Приложение 2 Е. Полосина / 10 кл /
КРАСОТА
А что такое красота?
Она всего узор на блюде?
Обложка?...Или же мечта?...
Но к ней всегда стремятся люди
Она не луч, не бледный блик,
Не только блеск и буйство цвета,
Неисчерпаемый родник
И вдохновение поэта.
Она скользит в пробелах строф
Блужданием немого взгляда,
Как будто сдержанность оков
Тончайшей нити шелкопряда
И словно летняя гроза,
В порыве вырвавшись наружу,
Она бросается в глаза,
Необъяснимо греет душу
И оставляет лишь вопрос,
Хотя никто не даст ответа:
В чем красота? В мерцанье грез?..
В тени?... А,может, вспышке света?...
Приложение. О женской красоте
|
||||||||||
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||
1
Урок-дискусія з російської мови та літератури
в 10 класі на тему:
«Що є краса? І чому її обожнюють люди?»
Мета: виявити уявлення учнів про красу людини; формувати правильне розуміння гармонічно розвиненої особистості; прищеплювати прагнення до безконфліктного спілкування; вдосконалювати культуру мовленнєвого етикету; виховувати доброзичливість, толерантне ставлення до оточуючих.
Обладнання: виставка репродукцій картин, додатки (додаток 1 «О женской красоте», додаток 2 «Стихотворение Е. Полосиной «Красота»»), плакат з опорними словосполученнями, проектор для демонстрації матеріалів заходу, екран.
Попередні завдання:
Хід заходу:
І. Організаційний момент. Оголошення теми і мети уроку.
ІІ. Мотивація навчальної діяльності.
Слово вчителя:
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.
Красота – это глубоко ч е л о в е ч е с к о е. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Предложенная нами тема с давних времен вызывала и вызывает жгучий интерес как у взрослых, так и у школьников.
ІІІ. Робота над темою уроку.
Учениця: Это стихотворение нельзя забыть. Оно сразу врезается в память и теребит душу. Обычно в лирическом стихотворении сюжет отсутствует, но здесь поэт представил нам картину, свидетелем которой он, по всей вероятности, был. Строки стихотворения порождают образ некрасивой девочки, которая радуется чужому счастью, с восторгом воспринимает то, что происходит вокруг нее. Изображая внешность девочки, автор сравнивает ее с лягушонком. Эпитет «худая рубашонка» передает бедность и простоту ее одежды. О непривлекательной внешности говорят эпитеты «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен, зубки кривы». Но все же по тому, как поэт описывает девочку, мы чувствуем его отношение к ней. Здесь и любовь, и щемящая нежность, и сочувствие, и тревога за судьбу девочки, входящей в жестокий порой мир, и желание сохранить в ней «чистый этот пламень», который в глубине ее горит. Поэт выражает надежду, что «этот пламень», т.е. прекрасная душа героини переборет все невзгоды, и в ней сохранится та «грация души», которая делает девочку прекрасной.
Учень: Ключевыми, на мой взгляд, здесь являются последние 4 строчки, которые я воспринимаю как обращение ко всем нам. Они как бы несут философский вопрос и приглашают нас к разговору о красоте: что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Я бы обратил внимание на слово «обожествляют», т.е. преклоняются перед красотой. Почему люди преклоняются перед красотой? Что она им дает? И вообще: что такое красота и как и в чем она проявляется?
3. Дискусія учнів за темою уроку.
Учень: Красота – понятие многогранное, она может проявляться по-разному. Но если говорить о женской красоте, то это дар, свет, данный женщине Природой. Он свидетельствует о ее свойстве отдавать и быть скромной. Это и есть красота. Когда говорят о красивой и скромной девушке, имеют в виду ее сущность - насколько она обладает добрым сердцем и теплотой, которую готова отдавать другим.
Учень: Вот ты говоришь, что красота – это дар природы, но мне кажется, что люди в последнее время отходят от природы, а не приближаются к ней. Наше эгоистичное желание потреблять растет с каждым поколением. Ты вот говоришь о близости к природе, а как при этом ты относишься к современной моде менять с помощью пластических операций свои природные данные? Что ты можешь сказать о параметрах «90-60-90» и стоит ли девушкам равняться на них?
Учень: Я считаю, что все это не имеет никакого отношения к духовному миру человека. Вы знаете, что существует огромная индустрия моды, созданная ради денег. У нее нет ничего общего с истинной красотой, а есть лишь потребность продать, заставить потребителя следовать моде, гнаться за чем-то новым. Здесь не принимается во внимание ни девушка, ни красота. Главная цель в том, чтобы в кармане производителя было как можно больше денег. У всех законодателей моды нет никакой связи с красотой.
Учениця: Я согласна, что создана целая индустрия вокруг этой темы. Но мне кажется, что все-таки в конечном итоге решающим оказывается собственный вкус человека.
Учениця: Но ты же понимаешь, что понятие красоты и личные вкусы меняются в зависимости от вкусов общества: когда-то эталоном женской привлекательности были полные девушки, а сегодня многие равняются на худеньких. Но изменения в моде обусловлены только интересами торговли и ничем другим. Если сослаться на научные исследования, то худоба не является естественной для женщины.
Учень: Проблема внешности стала болезненной и навязчивой в последние десятилетия особенно для девушек. Пластические операции требуют огромных средств и времени. Но после целого ряда процедур, после того, как женщина поменяет нос, губы, грудь, фигуру, она становится другим человеком. Что ты об этом думаешь?
Учень: Хочу сказать, что многое зависит от общественного мнения, продуктом которого мы являемся. Поэтому если общество вдруг решит, что это хорошо, красиво, полезно - даже если для этого нет никаких оснований – хотим мы этого или нет, это нас уже захватило, и мы начинаем стремиться к общепринятым нормам. Что касается лично меня, то я отношусь к этому крайне отрицательно. У меня это вызывает отторжение и даже какую-то брезгливость. Пусть уж лучше будет меньше блеска, но зато все свое, естественное, природное.
Учениця: НО все – таки если общество предписывает девушке стандарт красоты, то очень трудно устоять от соблазнов, когда вокруг все этим пользуются. Сейчас исправить свою внешность и помолодеть так же легко, как сходить в супермаркет. Вопрос в том, стоит ли против этого выступать, если это увлечение пройдет, как любая другая мода?
Учениця: Конечно, это пройдет, лишь бы это увлечение не нанесло вреда для здоровья. Но все-таки красота человека влияет на отношение к нему. Иногда внешность помогает получить лучшую работу и зарплату. Как же от этого избавиться?
Учень: Я думаю, что нужно перейти от восприятия внешнего образа человека к восприятию его внутреннего содержания. Ты же не следуешь за тем, что блестит. Ты же выбираешь себе товарища не по форме носа или бровей, главное для тебя – каков он внутренне? Какой у него характер? Интересен ли он? Ты же не будешь водить дружбу с пустым, примитивным человеком?
Учениця: Да, я согласна. Получается, что годы проходят, внешняя оболочка видоизменяется, спадает, как шелуха, и остается внутренняя сущность человека, которая и является его основой.
Учениця: Достоевский сказал, что красота спасет мир. Не будем сейчас вдаваться в размышления, от чего именно красота должна спасти этот мир, и почему так должно произойти – фраза сама по себе красива, , над которой стоит задуматься. Давайте все-таки определим, а что такое, собственно говоря, мы называем «красотой»? У кого-то при этом слове возникает образ изумительной розы, у кого-то - восхитительный закат, третий представит себе портрет прекрасной девушки. Может ли красота обнаружиться в сугубо обыкновенной постройке, которую нам приходится видеть и пользоваться каждый день? Не может. Гораздо более красивы цветы, которые гармоничны от природы, а не лопух какой-нибудь или неприметный спорыш, в котором так любят купаться воробьи и куры.
Учениця: Если говорить про животных, то интересно, почему котятами и щенками мы умиляемся, и в то же время новорожденные тараканы нам настолько отвратительны, что у любого нормального человека возникает только одна реакция: давить их. Хотя и котята и тараканы являются совершенно равноправными Божьими созданиями. И вообще, если исходить из того, что нам нравится красивое, а некрасивое не нравится, то рано или поздно придем к выводу о том, что, наслаждаясь красотой, современный человек стремится обрести внутреннюю гармонию; как бы настроить внутри самого себя струны расстроенные повседневной жизнью. Так что сам по себе напрашивается вывод, что красота – это состояние внутренней гармонии.
Учениця: Существует еще одно толкование этого понятия. Я прочитала это в книге Л.Н.Толстого, кот. называется «Что такое искусство?» Толстой понимает искусство как воплощение добра. Он говорит : Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру, то есть к Богу. Понятие красоты часто не совпадает с добром и иногда противоположно ему, так как добро большею частью совпадает с победой над пристрастиями, а красота – это основа наших пристрастий». Так сказал Л.Н.Толстой.
Учень: Объясни мне, как ты понимаешь выражение «победа над пристрастиями»?
Учениця: Я это понимаю так: у каждого человека бывают слабости и увлечения. Иногда нужно перешагнуть через эти слабости, чтобы сделать кому-то добро.
Учень: Философы прошлого прекрасно понимали, что значит познать красоту, и какие последствия это может принести для несознательного, желающего красоты общества. Например, Джеронимо Кардано, итальянский математик, врач и философ, живший в 16-м веке, считал, что красота может быть доступна лишь немногим избранным, а не всему народу, что следует запрещать вести дискуссии и писать научные трактаты на языке народа, чтобы не распространять просвещение и не вызывать тем самым возможных волнений.
Учитель: А почему так?
Учень: Потому что темным и невежественным народом управлять легче, чем просвещенным.
Учениця: Со времен античности понятие красоты является одним из важнейших в философии бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление, связанное с совершенством.
Со времен Сократа красота начинает рассматриваться не только в бытовом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.
Аристотель рассматривал красоту как олицетворение блага, совершенства и относил ее к сугубо нравственной, нерассудочной категории.
Платон воспринимал красоту как высшую идею, и это было основным мотивом его философского творчества.
В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты – инстинктивное, на подсознательном уровне. Оно закрепилось в памяти человека благодаря опыту множества предшествующих поколений.
Учениця: Я хочу предложить вам небольшую презентацию – выставку, которая содержит высказывания историков, поэтов и писателей о женской красоте.
4. Демонстрація слайдів: Додаток 1 «О женской красоте».
5. Продовження дискусії учнів.
Учениця: Мне бы хотелось повернуть нашу беседу в несколько другое русло и сказать, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о духовной красоте, например, красоте музыки. Вопрос в том, что считать красотой в музыке? Согласна, что на вкус и цвет товарищей нет. Но все же? Музыку Моцарта, Баха, Вивальди, Рахманинова , Шопена и многих других классиков мы называем красивой, и она действительно является таковой. А как оценить произведения современных композиторов? У каждого из нас свое внутреннее чувство красоты. Это достойно уважения и понимания. Я уже несколько лет занимаюсь музыкой и бывает, что при прослушивании многих произведений композиторов – авангардистов у меня возникает ощущение «нездоровья» авторов этой музыки на личностном и психическом уровне. Не всегда, конечно, но довольно часто. Хотя я все прекрасно понимаю, что это может быть экспериментом, новизной и прочее. Но, согласитесь, что все-таки слово «красота» ко многому обязывает
Учень: Я бы сказал так: хорошая, а соответственно – красивая в общепринятом значении музыка непременно должна быть эмоциональной и вызывать у слушателей и исполнителей эмоции.
6. Гра на фортепіано.
Учениця: Я сыграю вам сонату фа-мажор Моцарта, а вы выскажите свое мнение.
(ВИКОНАННЯ СОНАТИ фа-мажор МОЦАРТА)
Учениця: Согласитесь, что мало кто решится назвать эту музыку некрасивой, но при этом никакой эмоциональной сдержанностью там и не пахнет. По-моему, проблема в том, какие именно эмоции вызывает музыка. Многие современные произведения зачастую вызывают недоумение, нервозность и стресс. Понятно, что такую музыку никто не придет слушать.
Учень: Я предлагаю обратиться к живописи. В отличие от литературы, которая в состоянии передать нам мысли и чувства людей, живопись воспроизводит лишь внешний облик вещей и явлений, их внешнюю оболочку. Великое искусство живописи способно потрясти человека. Это происходит в одно мгновение. Но это мгновение равно вечности. Об этом помнится всю жизнь.
Перед нами величайший шедевр Рафаэля «Сикстинская Мадонна»
7. Опис учнями картини «Сікстинська Мадонна».
8. Читання й аналіз творчих робіт учнів.
(роботи додаються )
IV. Підбиття підсумків уроку.
Заключне слово вчителя:
В чем же истинная красота человека? – Разговор об этом можно вести бесконечно. Мне бы хотелось привести вам одно высказывание: «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». Красота – это сокровище, но она бывает разной и распорядиться ею можно по-разному. Важно, чтобы красота несла людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
V. Домашнє завдання.
Прочитайте статью В. Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного…».