Сохранилось противопоставление [о] и [а] в безударных слогах — оканье: [головá]
Заднеязычный звонкий [г] в характеризуется смычным образованием и чередуется с [к] в слабой позиции: но[га] — но[к]
Аффрикаты /ц/ и /ч'/ совпадают в общем произношении (чоканье или цоканье)
Характерны утрата междугласного [j] и связанное с этим стяжение нескольких соседних гласных: [знáэт], [знáат], [знат] 'знает'; моло[дáа], моло[да] 'молодая'.
Часто смешиваются в произношении /р/ и /р’/; /ш'/ и /ж'/ сохраняют свою исконную мягкость.
Часто смешиваются в произношении /р/ и /р’/; /ш'/ и /ж'/ сохраняют свою исконную мягкость.
Звонкие согласные в ряде позиций оглушаются иначе, чем в литературном языке. С этим же связано и упрощение некоторых сочетаний согласных: [оммáн], [лáнно], [хвос]
В форме 3-го лица настоящего времени глаголы имеют окончание с /т/: ходи/т/, ходя/т/.
Личные и возвратное местоимений 1-го и 2-го лица в Р.-В.п. единственного числа имеют формы меня, тебя, себя.
Существительные женского рода твердого варианта склонения в форме Р. п. единственного числа имеют форму у сест[ры].
Широко распространено употребление согласуемых с именем постпозитивных частиц, уточняющих характер объекта: стол-от, избы-ты или избы-те, жену-ту.
Безударные гласные после твердых согласных не различаются — аканье: [гьлава], [галава].
Обычно употребляется фрикативное [γ] с оглушением в [х]: но[γа] —[нох].
Аффрикаты /ц/ и /ч'/ различаются.
Явления утраты междугласного [j] и связанное с этим стяжение нескольких соседних гласных нет.
Отсутствует упрощение сочетаний согласных: о[бм]ан, ла[дн]о, хво[ст]
В форме 3-го лица настоящего времени глаголы имеют окончание с /т'/: ходи/т'/, ходя/т'/.
Безударные гласные в форме 3-го лица множественного числа у глаголов обоих спряжений совпадают в общем произношении (как у глаголов I спряжения): [п'ѝшут'], [нóс'ут'].
Личные и возвратное местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа в Р.-В.п имеют формы мене, тебе, себе.
Существительные женского рода твердого варианта склонения в форме Р., Д. и П. п. совпадают: у сест[р'ѐ], как к сест[р'ѐ], о сест[р'ѐ].
Употребление согласуемых с именем постпозитивных частиц не встречается.
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома