Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления" 7-й класс

Про матеріал

Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления" 7-й класс

Тип урока: Изучение нового материала с элементами проблемного исследования.

Вид урока: комбинированный.

Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, исследовательская работа, экспериментальное задание, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, проектная деятельность, дифференцированный подход.

Цели урока: - ввести понятие давления, как одной из характеристик взаимодействия;

- обеспечить понимание зависимости давления от площади поверхности ( на основе наблюдений и экспериментов);

- развивать познавательный интерес учащихся;

- показать связь изучаемого материала с жизнью, познакомить учащихся с учетом давления в технике, быту и природе;

- развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними;

- научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;

- научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;

- продолжить развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.



Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Задачи урока:

  1. Повторить тему «Сила»;
  2. Ввести понятие «давление», как физической величины, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности;
  3. Показать решение задачи на вычисление давления твердого тела на опору;
  4. Экспериментально определить зависимость давления от силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует;
  5. Выяснить, от чего зависит давление, и как его можно изменить.

учащиеся должны:

знать/понимать что называется давлением; какой буквой обозначается; в каких единицах измеряется; формулу, по которой можно рассчитать давление; способы изменения давления.

уметь применять формулу давления для решения задач; научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела, решать качественные задачи.



Перегляд файлу

Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления" 7-й класс

Тип урока:  Изучение нового материала с элементами проблемного исследования.

Вид урока: комбинированный.

Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, исследовательская работа, экспериментальное задание, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, проектная деятельность, дифференцированный подход.

Цели урока: - ввести понятие давления, как одной из характеристик взаимодействия;

- обеспечить понимание зависимости давления от площади поверхности ( на основе наблюдений и экспериментов);

- развивать познавательный интерес учащихся;

- показать связь изучаемого материала с жизнью, познакомить учащихся с учетом давления в технике, быту и    природе;

- развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними;

- научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;

- научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;

- продолжить развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.

 

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
                                                                                                                                 Леонардо да Винчи

Задачи урока:

  1. Повторить тему «Сила»;
  2. Ввести понятие «давление», как физической величины, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности;
  3. Показать решение задачи на вычисление давления твердого тела на опору;
  4. Экспериментально определить зависимость давления от силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует;
  5. Выяснить, от чего зависит давление, и как его можно изменить.

учащиеся должны:                          

знать/понимать что называется давлением; какой буквой обозначается; в каких единицах измеряется; формулу, по которой можно рассчитать давление; способы изменения давления.

 уметь применять формулу давления для решения задач; научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела, решать качественные задачи. 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- проверка готовности учащихся к уроку;

- создание оптимально благоприятной обстановки на уроке.

 

  1. Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами каждый урок отрываем для себя что- то новое, изучая физику.

Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще непознанного вокруг. Интерес к учебе, возникает тогда, когда человек трудится сам, т.е. происходит: ( слайд 1)

И – индивидуальная

Н – напряженная

Т – творческая

Е – ежедневная

Р – работа

Е – естественно

С – с юмором

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. (слайд 2)

На уроках физики мы говорим о познании мира.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные явления, но для изучения нового материала вспомним из изученного ранние то, что сегодня нам пригодиться.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

(слайд 3)

Мы изучили действие тел друг на друга ( взаимодействие), что такое сила и какие силы существую в природе. Для того чтобы выяснить тему нашего урока сегодня необходимо вспомнить некоторые понятия и заполнить кроссворд.

 

 

Р

А

В

Н

О

Д

Е

Й

С

Т

В

У

Ю

Щ

А

Я

 

В

Е

К

Т

О

Р

Н

А

Я

 

 

Т

В

Е

Р

Д

Ы

Х

 

С

И

Л

А

 

 

В

Е

С

 

 

Н

Е

В

Е

С

О

М

О

С

Т

Ь

Д

Е

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я

 

 

 

 

Т

Е

Л

 

Мы выяснили, что тема нашего урока «Давление твердых тел».

(слайд 4)

 

На протяжении всего урока учащиеся заполняют «Лист оценивания»

 

Самооценка:

Учащимся предлагается самостоятельно оценить себя, насколько они помнят ранние изученный материал.

 

  1. Изучение нового материала.

По мере изучения нового материала учащиеся заполняют ОК (опорный конспект).

 

Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.

                  Этап «создания» понятия о силе давления.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся – давим на сиденье, прикрепляем листок к доске – давим на кнопку (Демонстрация ситуации).

Что общего, с точки зрения физики, у тех воздействий, которые называют в жизни давлением одного тела на другое? (Действие силы на некоторую поверхность)

Вывод: получается, что действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тел, деформации, но и оказывает давление одного тела на другое.

Вы никогда не задумывались над следующими вопросами?

  1. Почему  наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
  2. Почему к человеку провалившемуся  под лед подходить нельзя, а бросают ему длинную доску или лестницу?

Надеюсь, сегодня мы ответим на все эти вопросы.

Демонстрация опытов.

Опыт 1 с бруском и гвоздями.

http://refdb.ru/images/1589/3176337/241cf02c.gif

 Этап обсуждения, выдвижение версий.

Какое физическое явление мы наблюдаем в опытах?

Какое предположение можно высказать о причине различия результатов?

( Дети высказывают версии их прописываем на доске)

По 1 опыту: глубина погружения бруска больше, если мы ставим острием в песок; Острием действует сильнее.

(слайд 5, слайд 6)

 

Выводы:

Оказывается, действие тел неполно характеризуется силой. Результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. (слайд

Вопрос:

Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость? (Учащиеся. Обратная зависимость)

(слайд 7)

От чего еще зависит сила давления?

(слайд 8)

Можно сделать вывод, что силу давления можно изменять.

(слайд 9)

 

Этап получения и обработки информации.

Нам необходимо ввести новую физическую величину – давление.

(слайд 10)

Давлениеэто физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Или  Давление - это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.

Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. 
Обозначения: p – давление

(слайд 11)

http://refdb.ru/images/1589/3176337/m73774c13.gif

http://refdb.ru/images/1589/3176337/384cb631.gif

F – сила 

S – площадь

(слайд 12, слайд 13)

За единицу давления принимается давление, производимое силой в 1 Н на поверхность площадью 1 м2  перпендикулярно этой поверхности. Эта единица называется паскалем.

За единицу давления в системе Си принят 1Па=1Н/1 м2.

(слайд 14)

Производные единицы: 1 кПа=1000 Па;

1МПа= 1000000 Па; 1 гПа=100Па;

Итак, мы выяснили как можно рассчитать давление и от чего оно зависит.

(слайд 15)

Формулу для расчета давления можно решить относительно величин входящих в эту формулу.

(слайд 16)

 

Первоначальное закрепление материала на практике.

(слайд 17)

Что значит давление равно 1500 Па; 12 кПа?

Ученики: Значит, на каждый квадратный метр поверхности действует сила 1500 Н; 12 кН.

Любая поверхность выдерживает только определенное давление, если это давление будет больше, то опора разрушится. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па. Поэтому, в зависимости от того какой результат хотят получить, давление можно увеличить или уменьшить.

Просмотр фрагмента мультфильма Маши и Медведь серия  «Лыжню».

Каковы способы изменения давления?

(слайд 18)

Увеличения:

- увеличения силы давления;

- уменьшение площади.

(слайд 19, слайд 20)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

а) Проверить умение самостоятельно и с полнотой выражать свои мысли и чувства в соответствии с поставленной задачей и ее выполнением.

         Экспериментальное задание.

Пожалуйста, все встаньте.  Что необходимо знать, чтобы определить давление, которое вы оказываете на пол?  (Массу своего тела для определения силы и площадь своей обуви – она у всех разная).

А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?

(Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек…Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы).

 А как уменьшить давление?

(Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь…Срочно похудеть, уменьшив модуль силы).

 

Взаимооценка:

Учащимся предлагается оценить ответы своих одноклассников и выставить оценки тем, кто, по их мнению дал наиболее полный и правильный ответ.

 

Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Ученики делают гимнастику для мышц глаз и для отдыха глаз  под музыку.

 

Физкульт минутка.

Раз, два, три, четыре. 
Руки выше, руки шире. 
Поворот направо, влево – 
Все мы делаем умело. 
Одну ногу поднимаем, 
Этим площадь уменьшаем. 
А давление растет. 
Прыгнем – вовсе пропадет. 

 

Решение задач к комментарием.

  1. Какое давление оказывает на снег лыжник, если длина каждой лыжи 2м, а ширина 12см?
  2. На опору, какой площади, надо поставить груз массой 20кг, чтобы произвести давление 400 кПа?

 

Оценивает ответ ученика – учитель с комментарием.

 

Экспериментальное задание.

(Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).

Работа в малых группах.

Определите давление, который оказывает деревянный брусок на поверхность стола(каждый ряд вычисляет давление разных граней деревянного бруска.

Составим план выполнения задания:

  1. С помощью динамометра измерим вес бруска.
  2. Измерим линейкой длину и ширину грани  бруска. Вычислим площадь грани. Выразим ее в квадратных метрах. 1 см2= 0,0001 м2
  3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле    http://festival.1september.ru/articles/529715/full_image002_0000.gif   

 

4. Результаты эксперимента оформим в виде таблицы:

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Вес бруска, Н

0,7

0,7

0,7

Площадь грани, м2

0,004

0,003

0,0012

Давление, Па

175

230

583

 

Вывод: При действии одной и той же силы давление тем больше, чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

(слайд 21)

 

  1. Проверка степени усвоения материала.

Обсуждение вопросов.

(слайд  22 - 26)

 

  1. Итог урока.

Подведение итогов урока  (итоги подводятся по логико-смысловой модели).

Сейчас проведем физическое лото.

На картинках показаны различные примеры учета давления в природе, технике и быту.

 Выберите: 

1 ряд  - примеры, где уменьшение давления достигается за счет увеличения площади поверхности.

2 ряд  - примеры, где увеличение  давления достигается за счет уменьшения площади поверхности.

3 ряд – примеры, где изменение давления происходит за счет изменения силы давления.

 

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Выберите из предложенных настроений то, которое у вас было на уроке.

Подведение итогов урока  (итоги подводятся по логико-смысловой модели).

 

  1.               Рефлексия 
    Стратегия " Трехминутное эссе" 
    Я знаю… 
    Я могу… 
    Я поработаю… 
    (заслушать 3-4 ученика) 
     

Учащиеся сдают «Листы оценивания» учителю.

 

  1. Домашнее задание.

Дифферинцорованное 

§22 письменно упр. 22 № 5, 6.

Учащиеся по желанию выбирают одно из предложенных заданий

  1. Мини проект «Обувь».

Определить разницу, в случаях, когда человек обувает обувь на сплошной подошве и обувь на каблуке. Сделать вывод.

Здесь нужно обвести подошву на клетчатой бумаге найти площадь и подсчитать давление, сравнить полученные результаты.

  1. Из спичечных коробков выстроить макеты

 

http://refdb.ru/images/1589/3176337/bbc67df.gif

 

Определить одинаковое ли давление производят на стол коробки, расположенные следующим образом.

Учащимся необходимо с помощью весов определить массу коробка, найти силу, определить линейные размеры коробка и определить давление во всех трех случаях.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

В

Е

Р

Д

Ы

Х

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Е

Л

 

  1. Как называется сила, которая оказывает такое же действие как несколько сил вместе взятых?
  2. Сила – величина: а) скалярная; б) векторная.
  3. Физическая величина, которая является мерой действия одного тела на другое (мерой взаимодействия тел)?
  4. Как называется сила, с которой тело давит на опору или растягивает нить подвеса?
  5. Как называется состояние тела, когда оно не давит на опору и не растягивает нить подвеса?
  6. Изменение формы и объема тела под действием силы это …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

 

Давление –

 

 

Условные обозначения

Формулы

Единица измерения -

Задание

 

P –

 

 

F –

 

 

S -

 

 

Р =

 

 

F =

 

 

S =

1 Па-

 

 

 

 

 

В классе

Дома

Перевести в Па

0,04 кПа; 3 кПа;

0,0005 МПа; 8 гПа

0,25 кН/м2;

2,3 Н/см2

 

2. Что значит давление равно 1500 Па; 12 кПа

 

3. Какое давление

оказывает на снег лыжник массой

60 кг,  если длина каждой лыжи 2м, а ширина 12см?

 

4. На опору какой площади, надо поставить груз массой 20кг, чтобы произвести  давление 400кПа?

 

 

Перевести в Па

0,007 кПа;

23 кПа; 0,8 гПа;

0,00009 МПа

0,35 кН/см2

 

2. Рассчитайте давление которое вы оказываете на полу стоя на двух ногах.

 

 

Производные величины

1 кПа = 1000 Па

1 МПа =1000000 Па

1 гПа = 100 Па

 

 

Способы изменения давления

 

Уменьшение

Увеличение

 

 

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 7 клас, Розробки уроків
Додано
14 листопада 2018
Переглядів
2260
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку