Цели: - формировать умение обсуждать проблему; - развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности; - воспитывать такие нравственные качества как отзывчивость, доброта, скромность.
Ток-шоу «У камина»
Цели:
- формировать умение обсуждать проблему;
Оборудование:
Рисунок камина со свечами на нем, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая слова «ток-шоу», сигнальные картиночки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.
Предварительна работа.
Героям ток-шоу заранее подготовлены проблемные истории.
Ход часа общения
Вступительное слово.
Учитель. Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток-шоу - это телепередача, в
которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче
принимают участие приглашенные в студию зрители.
Наше шоу называется «У камина».
(Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей, на стоящие возле него кресла и журнальный столик). Камин - символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.
Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу».
ТАLK SНОW (англ.)
I I
говорить показ
беседовать демонстрация
Учитель Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьезные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача - высказать свое личное мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.
А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдет о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое
плохо. Надеюсь, это ток-шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому-то и пересмотреть свое отношение к окружающим.
Вы готовы принять участие а серьезном разговоре?
В ваших руках - сигнальные карточки. С одной стороны их изображен вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой -восклицательный - «хочу сказать». Если у вас возникает вопрос, то поверните карточку той сторон, где изображен знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните её другой стороной, с изображение восклицательного знака.
Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.
Обсуждение притчи «Два ангела».
Два ангела - путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимной и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того путники были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстелили постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил: «Вещи не такие, какими кажутся».
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудную еду, которая у них была, и предложили им свои постели, чтоб те могли хорошо выспаться.
Утром, после пробуждения, ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
Вопросы для обсуждения.
Учитель : Итак встречаем первого гостя. Знакомтесь: Даша.
Даша: Меня зовут Даша. Я хочу рассказать случай, который произошел
более двух лет назад.
У нас дома живет собака. Она очень умная и особенно любит маму. Собака всегда поджидает маму с работы. Она узнает по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее - бежит навстречу, плохое -уходит на свое место за шкаф.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли:
А собака взяла в зубы один тапочек, потом второй и принесла маме.
- Спасибо, - ласково сказала мама собаке, - умница.
Сейчас - то я понимаю, что когда человек устал, нужно ему помочь. А тогда не понимала. Прошло много времени, а мне до сих пор не дает покоя этот случай. Что вы мне можете посоветовать?
Учитель: Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики зрителей.
Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает вывод. Учитель направляет беседу в нужное русло.
Учитель: Какая из помещенных из помещенных на стене пословиц подходит к данной ситуации? (Совесть без зубов, а загрызет).
Спасибо тебе, Даша за то, что ты пришла к нам на передачу и рассказала о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.
Встречаем следующую гостью. Её зовут Марина. Марина. Здравствуйте. Я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно на моих глазах.
Идет двое мальчишек и хвастаются.
- Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму, говорит первый.
А другой ему:
- Подумаешь грузовик! Я дом могу поднять!
Тогда первый говорит:
- Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.
Вот такие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжелой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть-то на неё не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них вырастут?
Реплики зрителей.
- Настоящие мужчины не хвастаются своей силой, а просто помогают
другим, как например, Чак Норрис.
Учитель: Какую пословицу мы выберем для этой ситуации? (Сила хорошо, ум лучше, а доброе сердце все покрывает).
Музыкальная пауза.
Учитель: Знакомьтесь: Наташа. Она расскажет нам свою историю.
Наташа: Я живу в поселке. Недалеко от поселка находится лес. Через лесную дорожку протекает речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла я как-то по нему и чуть не упала. У мостика доска отвалилась.
«Какая плохая доска, в следующий раз надо быть осторожней», - подумала я.
Вслед за мной прошли по мостику и два дружка - Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
- Вот противный мостик! - рассердились он.
Пришли к себе в поселок я, Николка и Петя и всех своих друзей предупредили:
- Не ходите по мостику, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
- Хорошо сделали, что предупредили, - сказали ребята, - но могли бы и
сделать еще лучше!
Не знаю, как Николка с Петей, но мне очень обидно стало: мы их предупредили, а они над нами посмеялись. Вот и делай после этого людям добро!
Реплики зрителей.
- Мостик общий, значит не надо ждать, пока его отремонтирует кто-то
другой. К тому - же это не такая уж страшная поломка, с ней может
справится любой мальчишка без помощи взрослых.
Учитель Подумаем над пословицей. Какая соответствует ситуации? (Маленькое дело лучше большего безделья.)
Просмотр короткометражного фильма.
Подведение итогов.
Спасибо всем участника и зрителям передачи.
В заключении продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня понял ...'»
Примечание. В качестве ситуаций использованы материалы произведений:
А. Седугин «Про умную собаку».
Л. Яхнин «Силачи».
Ю. Ермолаев «Страшный мостик».