Урок в 10 классе "Повторение изученного о правописании приставок (пре- и при-, з- и с-, на з- и на с-)"

Про матеріал

Урок обобщения изученного материала "Повторение изученного о правописании приставок (пре- и при-, з- и с-, на з- и на с-)". Форма проведения урока "урок-практикум".

Цель урока:

1) повторить ранее изученную тему ;

2) развивать умение уч-ся сопоставлять и анализировать языковые явления, делать выводы;

3) способствовать обогащению словарного запаса уч-ся, расширению их кругозора, проявлению творческих способностей.

Перегляд файлу

Русский язык

Тема: повторение изученного о правописании приставок  (пре- и при-, з- и с-, на з- и на с-)

Цель: 1) повторить ранее изученную тему ;  2) развивать умение уч-ся сопоставлять и анализировать языковые явления, делать выводы; 3) способствовать обогащению словарного запаса уч-ся, расширению их кругозора, проявлению творческих способностей.

Тип урока: обобщение изученного

Форма: практикум

Ход  урока

  1. Организационный этап
  2. Этап мотивации
  3. Этап актуализации опорных знаний

1. Задание "Кроссворд" (слова на правописание пре- и при-, в зависимости от 6 известных уч-ся правил)

За каждое правильно названное слово - 0,5 б. + 0,5 б. за формулировку правила (после разгадывания кроссворда).

1)человек, передающий кому-либо сведения по учебному предмету (преподаватель);

2)в суеверных представлениях: приманить кого-либо с помощью заклинаний (приворожить);

3)отличный, очень хороший (превосходный);

4)сторож у входа в дом (привратник);

5)человек, который опустился, согнув колени (присевший);

6)прийти куда-либо с трудом (приплестись).

кросворд_1.jpg

 

кросворд+ответ_1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задание "Ассоциации" (на доску прикрепляются магнитами "цветные" слова:  есть, нет, запомнить, согласные. Уч-ся называют правила + записывают их в тетради). Ответ: 0, 5 б.

 

Есть С-

Нет З-
Запомнить: здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги.

...с- перед глухими согласными

...з- перед звонкими согласными.

 

  1. Этапы реализации цели

1. Пушкинские стихи (дается задание"фразеологизм с сюрпризом” для 3-х уч-ся)

Задание:  запишите стихотворения, найдите слова с приставками, поясните их правописание.

(1 уч-ся пишут на доске, чередуясь; остальные - в тетрадях. Оценку 2 б. получает тот, кто у доски правильно напишет стихи и пояснит орфограмму).

 

1) Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна...      

"Зимний вечер"

 

2) Воспоминания безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.     

"Воспоминание"

 

3) Она мила - скажу меж нами -

Придворных витязей глаза...         

"Ее глаза"

 

4) Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца:

"Тятя, тятя, наши сети,

Притащили мертвеца!"       

"Утопленник"

 

5) Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал.   

  "В часы забав"

 

6) Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

"Бесы"

 

7) Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине...          

 "Бесы"

 

Проверяется "Фразеологизм с сюрпризом".

 

2. Побудь в роли учителя - исправь ошибку!

Задание выполняется на листах с напечатанными предложениями – по двум вариантам (из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина). В 10 словах допущены ошибки (из 11 заданных). Нужно их исправить и получить 5 баллов. Предложения читаются вслух, называются приставки (поясняются только в случаях ошибки в словах). Лист вкладывается в тетрадь при ее сдаче после звонка.

 

1. Батюшка вошел в самое время, когда я пределывал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

2. Батюшка за ворот преподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора.

3. Савельич стал разпоряжаться в избе и разкладывать вещи.

4. Извините мне мою безцеремонность: я прешел с вами познакомиться.

5. Безстыдство Швабрина чуть меня не взбесило.

6. Мы разстались со Швабриным как ни в чем не бывало.

7. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее приследовал.

8. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать.

9. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бесдействие.

 

 

1. Гувернер в смятении хотел было превстать и не мог: несчастный Бопре был мертво пьян.

2. Я преехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану.

3.Прошло несколько недель, и жизнь моя в крепости зделалась для меня приятною.

4. Меня бы страшно безпокоило плохое отношение ко мне Алексея Ивановича.

5. Принебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне несправедливым.

6. Савельич прирвал мои размышления и подал изписанный лист бумаги.

7. Комендант заметил, что все стихотворцы - люди безпутные и горькие пьяницы.

8. В этот вечер я разположен был к нежности и умилению.

9. Я вышел вместе со Швабриным, разсуждая об услышанном.

 

10 слов - 5 баллов.

 

3. Фразеологизм с сюрпризом

 

Задание для 3-х уч-ся: восстановить фразеологические обороты, записать полученное в тетради, вставить пропущенные буквы. За 6 слов с приставками - 3 б., за 6 фразеологизмов - 3 б., всего - 6 баллов.

Прочесть все фразеологические обороты вслух, выборочно желающим уч-ся пояснить 3-4 фразеологизма (1 балл).

 

1.)

1. Держать - кобыле хвост

2.  Ра…бирать - ужом.

3. Пр…шей - повинную голову

4. Пр…носить - к ра…битому корыту

5. И…виваться - на почтительном ра…стоянии

6. Возвращаться - по косточкам.

 

2.)

1. …даваться – пр…курить

2. И…ливать - на милость

3. Пр…греть - за уши

4. Пр…тянуть - язык на пр…вязи

5. Держать - змею на груди

6. Дать - душу.

 

3.)

1. И…пить - свое слово

2. Пр…вращаться - к рукам

3. Пр…брать - горькую чашу до дна

4. При последнем - вслух

5. …держать - огню и мечу

6. Пр…давать – и…дыхании.

 

Правильно.

 

1.)

1. Держать на почтительном расстоянии

2. Разбирать по косточкам

3. Пришей кобыле хвост

4. Приносить повинную голову

5. Извиваться ужом

6. Возвращаться к разбитому корыту.

 

2.)

1. Сдаваться на милость

2. Изливать душу

3. Пригреть змею на груди

4. Притянуть за уши

5. Держать язык на привязи

6. Дать прикурить.

 

3.)

1. Испить горькую чашу до дна

2. Превращаться вслух

3. Прибрать к рукам

4. При последнем издыхании

5. Сдержать свое слово

6. Предавать огню и мечу.

 

 

4. Литературные знакомые (в это время выполняется творческое задание)

На каждую парту дается лист с 6 предложениями (по 11 слов), всего - 2 варианта задания для класса.

Нужно, посоветовавшись, выписать каждой паре уч-ся слова с пропущенными буквами и устно определить автора и название произведения (1 балл). Языковая часть задания проверяется в классе выборочно (учитель затем оценит ее, собрав тетради), литературное - в классе - всеми (12 авторов и произведений - 1 балл). За слово - 0,5 б.

 

1. Это произведение – бе…смертный гимн юной любви, погубленной враждой двух семейств. (Шекспир «Ромео и Джульетта»)

2. Молодой дворянин …берег честь и, пр…одолев опасность, спас любимую. (Пушкин "Капитанская дочка")
3.Желание бе…пристрастного человека узнать тайну трех карт …делало его невольным убийцей. (Пушкин "Пиковая дама")

4. Молодой купец с непр…клонной решимостью вышел на поединок в защиту семейной чести. (Лермонтов "Песня про купца Калашникова…")

5. Мелкого чиновника умение пр…врать, пр…хвастнуть, пр…образило в значительное лицо. (Гоголь "Ревизор")

6. К девушке, ра…секая водную гладь, пр…ближалась нарядная шхуна. (Грин "Алые паруса")

7. Пр…смотревшись, молодой человек узнал в полковнике, и…бивающем солдата, отца любимой девушки. (Толстой "После бала")

8. Он пр…нижает свой род и ремесло, пр…возмогает насмешки и удары, чтобы считаться дворянином. (Мольер "Мещанин во дворянстве")

9. Этот неуч ра…суждает о том, что дверь, которая пр…лагается к своему месту, является пр…лагательным. ( Фонвизин "Недоросль")

10. "Безродного пр…грел и ввел в мое семейство", - не …держивал гнев его начальник, знатный барин. (Грибоедов "Горе от ума")

11. Наскучив пустой, бе…содержательной жизнью, молодой аристократ поселился в деревне. (Пушкин "Евгений Онегин")

12. Многих и…пугали слухи о странном прои…шествии - появлении красной свитки. (Гоголь " Сорочинская ярмарка")

 

 

5. Опиши картину (творческое задание для 2-х сильных уч-ся)

Написать мини-сочинение (до 10-15 предл.) по картине, введя в него данные словосочетания. Вставить пропущенные буквы. Прочитать сочинение вслух (после урока учитель проверит его в тетради). Максимум - 12 баллов.

а) И.И. Машков "Натюрморт с виноградом и раком" (1924 год)

1) пр…чудливо ра…положил; 2)пр…влекает взгляд; 3) ра…резанный лимон; 4) и…синя-черный виноград; 5) разной ра…цветки гранаты; 6) радостное во…приятие(настроение); 7)ра…писной кувшин; 8) рак, во…произведенный художником; 9) пр…восходный натюрморт.

 

б) И.Т. Хруцкий "Цветы и плоды" (1839 год)

1)пр…красное впечатление; 2)пр…влекают взгляд; 3)пр…ближенные к зрителю; 4) ра…положен кувшин; 5) краски ярко в…пыхивают (в…пыхивающие); 6)ра…пустившиеся цветы; 7) ра…резанный лимон; 8) и…синя-черный виноград; 9) радостное во…приятие(настроение).

 

 

Мини-сочинение по картине И. И. Машкова "Натюрморт"

Эта картина Машкова показалась мне очень интересной. Художник причудливо расположил различные фрукты и предметы. Сразу привлекает взгляд большой рак, воспроизведенный очень реалистично. Помимо рака мы можем увидеть также разрезанный лимон, гроздья иссиня-черного винограда и разной расцветки гранаты. Я считаю, что это просто превосходный натюрморт, он передает радостное настроение.

 

5988.jpg

 

 

Мини-сочинение по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды"
Натюрморт Хруцкого "Цветы и плоды" произвел на меня прекрасное впечатление. Красные, желтые и фиолетовые цветы в центре картины сразу привлекают взгляд. Приближенные к зрителю их крупные бутоны освещают темный фон натюрморта. Также на переднем плане расположен кувшин с искусной лепкой.

Не только в центре, но и сбоку ярко вспыхивают краски: справа кувшина такой же солнечно-желтый, как и распустившиеся цветы, разрезанный лимон.

С другой стороны лежит иссиня-черный виноград.

У меня сложилось радостное впечатление от картины.

7a5ac15eadc5ffcf2bb9bee09261b0c1.jpg

 

6. Подбери синоним

Задание выполняется по 2-м вариантам устно. Уч-ся называют слово, приставку (поясняют только в случае допущенной ошибки), толкование. Итог - 1 балл.

Дополнительное задание: составить сложное предложение с данными словами (3-4)

 

 

 

 

1) Бе…смыслица -                                   нелепость, глупость

2) чере…чур -                                            слишком

3) ни…ходящий -                                     падающий, убывающий

4) бе…дельничать -                                ничего не делать

5) и…подтишка -                                     скрытно

6) во…главить -                                       взять на себя руководство.

 

 

1) Бе…церемонный -                              наглый

2) чре…мерный -                                     слишком большой

3) ни…вергнуть -                                      сбросить что-то сверху

4) ра…жалобить -                                   вызвать сочувствие

5) бе…вкусица -                                      отсутствие чувства изящного

6) и…калечить -                                      нанести кому-либо увечья.

 

  1. Подведение итогов урока. Оценивание.
  2. Домашнее задание (по 3-м уровням)
  1. Высокий уровень: написать мини-сочинение, введя в него 6-7 слов с приставками.
  2. Достаточный уровень: составить 8 сложных предложений разных видов (или с прямой речью) со словами, записанными в тетради.
  3.  Средний уровень: составить 8 простых предложений со словами из классной работы.

 

 

Список использованной литературы:

1)Пушкин А.С. Капитанская дочка.- М.: Художественная литература, 1999.

2)Олімпіадні завдання з російської мови та літератури.- Луганськ, 2006.

3)Фролова Т.Я. Минуя рифы русской орфографии. – Симферополь, 2006.

4)Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., Айрис Пресс, 1998.

5)Содоль Г.В. Пронина Н.Т. Русский язык. 10 класс. – К., Освіта, 1994.

6)Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., Просвещение, 1989.

docx
Додано
28 лютого 2018
Переглядів
2485
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку