Разработка урока русского языка в 1 классе
Тема: ВРЕМЕНА ГОДА
Цель урока:
Ознакомить учащихся с временами года, с их особенностями, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся, расширить словарный запас, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание помогать братьям нашим меньшим.
Разработка урока русского языка в 1 классе
Тема: ВРЕМЕНА ГОДА
Цель урока:
Ознакомить учащихся с временами года, с их особенностями, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся, расширить словарный запас, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание помогать братьям нашим меньшим.
Х О Д У Р О К А
І.Организация класса.
Дежурный: «Сегодня 17 февраля, пятница».
ІІ.Мотивация темы урока.
На доске вывешены 4 рисунка.
ІІІ.Работа над новым материалом.
Солнце печёт.
Липа цветёт.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Летом)
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела;
Повернётся к солнцу боком –
Вся нальётся алым соком.
В поле красная гвоздика,
Красивый клевер… Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
(М.Ивенсен)
- Как люди называют лето? (Красным).
- Почему?
Учитель:
У лесного муравья
Пребольшущая семья.
Братьев с сёстрами не счесть.
И двоюродные есть.
А бранятся они?
Дети:
Что защищают муравьи?
Игра «Кто больше».
(Кто больше назовёт слов на тему «Лето»).
Итог:
Лето – замечательное время года. Это время каникул, время отдыха, укрепления здоровья. Время, когда можно купаться в море, реке, гонять футбольный мяч, кататься на велосипеде. Но лето заканчивается и на смену ему приходит новая пора.
Учитель:
Грачи улетели,
Леса пожелтели.
Одни зеленеют лишь
Сосны да ели.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи…
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(Осенью).
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Учитель:
Осень! Ты так прекрасна! Наверное, нет человека, который оставался бы равнодушным к твоей красе.
Вот как о тебе пишут великие русские поэты:
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса.
И.Бунин
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над ясною поляной.
Какие слова употребляют авторы, описывая краски осени?
Багрец – густо красный, пурпурный цвет; золото – жёлтые листья; лиловый – светло-фиолетовый, цвета сирени. (Продемонстрировать рис. – «Куст сирени»).
Фрагмент кукольного театра:
Дорогая наша осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит будут пирожки.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим.
Осень: А уж яблоки, что мёд.
Дети: На варенье, на компот.
Учитель: Спасибо тебе, Осень, за твои подарки.
Осень (какая?) -… Вспомните все, что мы говорили сегодня об осени и подберите нужные слова. (золотая, пёстрая, разноцветная, щедрая).
Но вот деревья сбрасывают сказку Осени и настаёт поздняя осень.
Поздняя осень.
Грачи улетели.
Лес обнажился,
Поля опустели.
Нивы сжаты, рощи голы.
На дворе туман и сырость
Далеко за синие горы
Солнце красное скатилось.
В эту пору очень длинные тёмные вечера. Люди, чтобы как-то развлечь себя составляли докучливые сказки. Одну из них мы сейчас прослушаем:
Наступили холода
Обернулась в лёд вода.
Прилетели к нам метели
Заслепили снегом щели.
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанёс.
- (О каком времени года говорится в этой загадке?)
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам.
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Фрагмент кукольного театра:
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились-
Им холодно, поди.
Притопну-топну ножками.
С ветрами в пляс пойду!
И снежиночки-искринки
В хороводе закружу.
Музыкальная физкультминутка:
Дети надевают на голову свои шапочки-снежинки. Становятся в круг.
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собралися мы в кружок
Завертелись как снежок. Так!
(Дети танцуют под мелодию песни «Снегопад».
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая,
Какая смелая.
Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.
Но вот кончается
Дорога дальняя
Земля касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая
Какая чистая
Какая белая.
Скрипит снежок на улице
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулится
На ветке за окном.
Чирикнет и кивнёт в окно
Что надо? Не пойму…
Наверно, очень холодно
Без валенок ему.
Птицам зимой не только очень холодно, но и голодно. И погибают они чаще именно от голода, поэтому мы должны помогать им, для этого дети совместно с родителями изготавливают кормушки. Вывешивают в саду и ежедневно насыпают туда зерно, крошки хлеба, кусочки сала.
Индивидуальная работа: Составить предложения по картинке и данной схеме.
Ф. Тютчев.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и плещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Подснежника глянул глазок голубой
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
«Весна, весна красна!
Приди весна с радостью!
С великою милостью!»
Фрагмент кукольного театра.
Весна:
Здравствуйте, ребятки!
Принесла я вам
Лейки, грабли, лопатки.
Первые подснежники
Жёлтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов и зябликов.
И несёт любой ручей
Целый флот корабликов.
И ещё я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки
Новые считалки.
Учитель:
Из окошка мне видна
Расчудесная страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или салочки…
На берёзу села галка
Две вороны, воробей
Три сороки, соловей.
Поиграем – угадаем.
Будильник:
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи – загадки?
Где отгадка – там конец
Кто подскажет – молодец!
Отгадайте загадки, отгадки отнесите к тому времени года, к которым они относятся.
Горшочек маленький
Опарочка сладенька.
Горшочка не разбить
И опарочки не добыть
(Орех)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос)
Белая морковка
Зимой растёт.
(Сосулька)
Сижу на тереме
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд.
(Вишня)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинка)
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет.
(Лист)
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос цветочек –
Первый – молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
(Одуванчик)
Работа над рассказом К. Ушинского «Четыре желания!
1.Учитель читает рассказ (с. 46-47 учебника).
2.Составить рассказ по серии рисунков. (с.89 учебника)
Вывод: Каждое время года по-своему прекрасно.
ІV.Закрепление изученного материала.
Найдите ошибки художника.
V.Итог урока.