Урок природознавства "Перелітні та зимуючи птахи"

Про матеріал
Тема: Перелетные и оседлые птицы. Цель: продолжать формировать у учеников представления об осенних изменениях в жизни птиц; установить зависимость жизни птиц от солнечного тепла, растений, других животных; развивать умение наблюдать за птицами, описывать их внешний вид; формировать умение сравнивать птиц, группировать их по образу жизни в различные времена года; развивать у учеников заинтересованность в сохранении природы и приобретении практических природоохранных навыков; воспитывать уважительное отношение к природе и ее жителям.
Перегляд файлу

Урок №

Тема: Перелетные и оседлые птицы.

Цель: продолжать формировать у учеников представления об осенних изменениях в жизни птиц; установить зависимость жизни птиц от солнечного тепла, растений, других животных; развивать умение наблюдать за птицами, описывать их внешний вид; формировать умение сравнивать птиц, группировать их по образу жизни в различные времена года; развивать у учеников заинтересованность в сохранении природы и приобретении практических природоохранных навыков; воспитывать уважительное отношение к природе и ее жителям.

Оборудование: солнце и снежинка, фотографии разных птиц, наборы геометрических фигур, сигнальные карточки, кормушка, экран настроения, надписи на доске.

Ход урока

  1. Организация класса

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка синоптика.

— Какое сегодня число? Какое время года наступило?

— Какое состояние неба?

— Были ли осадки? Какие?

— На каких растениях остались плоды?

2. Фронтальный опрос.

— Какие произошли изменения в жизни насекомых с наступлением осени.

— Когда насекомых больше: летом или осенью? Почему?

— Куда исчезают на зиму насекомые?

— Как ведут себя рыбы в осенний период?

— Какие интересные сведения о жизни насекомых, рыб осенью вы

запомнили?

- А что происходит в жизни птиц с приходом осени?

ІII. Мотивация учебной деятельности

  1. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

- Все ли птицы улетают от нас в теплые края? (нет) А сейчас из геометрических фигур мы соберем птичку, которая остаётся с нами зимовать. Узнаете ли вы ее? Назовите мне фигуры, которые вы видите.

Из шаблонов геометрических фигур, используя инструкции по центру, слева к, справа к, сверху, снизу, сложить фигуру птицы.

– Что это за птичка?

- Почему синичка не улетает?

IV. Сообщение темы и цели урока

Так вот сегодня мы узнаем, почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются с нами зимовать.

Интерактивное упражнение «Отгадай тему урока».

- Давайте, попробуем расшифровать тему нашего урока. Да, тема нашего урока: Перелетные и оседлые птицы.

- Сегодня мы будем наблюдать за птицами, научимся их различать и узнаем, как мы можем помочь им зимой.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Беседа по серии фото в учебнике, с. 58.

— Вспомните строение птицы. Чем покрыто тело птиц? (перьями) Именно поэтому их называют еще пернатыми.

— Каких вы знаете  пернатых, которые видели летом, но зимой их не встретишь?

3. Рассказ учителя с демонстрацией картинок.

В конце сентября — в начале октября завершаются волшебные дни бабьего лета. Это замечательная осенняя пора, когда солнце посылает свое последнее теплое приветствие полям и лугам, над которыми пролетают серебристые паутинки.

Готовятся к отлету птицы, так как уже исчезли почти все насекомые. Значит, для пернатых стало значительно меньше пищи, а в скором времени наступит еще одно бедствие — холода. Это заставляет птиц держаться выводками, постепенно объединяясь в стайки, которые со временем будут соединяться с другими, увеличиваться, образуя огромные стаи. Такие птицы называются перелетными.

- Прочитайте об этом в учебнике с. 58 и закончите моё предложение:

Перелетными мы называем ( на доске)…

- Давайте, мы еще раз вспомним, почему эти птицы улетают на юг? Зачитайте в учебнике на с.59

- Так чего же птицы больше всего бояться голода или холода?

- Скажите,  каких птиц мы можем увидеть зимой? (ответы учеников)

4. Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Каждому ряду даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Воробей – чик – чик – чик

Голубь – у – у – у (показывает учитель)

     Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

 - Славный у нас получился концерт.

- Эти птицы, чьими голосами мы пели, называются оседлыми, почему они получили такое название нам расскажет Синекрылая Сойка на с. 59 учебника.

- Подумайте,  почему же они получили такое название?

5. Игра «Определи птиц».

- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Будем отправлять одних птиц в теплые края, а других оставлять с нами зимовать.

Раздаточные карточки с изображением оседлых и перелетных птиц. На доске — снежинка и солнышко. Ученики должны прочитать, выбрать и разместить возле них перелетных или, наоборот, оседлых. ( синица, ворона, воробей, голубь, ласточка, аист, скворец  и т.д.).

5. Физкультминутка.

Упражнение на координацию речи с движением

Птички в гнездышке сидят (дети присели)

И на улицу глядят (поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят (шагают)

И тихонечко летят (машут руками)

6. Практическая работа.

- К нам на урок прилетело три птицы ( галка, грач, серая ворона)  и люди часто этих птиц путают. т.к.  разница между ними сразу не бросается в глаза.

- Сейчас мы научимся различать их.

- Посмотрите и скажите, какие они: крупные или маленькие?

- А по цвету: светлые или темные?

- И еще одним общим признаком есть то, что они хорошо ходят по земле.

-  Но все-таки они и отличаются друг от друга.

1. У одной из них есть серая шейка.   Посмотрите, у какой из них?

2. Другая птица легко отличается блестящим сине-черным оперением – грач.

3. А серую  ворону легко распознать – по ее цвету  с черной головой, крыльями и хвостом.

VI. Закрепление и осмысление материала

  1. Работа с сигнальными карточками «Правда - ложь».

- Сейчас мы отправимся   на прогулку в зимний лес, только Вам здесь нужно быть очень внимательными и указать при помощи сигнальных карточек красного цвета на то , чего не бывает в зимнем лесу.

Учитель читает рассказ, а дети поднимают соответствующие сигнальные карточки.

Представьте себе, что мы с Вами в зимнем лесу. Мы идем по снежной тропинке, скрепит снег под ногами, слышна песня соловья, стучит дятел на сосне, курлычут журавли, кукует кукушка. У нас над головой пролетела серая ворона. А где – то вдалеке летит стая диких уток.

  1. Творческое задание в парах.

- А теперь давайте, ребята, поиграем, отгадайте, что это за птичка: Я с серым оперением и громко каркаю.

- Теперь вы объединитесь в пары, и придумайте загадки про птиц по фотографиям в учебнике (с. 59), в своих загадках вы можете указывать на цвет, голос и что интересного вы знаете про эту птичку, а мы попробуем отгадать. (Воробей, большая синица, дятел и т.д.)

VII. Обобщение и систематизация знаний

1. Беседа.

— Давайте вспомним, каких птиц называют перелетными?

— Каких птиц называют  оседлыми?

— Какие лакомства приготовила для них осень?

2. Практическое творческое задание для друзей природы.

— Какие полезные дела вы можете сделать, чтобы птицам зимой было

чем питаться возле «птичьих столовых»?

Позаботьтесь о птицах

- Настало время подумать о том, сможем ли мы зимой подкармливать птиц.

— Какой корм заготовили вы?

Дети говорят и кладут в кормушку корм, который они заготовили и называют его.

VIII. Подведение итогов урока

– Повесьте дома кормушки и понаблюдайте, какие птицы прилетают к ней и расскажите  о них на следующем уроке.

Рефлексия

 - Что нового узнали на уроке, чего не знали раннее?

- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы подошли и поделились, как прошел ваш урок.

Если вам было весело – смайлик – улыбка

Если вы узнали что-то новое и интересное – смайлик в очках

Если вас что-то удивило – смайлик - удивленный

Если вас что-то огорчило – смайлик грустный

Анализ настроений учеников.

X. Домашнее задание

Прочитать с. 58-59 учебника.

- Спасибо Вам, ребята, наш урок окончен!

 

docx
Пов’язані теми
Природознавство, Розробки уроків
НУШ
Додано
28 листопада 2020
Переглядів
298
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку