Урок "Зависимость размеров физических тел от температуры. Самостоятельная работа."

Про матеріал

Розробка уроку з фізики на тему "Зависимость размеров физических тел от температуры. Самостоятельная работа." в 8 класі, що містить в собі самостійну роботу

Перегляд файлу

Тема урока: Зависимость размеров физических тел от температуры. Самостоятельная работа.

Цель урока: . Обьясняет зависимость размеров физических тел от температуры

формулирует причину теплового расширения тел в разных агрегатных состояниях,

Характеризирует тепловое расширение тел

Анализирует  его применение в технике.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: изучение материала – демонстрация и создание проблемной ситуации, закрепление  материала – решение задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

 Опрос учащихся по теме предыдущего урока, с демонстрацией презентацией, фрагментами фильма.

Вопросы к уч-ся:

  1. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
  2. Назовите ребята самое распространенное вещество в природе, которое можно видеть в 3-х агрегатных состояниях?
  3. Комментарий к слайду. Когда  вода превращается в лед?
  4. Просмотрите,  ребята фрагмент фильма о том, как одновременно может существовать несколько состояния воды в природе. Какое явление было отображено в фильме?
  5. Какие свойства твердых тел вы знаете? Почему твердые тела имеют такие свойства?
  6. Какие свойства жидкостей  вы знаете? Почему жидкости  имеют такие свойства?
  7. Какие свойства газов  вы знаете? Почему газы  имеют такие свойства?

Демонстрация фильма «Расположение и характер движения молекул»

  1. На какие 2 класса делятся твердые тела?
  2. Привести примеры кристаллических твердых тел?

Демонстрация слайда кристаллических решеток алмаза, графита, поваренной соли.

  1. Чем отличаются  аморфные тела от кристаллических? Приведите примеры аморфных тел.
    1. Мотивация учебной деятельности.

  Явление, которое мы сегодня с вами рассмотрим,  так часто встречается в нашей жизни, что без его учета невозможно представить ни одну конструкцию, бытовой  и измерительный прибор, поэтому знания особенностей этого явления есть жизненноважным.

  1. Демонстрация проблемной ситуации.

Демонстрация опыта со слайда. Медный шарик пропускают до и после нагревания через кольцо.  

Вопрос к уч-ся:

Что произошло к медным шариком?

Вывод: Твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

  1. Оглашение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, почему твердые тела при нагревании расширяются. Если учащиеся затрудняются ответить, то задать наводящиеся вопросы.

Демонстрация нагревания: нагревают  2 одинаковые по размерам проволоки, изготовленных из различных материалов: алюминия и стали. Проволоки соединены со стрелочками, которые перемещаются по шкале с ценой деления 0,05мм. Нагреваем проволоки с помощью  сухого горючего. Что мы наблюдаем? Проволока, изготовленная из алюминия при нагревании,  расширилась намного больше, чем стальная. 

Вывод: Тепловое расширение тела зависит от вещества, из которого оно изготовлено.

Физическую величину, характеризующую тепловое расширение материала, называют коэффициентом  линейного  расширения. Его обозначают буквой греческого алфавита

 α (альфа)  - коэффициентом  линейного  расширения

Буквой греческого алфавита

 ∆ (дельта) обозначают в физике изменение физической величины

 

∆t – изменение температуры

∆t=t-t0

t-  конечная температура тела после нагревания

t0- начальная температура тела до нагревания

 

   – изменение  длины тела

 

  - конечная длина тела после нагревания

  - начальная  длина тела до нагревания

 

 

Единица измерения температурного коэффициента расширения

[α]=

 

В таблице на стр. 102 учебника приведена «Таблица коэффициента расширения некоторых веществ»

 

Посмотрите,  ребята на таблицу и скажите железо или золото расширяется значительно при одинаковых условиях нагревания.

 

Знакомство с тепловым  расширением веществ.

Теплове расширение применяют в биметаллической пластинке, которую используют как реле реле - при нагревании она отклоняется и замыкает контакт.

Тепловое расширение приходится принимать во внимание:

  1. при  конструкции линий электропередач (закрепляют провода с провисаниями)
  2. газопровода (придают специальную изогнутую форму)
  3. при  укладке железнодорожных рельс оставляют зазоры

Все это приходится учитывать, чтобы предотвратить аварии.

 

YI. Закрепление

 

Упр. 1, 7 стр. 105

 Самостоятельная работа

1. В баке вместимостью 0,2 м 3 содержится нефть массой 160 кг. Какова плотность нефти?

 2.В каком состоянии находится вещество, если тело сохраняет свой объем, но легко меняет форму?

3. Какое давление оказывает на пол ящик массой 60 кг. Площадь опоры ящика 2м2 .

 4. Скорость пешехода равна 2 м /с. Какой путь пройдет пешеход за 2мин?

5. Мальчик поднимает груз на высоту 0,5м, действуя на него силой 40 Н. Чему равна произведенная работа

 

YII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

 

 

doc
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика 8 клас (Бар’яхтар В. Г., Божинова Ф. Я., Довгий С. О., Кі-рюхіна О.О. (за ред. Бар’яхтар В. Г., Довгого С.О.))
До уроку
§ 2. Залежність розмірів фізичних тіл від температури
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
1476
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку