Урок русского языка в 10 классе на тему "Авторская позиция и средства ее выражения"

Про матеріал

На уроке русского языка в 10 классе изучается тема " Авторская позиция в тексте". Цель данного урока - создание условий для личностно - ориентированного направления обучения средствами технологии РКМЧП. На уроке учащиеся учатся определять авторскую точку зрения, выражают свою посредством диалога и творческой работы. Урок выстроен в нетрадиционной форме, используется презентация и раздаточный материал.

Перегляд файлу

 

 


Першотравенская  общеобразовательная средняя  школа №3   г.Першотравенска  Днепропетровской области

 

 

 

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Авторская позиция и средства ее выражения в тексте

 

 

Подготовила учитель-методист русского языка и

литературы Першотравенской ОШ № 3

Шишкина Валентина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Тема урока: Авторская позиция и средства её выражения в тексте.

Цели урока: - создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП;

- создание условий для реализации учащимися передавать свою точку зрения посредством диалога и творческих работ;

- развитие речи учащихся;

- воспитание культуры речи, интереса к художественному творчеству.

Тип урока:  анализ художественного текста

Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: - мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

 

Ход урока

  1. Вызов (Мотивация и обобщение уже имеющихся знаний по теме, мотивация учебной деятельности)

На экране кадры из мультфильма о Львенке и Черепашке. Звучит песенка « Я на солнышке лежу…»         ( Слайд №1)

Учитель:  Предвижу ваше недоумение.  Вы, наверное, подумали, что я перепутала классы и вместо первого пришла в десятый класс. Уверяю вас: это не так. И вот почему: сегодня мы, действительно, будем говорить о сказке. О сказке детского писателя С. Г. Козлова, которого вы очень хорошо знаете.

- Скажите, знакомы ли вам такие мультфильмы, « Ёжик в тумане», « Ёжик и медвежонок»?  ( Слайд № 2)

Но прежде, чем мы познакомимся со сказкой С. Г. Козлова, запишем тему урока и определим задачи урока. Как вы понимаете, мы продолжаем погружаться в таинство текста и для начала вспомним то ,что мы знаем о тексте.

- Что такое текст?

Попробуйте закончить мои предложения:

а) Если мы задаем вопрос, о чем текст, мы определяем…..(тему)

б) Если спрашиваем, какие вопросы рассматривает автор в данном тексте, мы находим ….( проблемы)

в) Если спрашиваем, над каким вопросом автор рассуждает больше всего, мы находим …( основную проблему)

г) Если задаем вопрос, зачем автор написал этот текст, мы определяем…( идею)

д) Если спрашиваем о том, как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы), мы находим…( авторскую позицию)

е) Всегда ли авторская позиция открыта читателю, всегда ли лежит на поверхности?

Учитель:  Авторская позиция очень часто скрыта от глаз читателя. И чтобы открыть её, нужно быть умным читателем, нужно понимать, что чтение- это серьёзный труд, направленный на формирование собственной души. Чтение – это труд более сложный, чем физический: через чтение формируется наше нравственное силовое поле, создать которое намного труднее, чем, например, вспахать поле или  построить дом. Даже решить сложную задачу по математике проще ( как говорил Эйнштейн, это всего лишь работа ума), а вот чтобы сформировать свой нравственный потенциал, нужна работа души. Почему сейчас все чаще говорят о  гуманитарной деградации? Потому, что мы перестали и разучились читать; неискушенному читателю всегда трудно определить авторскую позицию. Да и искушенному читателю  без серьезных размышлений это сделать непросто. Итак, попробуем это сделать.

Сегодня предметом нашего исследования будет сказка о зайце. Пока мы не приступили к чтению сказки, скажите:

- Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о них люди?

- А сейчас попытайтесь представить себе, каким может быть конец сказки о зайце, т.е., какой может быть мораль сказки? Начните свой вывод так: Я думаю, что… ( Учащиеся пишут свои выводы, затем зачитывают их)

Учитель: Я не сомневалась в том, что, опираясь на свой жизненный опыт, вы будете писать о слабости и беззащитности зайца. Обратимся, наконец, к сказке С.Г. Козлова.  Сказка называется « Чёрный Омут».  И подумаеи, что в сказке явно , а что скрыто между строк, какую авторскую позицию, авторские мысли спрятал в сказке С. Г. Козлов?

2 Осмысление

  1. Чтение 1-ой части сказки ( Слайд № 3 )
  2. Беседа:

а ) Какую роль выбирает для себя автор?  Роль собеседника, роль сказочника, роль писателя- натуралиста или какую-то другую роль?

б ) Какую синтаксическую конструкцию избрал автор? Почему?  (дилог, потому что он характерен для разговорной речи, автор беседует и с читателем тоже )

Вывод: С.Г. Козлов использует диалог, т.е. мы не видим здесь синтаксического разнообразия. Диалог сходен с устным повествованием. Таким образом, с самого начала мы чувствуем авторскую позицию, его личностный тон. Он как бы приглашает нас к размышлению. Что это – обычный сказочный зачин или нечто другое? К кому это приглашение - к детям или взрослым? Кого он приглашает поразмыслить над смыслом жизни?

- Как вы думаете, о чем приглашает размышлять автор?

3. Чтение 2-ой части сказки.( Слайд №4 )

4. Беседа:

- Попробуйте представить себя на месте Зайца. Что вы ощутили?

-  Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Как вы думаете, для какой аудитории предназначена эта сказка? Почему вы так считаете?  Запишите свои ответы.

- Попробуйте представить , что случится дальше. Опишите это.

5. Чтение 3-ей части сказки ( Слайд № 5 )

6. Беседа:

- Какой эпизод этой части сказки показался вам философским? Прочитайте эту строчку.

-  Чего испугался Филин? Почему Филины так ведут себя? (боятся, ненавидят то, что  непонятно им, глумятся над теми, кто умнее, духовнее, нравственнее их )

Вывод:  Автор переносит нас в центр людских проблем и драм: мы видим отчаяние на грани самоубийства, опасение и страх перед сильными мира сего, боязнь непонятного, глумление над тем, что выше понимания обывателя, человека глупого и недалекого. Наконец, мы видим превращение маленького человека в личность.

- Как  вы думаете, каждый ли человек становится личностью?

Вот и автор убежден в том, что далеко не все могут стать личностью. (« Не станут все-то» )

Однако, ребята, обратите внимание на то, что текст по-прежнему сосредоточен на диалоге, как в детской сказке. Но, согласитесь, мы , взрослые, остро чувствуем напряженность момента, ярко, и не как дети, представляем  себе героев.

Давайте подведем промежуточный итог.

- Изменился ли Заяц? И как он изменился? Какой путь он прошел? ( от трусости.  неуверенности, страха перед жизнью – до уверенности в себе )

- Поменяли ли вы своё мнение о том, в качестве кого выступает автор и кому предназначена эта сказка ?

7. Чтение  4-ой  части сказки ( Слайд № 6 )

8. Беседа:

- Перечитайте свои записи, ответы на вопрос, каким вы представляете себе конец сказки о зайце.

Я думаю, что 4-ая часть выглядит неожиданно.

- Ребята, а сказка ли это? Как вы думаете?  ( скорее- притча, философское произведение )

- Так что же скрыто в этом произведении за кажущейся простотой ? Какую свою авторскую, жизненную, философскую позицию выразил С. Г. Козлов?

 Вывод: Это произведение о том, что нужно преодолевать свои слабости и никогда не отчаиваться, если тебе трудно - ведь выход есть всегда.

Это произведение о том, что не стоит пасовать перед глупостью и грубостью, не стоит пресмыкаться перед  сильными мира сего – всегда нужно сохранять чувство собственного достоинства.

Это произведение о тех, кто привык мерить всё своими мерками, а то, что выходит за рамки их убогого восприятия жизни, им непонятно и ненавистно. Вот и появляется агрессия: « Будь, как все! Не выделяйся!» Знакомо, не правда ли?

-  Перечитайте еще раз фразу : « Это не листья сыплются – это время шуршит, а мы слушаем, Всем страшно.»

- Почему страшно, когда время шуршит?

- Попробуйте письменно ответить на вопрос: « Прав ли Черный Омут, говоря: « Когда время шуршит – всем страшно.»

9. Письменная работа.

10. Чтение сочинений.

11. ( Слайд № 7)   стихотворение в прозе И. С. Тургенева « Как хороши, свежи были розы..»

- Как перекликаются эти два текста? Схожи ли авторские позиции?

12. Чтение 5-ой части сказки ( Слайд № 9)

13. Итак, мы узнали, С. Г. Козлов закончил свою сказку. Это всего лишь одно предложение, но какой неожиданный конец! Какой неожиданный переход от грустного философствования к яркому оптимизму.

-  Объясните фразу « выпал снег». Какие ассоциации она вызывает? ( радость, обновление земли , жизни)

В этой  новой жизни живет другой человек, который умеет радоваться жизни.

Рефлексия.

Итак, как и в какой форме С.Г. Козлов выразил свою авторскую позицию?

Учитель: Подводя итог урока, хочу акцентировать ваше внимание на том, что текст нельзя расценивать , как нечто застывшее. Его смысл может меняться для нас в зависимости от возраста, от нашего ителлектуального развития , от нашего жизненного опыта, от исторической и социокультурной ситуации. Однако, помните, что при каждом новом прочтении мы открываем для себя что-то новое.

Домашнее задание: Написать творческую работу на тему « Авторская позиция С.Г. Козлова в сказке « Черный Омут»

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
17 жовтня 2018
Переглядів
569
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку