Тема: Индия – страна контрастов
Цели и задачи урока:
– продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;
Учебно-наглядный комплекс: карты мира – физическая, политическая; презентация «Индия – страна контрастов»; атласы 10 класс, учебник географии 10 класс ; символика Индии, музыкальный файл «Индийская музыка» видео-проэктор.
Виды деятельности учащихся: опережающее задание-проэкт, индивидуальная работа учащихся; творческое задание; работа с картой, сообщения учащихся об Индии.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-проект.
План - конспект урока .
1. Организационный момент : (1 мин.)
Приветствие, организация учащихся на урок.
Раздача личных карт учащихся. Приложение № 2
2. Опрос домашнего задания :
Актуализация знаний.
Блиц-опрос по странам Азии. ( 1.5 мин.)
( Выставление оценок учащимися в личную карту) 0.5 мин.
3. Подготовка к изучению нового материала. 1,5 мин.
(звук в аэропорту)
- Выступление учителя :
Самолёт рейсом 242005 , следующий из Киева в Нью - Дели ,совершил посадку. Встречающих просим пройти к 10-у выходу.
(звучит индийская мелодия , девушка танцует индийский танец, выносит поднос с аромопалочками, специями, чаем, рисом, шахматами)
4. Мотивация учебной деятельности: СЛАЙД № 1
( На фоне танца учитель читает стихи)
О, Индия, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни - словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут - нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!
- Выступление учителя : 0.5 мин
Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Мы продолжаем знакомство со странами Азии, и сегодня мы совершим путешествие в страну, которая является колыбелью человеческой цивилизации, здесь впервые в мире научились выращивать рис, эта страна подарила миру шахматы и десятичную систему счисления.
- Итак, в какую же страну мы с вами сегодня совершим путешествие?
- Какие у вас ассоциации, когда вы произносите: "Индия"?
( учащиеся называют ассоциации) 1 мин.
Да, сегодня мы поближе познакомимся с этой самобытной страной, Индией и дадим ее общую экономико-географическую характеристику, но не традиционно, а с позиции двух полюсов. Тема сегодняшнего урока «Индия – страна контрастов». Слайд № 2
И главная цель урока – определить, в чем же своеобразие и контрастность страны, что способствует процветанию, а что тормозит его. Слайд № 3
На этот вопрос мы и ответим в результате нашей с вами работы. У нас сегодня необычный урок, урок-проект. Вы подготовили свои проекты по определенным темам, которые и помогут нам ответить на главный вопрос : в чем проявляется своеобразие и контрастность страны, что способствует процветанию, а что тормозит его?
Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии? Слайд № 4
(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые)
В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран. 2 мин.
5. Ознакомление с новым материалом с элементами прямого повторения.
- Почти в течение двух веков Индия была колонией Англии. Добилась независимости в 1947г., а в 1950г. была провозглашена республикой.
Начнём знакомство с визитки страны.
( на доске-изображение флага и герба)
- Рассмотрите символику страны. Что могут символизировать цвета флага? ( сообщение учащегося) 1мин.
Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос:
Цвет шафрана - сила и мужество страны.
Белая полоса - мир и истина.
Зеленый - плодородие, рост и благоприятные условия страны.
В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение, известное как «Чакра» (колесо закона).
- Что может символизировать герб Индии? (Сообщение учащегося)
1 мин.
На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке*. (Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду)
Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников».
Абака ( счетная доска) украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений:
Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Слон).
Абака опирается на лотос, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз, записанный деванагари:
सत्यमेव जयते «Лишь Истина побеждает».
( самостоятельная-поисковая работа с учебником).
Учитель:
- И мы с вами открываем Индию!
При помощи данных учебника & вам необходимо найти ответы на вопросы, которые дадут общую справку о стране:
1 вопрос: - Площадь : ( 3 млн.287 тыс. км. в кв.)
2 вопрос: Население : (1 млрд.30 тыс. человек.)
3 вопрос: Столица : (город Нью – Дели) .
4 вопрос: Госуд. устройство :
( федеративная республика 26 штатов и 6 союзных территорий)
5 вопрос: Глава гос-ва: (президент, фактически власть принадлежит премьер - министру.)
6 вопрос: Денежная единица : ( рупия).
( на доске в виде домино по вертикали расположены вопросы, учащиеся находят ответ в учебнике и учитель поэтапно « открывает» ответ, расположенный на обратной стороне листа)
- Индию называют страной контрастов. В чем же заключается контраст?
Что нам известно про Индию?
( по очереди учащиеся с места озвучивают некоторые интересные факты об Индии начиная предложение словами « А знаете ли вы?...»)
Знаете ли вы, что
-И теперь самое время перейти к основной части нашего урока.
«Экономико-географическое положение Индии».
- Первая группа подготовила проект на тему:
«Экономико-географическое положение Индии».
Слушаем внимательно, так как потом вам предстоит выполнить задания по этому материалу.
(выступление учащихся с подготовленной дома мультимедийной презентацией -2.5мин.)
Задание № 1( Приложение № 1)-заполнение контурной карты. Слайд № 5 1мин.
- Каковы же природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства?
2. Защита проекта «Природно-ресурсные предпосылки Индии»
( выступление второй группы): 2.5мин.
В природном отношении Индия – одна из богатейших стран мира. Недаром в колониальное время ее называли жемчужиной британской короны.
Да, Индия обладает значительными минеральными и энергетическими ресурсами. Запасы угля и железной руды – одни из крупнейших в мире, имеются также бокситы, нефть, марганец и др. По экспорту марганцевой руды и слюды Индия занимает одно из первых мест в мире.
Выполните задание №2. Слайд № 6
В предложенном тексте заполните пропуски.
Время на выполнение – 1 мин.
Климат Индии преимущественно ……………………………….. (субэкваториальный, муссонный). Имеются крупные месторождения: 1) ………………; 2) …………………; 3)…………………; 4) ……………..; 5)…………………….; 6)………………… (каменного угля, руд железа, марганца, хромита, бокситов, алмазов). По экспорту ……………………. (марганцевой) руды Индия занимает одно из первых мест в мире. ………………………… (земельные ресурсы) - природное богатство страны, т.к. их значительная часть обладает высоким плодородием. Леса занимают ………… (1/4 или 22%) площади Индии. Реки имеют большой …………………………. (энергетический) потенциал, а также являются основным источником ………………………………………………… (искусственного орошения).
Взаимопроверка:
- Назовите положительные и отрицательные стороны природно-ресурсной базы Индии.
- Что вы можете сказать о населении этого государства?
Послушаем, что нам еще расскажут по этому вопросу ребята.
- Каким же образом население будет способствовать процветанию страны, а что будет тормозить его развитие?
- Да, пока Индия делает ставку на неквалифицированную рабочую силу, но все большее внимание уделяется развитию образования и выращивание квалифицированных кадров. По числу специалистов с высшим образованием индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна находится на третьем месте по численности квалифицированного научно-технического персонала и на втором по количеству профессиональных программистов. Но все таки, основной проблемой населения является неграмотность – около 35 % не умеют ни читать, ни писать. Второй проблемой является безработица. Третьей проблемой является низкий уровень жизни и санитарных условий – Индия занимает первое место в мире по числу ВИЧ-инфицированных. –
(Задание №3) 2 мин.
Население Индии
а) буддизм |
б) индуизм |
в) синтоизм |
г) ислам |
а) хинди |
б) урду |
в) синдхи |
г) бенгали |
а) Агра |
б) Дели |
в) Калькутта |
г) Мумбаи |
а) больше 30 |
б) меньше 30 |
в) больше 70 |
г) меньше 70 |
Ключ на доске:
Самопроверка-выставление баллов в лист самооценивания-1прав.ответ-0.5б.
1 мин.
Индии удалось достигнуть относительно высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. Она входит в группу промежуточных стран. В чем особенность развития экономики Индии?
Защита проекта «Хозяйство Индии»
Чтобы нам еще раз закрепить знания по развитию экономики Индии, предлагаю вам игру.
Итак «Своя игра».
Правила этой игры вам знакомы: предлагается 4 вопроса .
на доске представлены варианты ответов: время 2 мин.
Легкая промышленность- Б
Рис,хлопок, сахарный тростник- В
Чай, арахис, манго- А
Иностранный туризм Г
С места
Промышленность:
(Учащиеся отвечают в своих листах, затем учитель предоставляет ключ к вопросам на экран:
1-Б
2-В
3-А
4-Г
Ключ на доске
(По результатам задания уч-ся выставляют баллы в листе самооценивания)
1 мин.
6.Обобщение : 2 мин.
Мы выявили ряд специфических особенностей Индии в теме "Индия страна контрастов".
- Какой же можно сделать вывод по главному вопросу нашей темы?
Слайд № 7
( ответы учащихся)
С одной стороны, Индия — аграрно-индустриальная страна, 2/3 беднейшего населения планеты проживает в Индии. Величина ВВП на душу населения составляет 300 долл.
И вместе с тем Индия — одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Индия — одна из древнейших мировых цивилизаций, вторая по численности населения страна мира. Индийские ученые — одни из авторитетных в мире, страна обладает собственным ядерным оружием и является космической державой, самостоятельно производит ракеты и программное обеспечение.
5.Закрепление : 2мин.
Слова учителя: Вам предлагается творческое задание – составление синквейна на тему «Индия». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила составления предоставлены в письменном виде в личной карте.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например:
Япония
развитая, самобытная
вызывает, удивляет, процветает
островное государство в Восточной Азии
страна восходящего солнца
- Выставление оценок в личную карту. 1мин.
Задание на дом. 1 мин. Слайд № 8
Подведение итогов. 1.5 мин.
заполнение личной карт
выставление оценок
сдача личных карт
Рефлексия
В жизни каждого человека происходит чреда непредсказуемых событий. Бывает, они кажутся малозначимыми или наоборот самыми важными на нашей жизненной дороге. Как бы там ни было, все они создают историю не только этого человека, но и целой страны. Неповторимую историю!
И удивительная история об Индии рассказана в фильме «Миллионер из трущоб». Фильм о внутренней вере, силе. О том, что человек сам вершит свою судьбу, хоть и с вмешательством внешних случайностей и бед, но сам! Все зависит от его духа!
Дух Индии это несомненно колоссальные возможности будущего этой противоречивой и загадочной земли.
(видео-фрагмент из фильма«Миллионер из трущоб»)
Оценка работы учащихся на уроке Ф.И.______________________
ЗАДАНИЕ №1
Напишите на карте под цифрами:
1 Название реки.
2. Название гор.
3. Название моря.
4. Название залива.
5. Название полуострова.
В предложенном тексте заполните пропуски. Время на выполнение – 2 мин.
Климат Индии преимущественно ………………… (субэкваториальный, муссонный). Имеются крупные месторождения: 1) ………………; 2) …………………; 3)…………………; 4) ……………..; 5)…………………….; 6)………………… (каменного угля, руд железа, марганца, хромита, бокситов, алмазов). По экспорту ……………………. (марганцевой) руды Индия занимает одно из первых мест в мире. ………………………… (земельные ресурсы) - природное богатство страны, т.к. их значительная часть обладает высоким плодородием. Реки имеют большой …………. (энергетический) потенциал, а также являются основным источником …………… (искусственного орошения).
Оценка – от 0- 2 баллов. _ _____________баллов
а) буддизм |
б) индуизм |
в) синтоизм |
г) ислам |
а) хинди |
б) урду |
в) синдхи |
г) бенгали |
а) Агра |
б) Дели |
в) Калькутта |
г) Мумбаи |
а) больше 30 |
б) меньше 30 |
в) больше 70 |
г) меньше 70 |
Один правильный ответ =0,5 б. __________баллов_
Промышленность:
Один правильный ответ =0,5 б. __________баллов_
Творческое задание « Сиквейн» от 0-1 б. __________баллов Активность в ответах на вопросы – от 0-1 б _________ баллов
ИТОГО ___________________________
_____________________________________________________________________________________
Правила составления СИНКВЕЙНА
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например:
Япония
развитая, самобытная
вызывает, удивляет, процветает
островное государство в Восточной Азии
страна восходящего солнца
Правила составления СИНКВЕЙНА
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например:
Япония
развитая, самобытная
вызывает, удивляет, процветает
островное государство в Восточной Азии
страна восходящего солнца