Урок №
Тема: Перелетные и оседлые птицы.
Цель: продолжать формировать у учеников представления об осенних изменениях в жизни птиц; установить зависимость жизни птиц от солнечного тепла, растений, других животных; развивать умение наблюдать за птицами, описывать их внешний вид; формировать умение сравнивать птиц, группировать их по образу жизни в различные времена года; развивать у учеников заинтересованность в сохранении природы и приобретении практических природоохранных навыков; воспитывать уважительное отношение к природе и ее жителям.
Оборудование: солнце и снежинка, фотографии разных птиц, наборы геометрических фигур, сигнальные карточки, кормушка, экран настроения, надписи на доске.
Ход урока
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация опорных знаний
1. Минутка синоптика.
— Какое сегодня число? Какое время года наступило?
— Какое состояние неба?
— Были ли осадки? Какие?
— На каких растениях остались плоды?
2. Фронтальный опрос.
— Какие произошли изменения в жизни насекомых с наступлением осени.
— Когда насекомых больше: летом или осенью? Почему?
— Куда исчезают на зиму насекомые?
— Как ведут себя рыбы в осенний период?
— Какие интересные сведения о жизни насекомых, рыб осенью вы
запомнили?
- А что происходит в жизни птиц с приходом осени?
ІII. Мотивация учебной деятельности
- Все ли птицы улетают от нас в теплые края? (нет) А сейчас из геометрических фигур мы соберем птичку, которая остаётся с нами зимовать. Узнаете ли вы ее? Назовите мне фигуры, которые вы видите.
Из шаблонов геометрических фигур, используя инструкции по центру, слева к, справа к, сверху, снизу, сложить фигуру птицы.
– Что это за птичка?
- Почему синичка не улетает?
IV. Сообщение темы и цели урока
Так вот сегодня мы узнаем, почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются с нами зимовать.
Интерактивное упражнение «Отгадай тему урока».
- Давайте, попробуем расшифровать тему нашего урока. Да, тема нашего урока: Перелетные и оседлые птицы.
- Сегодня мы будем наблюдать за птицами, научимся их различать и узнаем, как мы можем помочь им зимой.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа по серии фото в учебнике, с. 58.
— Вспомните строение птицы. Чем покрыто тело птиц? (перьями) Именно поэтому их называют еще пернатыми.
— Каких вы знаете пернатых, которые видели летом, но зимой их не встретишь?
3. Рассказ учителя с демонстрацией картинок.
В конце сентября — в начале октября завершаются волшебные дни бабьего лета. Это замечательная осенняя пора, когда солнце посылает свое последнее теплое приветствие полям и лугам, над которыми пролетают серебристые паутинки.
Готовятся к отлету птицы, так как уже исчезли почти все насекомые. Значит, для пернатых стало значительно меньше пищи, а в скором времени наступит еще одно бедствие — холода. Это заставляет птиц держаться выводками, постепенно объединяясь в стайки, которые со временем будут соединяться с другими, увеличиваться, образуя огромные стаи. Такие птицы называются перелетными.
- Прочитайте об этом в учебнике с. 58 и закончите моё предложение:
Перелетными мы называем ( на доске)…
- Давайте, мы еще раз вспомним, почему эти птицы улетают на юг? Зачитайте в учебнике на с.59
- Так чего же птицы больше всего бояться голода или холода?
- Скажите, каких птиц мы можем увидеть зимой? (ответы учеников)
4. Игра “Птичий концерт” (На внимание)
Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.
Каждому ряду даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Воробей – чик – чик – чик
Голубь – у – у – у (показывает учитель)
Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
- Славный у нас получился концерт.
- Эти птицы, чьими голосами мы пели, называются оседлыми, почему они получили такое название нам расскажет Синекрылая Сойка на с. 59 учебника.
- Подумайте, почему же они получили такое название?
5. Игра «Определи птиц».
- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Будем отправлять одних птиц в теплые края, а других оставлять с нами зимовать.
Раздаточные карточки с изображением оседлых и перелетных птиц. На доске — снежинка и солнышко. Ученики должны прочитать, выбрать и разместить возле них перелетных или, наоборот, оседлых. ( синица, ворона, воробей, голубь, ласточка, аист, скворец и т.д.).
5. Физкультминутка.
Упражнение на координацию речи с движением
Птички в гнездышке сидят (дети присели)
И на улицу глядят (поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят (шагают)
И тихонечко летят (машут руками)
6. Практическая работа.
- К нам на урок прилетело три птицы ( галка, грач, серая ворона) и люди часто этих птиц путают. т.к. разница между ними сразу не бросается в глаза.
- Сейчас мы научимся различать их.
- Посмотрите и скажите, какие они: крупные или маленькие?
- А по цвету: светлые или темные?
- И еще одним общим признаком есть то, что они хорошо ходят по земле.
- Но все-таки они и отличаются друг от друга.
1. У одной из них есть серая шейка. Посмотрите, у какой из них?
2. Другая птица легко отличается блестящим сине-черным оперением – грач.
3. А серую ворону легко распознать – по ее цвету с черной головой, крыльями и хвостом.
VI. Закрепление и осмысление материала
- Сейчас мы отправимся на прогулку в зимний лес, только Вам здесь нужно быть очень внимательными и указать при помощи сигнальных карточек красного цвета на то , чего не бывает в зимнем лесу.
Учитель читает рассказ, а дети поднимают соответствующие сигнальные карточки.
Представьте себе, что мы с Вами в зимнем лесу. Мы идем по снежной тропинке, скрепит снег под ногами, слышна песня соловья, стучит дятел на сосне, курлычут журавли, кукует кукушка. У нас над головой пролетела серая ворона. А где – то вдалеке летит стая диких уток.
- А теперь давайте, ребята, поиграем, отгадайте, что это за птичка: Я с серым оперением и громко каркаю.
- Теперь вы объединитесь в пары, и придумайте загадки про птиц по фотографиям в учебнике (с. 59), в своих загадках вы можете указывать на цвет, голос и что интересного вы знаете про эту птичку, а мы попробуем отгадать. (Воробей, большая синица, дятел и т.д.)
VII. Обобщение и систематизация знаний
1. Беседа.
— Давайте вспомним, каких птиц называют перелетными?
— Каких птиц называют оседлыми?
— Какие лакомства приготовила для них осень?
2. Практическое творческое задание для друзей природы.
— Какие полезные дела вы можете сделать, чтобы птицам зимой было
чем питаться возле «птичьих столовых»?
Позаботьтесь о птицах
- Настало время подумать о том, сможем ли мы зимой подкармливать птиц.
— Какой корм заготовили вы?
Дети говорят и кладут в кормушку корм, который они заготовили и называют его.
VIII. Подведение итогов урока
– Повесьте дома кормушки и понаблюдайте, какие птицы прилетают к ней и расскажите о них на следующем уроке.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке, чего не знали раннее?
- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы подошли и поделились, как прошел ваш урок.
Если вам было весело – смайлик – улыбка
Если вы узнали что-то новое и интересное – смайлик в очках
Если вас что-то удивило – смайлик - удивленный
Если вас что-то огорчило – смайлик грустный
Анализ настроений учеников.
X. Домашнее задание
Прочитать с. 58-59 учебника.
- Спасибо Вам, ребята, наш урок окончен!