1.Способствовать развитию интереса к родному языку.
2.Воспитать чувство патриотизма и гордости за свой язык и свою страну.
3.Совершенствовать навыки выразительной речи.
4.Повышение статуса современного русского языка.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация учителя, распечатанный раздаточный материал
Тип занятия: урок-игра
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе
Тема: Интеллектуальный марафон
по русскому языку «Лишь слову жизнь дана…»
Цели:
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация учителя, распечатанный раздаточный материал
Тип занятия: урок-игра
Ход мероприятия:
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А это язык.
Мы врастаем, идём учиться в школу, в институт – целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. Что же такое «слово»?
По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово – «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. В нашем состязании принимают участие 2 команды: 10 и 11 классов.
Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные весёлые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Учитель: Предлагаю наши соревнования начать с разминки – конкурса загадок-шуток. Среди слов, как и среди людей, много однофамильцев. И называются ониомонимы. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для шутливых загадок. Итак, 1-й конкурс. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. На размышление даётся 20 секунд.
КОНКУРС ЗАГАДОК-ШУТОК
Учитель: Слово уважаемому жюри.
Учитель: Итак, разминка прошла успешно, продолжаем конкурсную программу.
Проверим, как конкурсанты владеют орфоэпическими нормами. Команды получают листы со словами, нужно в них правильно расставить ударение. На выполнение задания отводится 3 минуты, за каждый правильный ответ 1 балл.
КОНКУРС ЗНАТОКОВ УДАРЕНИЯ
Алфавит; Квартал;
портфель; документ;
магазин; эксперт;
каталог; каламбур;
бармен; свекла;
арахис; феномен;
баржа; творог
Учитель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживёшь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки в своей речи. Конкурс будем проводить в 2 этапа, за каждый правильный ответ – 2 балла.
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ
1 этап
2 этап
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Учитель: Слово уважаемому жюри.
Учитель: Сейчас в течение трёх минут вам необходимо будет написать как можно больше имён существительных, обозначающих качества человеческого характера. Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные. Н а п р и м е р : положительное – храбрость, отрицательное – трусость. За каждую правильную пару начисляется по 1 баллу. Итак, конкурс называется «В погоне за существительными».
Зрителям снова предлагается конкурс.
Учитель: Сейчас поговорим об истории языка. Мы с вами часто употребляем в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он бежал сломя голову», или «Он в этом деле собаку съел», или «Заруби себе на носу».
Однако мы с вами имеем честь принадлежать к русскому народу и, конечно, знаем, что означают такие фразы. А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить. Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в 2 конкурсах фразеологизмов. Первый конкурс с рисунками-подсказками. Нужно вспомнить, какие фразеологизмы мы употребляем в определённых условиях. Если участники вспоминают фразеологизм без подсказки, то получают 2 балла, а если с подсказкой, то 1 балл.
КОНКУРС С РИСУНКАМИ-ПОДСКАЗКАМИ
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим
Учитель: В следующем конкурсе нужно объяснить значение фразеологизмов. Каждая команда получает задание и выполняет в течение 5 минут.
КОНКУРС ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Объясните значение фразеологизмов:
Учитель : Зрители принимают участие в конкурсе
Учитель: Теперь участникам предстоит проявить себя в конкурсе «Чёрный ящик». Сейчас появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что в нём находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.
КОНКУРС «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
Задание 1
Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень.)
Задание 2
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь отличающегося чрезмерной худобой человека. Глупый человек будет искать её среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка.)
Задание 3
Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева, на котором, по преданию, повесился предатель Иуда. Что это? (Лист.)
Задание 4
Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в этом «чёрном ящике»? (Ключ.)
Задание 5
Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые садисты любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это?
Задание 6
Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-царевичу. Что же это за фольклорный помощник? (Клубок.)
Задание 7
Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
Задание 8
Козла упрекают в том, что предмета, находящегося в этом ящике, у него не бывает. И у птиц его тоже не бывает, но все почему - то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Из него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (Молоко)
Учитель: Слово многоуважаемому жюри.
Учитель: Что ж, дорогие друзья, перед вами последнее испытание. С ним необходимо справиться в течение 5 минут. Каждая команда должна составить синквейн на тему «Праздник знатоков и любителей русского языка». Напомню вам, что это такое.
Пример синквейна
Осень.
Осень
Яркая, красивая,
Волнует, восхищает, вдохновляет.
Жду с нетерпением это время года.
«Очей очарованье!»
Итак, тема ясна. Приступаем к выполнению последнего задания.
Учитель: Зрителям предлагается конкурс.
Учитель: Вот и закончились наши испытания. И пока жюри готовится назвать нам победителей, я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в нашем марафоне. Слово нашему жюри.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Учитель: Слова, поговорки, пословицы, фразеологизмы, с которыми мы познакомились, - это всего лишь капля море слов.
Но, возможно, эта капля приведёт нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, многозначные слова русского языка. Великие люди утверждают:
Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету всё, что имел.
Дэниэл Уэбстер
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.
Л.Н.Толстой
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Конфуций
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.
Наполеон Бонапарт
Говори, чтобы я тебя увидел!
Сократ
Учитель : Спасибо за любовь к СЛОВУ!!!
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какие задания оказались наиболее трудны?
- Какие задания вызвали ваш интерес?
- Хотели ли бы вы в дальнейшем принимать участие в интеллектуальных марафонах?