Текст. Лингвистика текста

Материал теста позволяет обобщить и систематизировать изученный материал; осуществлять контроль знаний и умений по теме "Текст. Лингвистика текста".

Додано: 24 квітня 2020
Предмет: Мови національних меншин, 9 клас
Тест виконано: 591 раз
12 запитань
Запитання 1

Текст - это:

варіанти відповідей

это совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически. 

это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически. 

отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений

Запитання 2

Среди признаков текста нет:

варіанти відповідей

наличие грамматической связи между частями;

смысловая цельность, законченность;

тематическое и композиционное единство;

отсутствие подтем и микротем.

Запитання 3

Укажи текст-описание:

варіанти відповідей

Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…

Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Запитання 4

Укажи текст публицистического стиля:

варіанти відповідей

В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения.

Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине…

Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо.

Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя?

Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом...

Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду.

Вода при комнатной температуре – прозрачная жидкость, не обладающая ни вкусом, ни цветом, ни запахом, при отрицательной температуре – лед или снег, в газообразном состоянии – водяной пар. И в условиях Земли она может одновременно находиться во всех трех состояниях: снег на горных вершинах, реки у их подножья и облака в небесах. Вода без жизни возможна, а вот жизни без воды нет. 

Запитання 5

Укажи композицию данного текста:

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

варіанти відповідей

вступление, основная часть, заключение;

общее представление, отдельные признаки, общая оценка.

тезис, обоснование, вывод.

Запитання 6

Сложное синтаксическое целое - это:

варіанти відповідей

совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически.

законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически. 

фрагмент текста, раскрывающий одну из его подтем и состоящий из двух и более предложений.

Запитання 7

Укажи количество ССЦ в тексте:

Итак Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу. Трудно было бы сказать, о чём она думала и в состоянии ли она вообще о чём-нибудь думать. Впрочем, этим никто не интересовался. Поднималась она раньше всех в доме и этим досаждала прислуге. Потом шла к заутрене —  досаждала дворнику; потом приходила из церкви прямо к чаю и досаждала решительно всем, потому что всякому до себя, а эта старуха только мешается. Одним словом в богатом доме ей не было места, и она это чувствовала. Чуть кто подойдёт — она сейчас же поднимется и перейдёт на другое место.

варіанти відповідей

1

2

3

Запитання 8

Найди верное утверждение:

варіанти відповідей

Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня;

Абзац и сложное синтаксическое целое всегда совпадают;

В одном абзаце три сложных синтаксических целых.

Запитання 9

Связь предложений в тексте:

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят, что с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…(А.П.Чехов)

варіанти відповідей

последовательная,

параллельная,

смешанная.

Запитання 10

Укажи средства связи предложений в тексте, которое нуждается в редактировании:

Люблю ходить за грибами в лес. Ходишь, ищешь грибы, а грибы будто прячутся от тебя. Грибы - большие охотники играть в прятки! И большие грибы, и маленькие грибы умело повсюду маскируются в траве, под листвой, даже за камнями или подо мхом. Этим-то и интересно грибы собирать, что их нужно грибнику поискать.

варіанти відповідей

морфологические,

лексические,

синтаксические

Запитання 11

Восстанови нарушенный порядок предложений в тексте:

1)Две самые сильные обезьяны подхватили Маугли под мышки и понеслись вместе с ним по вершинам деревьев.

2)Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева так высоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьем бросались в воздух, вперед и вниз, и повисали на соседнем дереве, цепляясь за нижние сучья руками и ногами.

3)Как ни кружилась у Маугли голова, он все же наслаждался бешеной скачкой, хотя мелькавшая далеко внизу земля пугала его и сердце замирало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое.

4)Без него они могли бы двигаться вдвое скорее, но мальчик своей тяжестью задерживал их. (Р.Киплинг) 

варіанти відповідей

1), 2), 3), 4).

1), 4),3), 2) .

3),1),2), 4).

Запитання 12

Микротема текста - это:

варіанти відповідей

«малая тема», одно из слагаемых темы текста;

идея, заключённая в первом абзаце;

группа предложений, объединенных темой и главной мыслью.

Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома

Створити тест