют отдельные, не связанные между собой знаки или определенную систему знаков?

варіанти відповідей

а) У всех животных знаки образуют некоторую систему;

б) у многих животных знаки образуют некоторую систему;

в) у всех животных для передачи сообщений используются разрозненные знаки.

Запитання 5

5) Чем отличается язык кур?

варіанти відповідей

а) Куры пользуются разрозненными знаками, не образующими системы;

б) «язык» кур — один из самых примитивных среди «языков» животных;

в) куры пользуются сравнительно сложным языком, в котором есть не только простые, но и составные знаки.

Запитання 6

6) Какую особенность языка ворон обнаружили ученые?

варіанти відповідей

а) Существуют разновидности языка ворон, живущих в разных местностях;

б) все вороны в мире используют один и тот же язык;

в) бродячие вороны не имеют своего языка общения.

Запитання 7

7) Кто такие вороны-полиглоты?

варіанти відповідей

а) Бродячие вороны, которые, кроме своего языка, знают язык других разновидностей ворон;

б) вороны, которые знают язык некоторых других птиц;

в) бродячие вороны, которые не имеют своего особого языка, но понимают язык других ворон.

Запитання 8

8) Насколько знаки, используемые животными, «привязаны» к конкретной ситуации?

варіанти відповідей

а) Знаки «языка» животных могут выразить только то, что есть здесь и сейчас;

б) знаки «языка» некоторых животных могут выходить за пределы конкретной ситуации;

в) большинство животных может использовать свой «язык», выходя за пределы ситуации «здесь и сейчас».

Запитання 9

9) Что следует из того, что человеческий язык не привязан к конкретной ситуации?

варіанти відповідей

а) Наш язык дает возможность выразить воображаемое, не существующее, но он несколько ограничен в изображении конкретных фактов;

б) он приспособлен не только для ситуации «здесь и сейчас», но дает возможность выйти за пределы сиюминутной реальности, более глубоко понять мир;

в) возможность говорить о прошлом, будущем, нереальном, шуточном и пр. отвлекает человека от важных жизненных задач.

Запитання 10

10) Языки живых существ развиваются или остаются неизменными?

варіанти відповідей

а) Язык животных не изменяется в течении сотен, тысяч лет, а в языке человека происходят различные изменения;

б) язык животных и язык человека остаются неизменными;

в) язык животных, хотя и очень медленно, меняется — так же, как и язык человека.

Запитання 11

11) Почему люди исследуют язык животных?

варіанти відповідей

а) Это проще, чем изучать происхождение, особенности языка человека;

б) это поможет увеличить власть человека над животным миром;

в) это помогает понять тайны природы.

Запитання 12

12) В данном тексте для примера приводятся два предложения: «Я поймал ворону» и «Ворона поймала человека». Какая разница между этими предложениями имеется в виду?

варіанти відповідей

а) Одно из этих предложений построено правильно, другое — с ошибкой;

б) второе предложение — «незаконное», потому что в нем говорится о том, чего не может быть в реальной ситуации;

в) второе предложение — вполне нормальное, если использовано в переносном, образном, шуточном смысле.

Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома

Створити тест