Виховний захід "Що є краса?"

Про матеріал
Урок-дискусія. Виразне читання вірша Н.Заболотський «Не красивая девочка», аналіз вірша. Дискусія серед учнів з приводу поняття красоти. Демонстрація слайдів. Гра на фортепіано. Представлення творчих робіт учнів.
Перегляд файлу

Приложение 2                         Е. Полосина  / 10 кл /

   

    КРАСОТА

 А что такое красота?

 Она всего узор на блюде?

 Обложка?...Или же мечта?...

 Но к ней всегда стремятся люди

 Она не луч, не бледный блик,

 Не только блеск и буйство цвета,

 Неисчерпаемый родник

 И вдохновение поэта.

 Она скользит в пробелах строф

 Блужданием немого взгляда,

 Как будто сдержанность оков

 Тончайшей нити шелкопряда

 И словно летняя гроза,

 В порыве вырвавшись наружу,

 Она бросается в глаза,

 Необъяснимо греет душу

 И оставляет лишь вопрос,

 Хотя никто не даст ответа:

 В чем красота? В мерцанье грез?..

 В тени?... А,может, вспышке света?...

          

Перегляд файлу

 Приложение. О женской красоте 

 

 

 

 «…что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Николай Заболоцкий



 

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века, описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

 



Мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу».



А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма:
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».


Фёдор Михайлович Достоевский считал, что “красота спасет мир”, а А.С. Пушкин в Сказке о Золотом Петушке и не только в этой сказке показал, что красота может и погубить мир. Шамаханская царица, без оружия и без единого выстрела, только своей красотой погубила сначала двух сынов царя с их войском, а затем и самого Дадона, который, в конце концов, поплатился “головой” и царством за безумную любовь к заморской красавице.

 



Иван Вологжанинов
Русская красавица! Во всем мире славится!
Нет ее чудеснее, краше и родней!
Русская красавица! Мужикам всем нравится!
Эх! Родимый! Троечку, заряжай скорей!

Русская красавица – у нее все ладится
Дом – изба хрустальная и ухожен двор
Русская красавица никогда не старится
Нежным шелком стелется женский разговор

Русская красавица – все в нее влюбляются
И паны заморские, и, родной Иван
Что панов касается – кукиш им достанется
Красоту народную, сроду не отдам

 

 

 

 

 

Перегляд файлу

1

 

 

Урок-дискусія з російської мови та літератури

в 10 класі на тему:

«Що є краса? І чому її обожнюють люди?»

 

Мета: виявити уявлення учнів про красу людини; формувати правильне розуміння гармонічно розвиненої особистості; прищеплювати прагнення до безконфліктного спілкування; вдосконалювати культуру мовленнєвого етикету; виховувати доброзичливість, толерантне ставлення до оточуючих.

 

Обладнання: виставка репродукцій картин, додатки (додаток 1                  «О женской красоте», додаток 2 «Стихотворение Е. Полосиной «Красота»»), плакат з опорними словосполученнями, проектор для демонстрації матеріалів заходу, екран.

 

    Попередні завдання:

  1. Створити творчі групи.
  2. Підготувати повідомлення на задану тему.
  3. Написати творчу роботу.

 


Хід заходу:

І. Організаційний момент. Оголошення теми і мети уроку.

ІІ. Мотивація навчальної діяльності.

Слово вчителя:

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и  вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя.  Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко ч е л о в е ч е с к о е. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Предложенная нами тема с давних времен вызывала и вызывает жгучий интерес как у взрослых, так и у школьников.

ІІІ. Робота над темою уроку.

  1. Виразне читання учнем вірша М. Заболоцького «Некрасивая девочка».
  2.  Коментування вірша:

Учениця: Это стихотворение нельзя забыть. Оно сразу врезается в память и теребит душу. Обычно в лирическом стихотворении сюжет отсутствует, но здесь поэт представил нам картину, свидетелем которой он, по всей вероятности, был. Строки стихотворения порождают образ некрасивой девочки, которая радуется чужому счастью, с восторгом воспринимает то, что происходит вокруг нее.  Изображая внешность девочки, автор сравнивает ее с лягушонком. Эпитет «худая рубашонка» передает бедность и простоту ее одежды. О непривлекательной внешности говорят эпитеты «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен, зубки кривы».  Но все же по тому, как поэт описывает девочку, мы чувствуем его отношение к ней. Здесь и любовь, и щемящая нежность, и сочувствие, и тревога за судьбу девочки, входящей в жестокий порой мир, и желание сохранить в ней «чистый этот пламень», который в глубине ее горит. Поэт выражает надежду, что «этот пламень», т.е. прекрасная душа героини переборет все невзгоды, и в ней сохранится та «грация души», которая делает девочку прекрасной.

Учень: Ключевыми, на мой взгляд, здесь являются последние 4 строчки, которые я воспринимаю как обращение ко всем нам. Они как бы несут философский вопрос и приглашают нас к разговору о красоте: что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Я бы обратил внимание на слово «обожествляют», т.е. преклоняются перед красотой.  Почему люди преклоняются перед красотой?  Что она им дает?  И вообще: что такое красота и как и в чем она проявляется?

3. Дискусія учнів за темою уроку.

Учень: Красота – понятие многогранное, она может проявляться по-разному.  Но если говорить о женской красоте, то это  дар,  свет, данный женщине  Природой. Он свидетельствует о ее свойстве отдавать и быть скромной. Это и есть красота.  Когда говорят о красивой и скромной девушке, имеют в виду ее сущность -  насколько она обладает добрым сердцем  и теплотой, которую  готова отдавать другим.

Учень: Вот ты говоришь, что красота – это дар природы, но мне кажется, что люди в последнее время отходят от природы, а не приближаются к ней.  Наше эгоистичное желание потреблять  растет с каждым поколением. Ты  вот говоришь о близости к природе,  а как при этом ты относишься к современной моде менять с помощью пластических операций свои природные данные? Что ты можешь сказать о параметрах «90-60-90» и стоит ли девушкам равняться на них?

Учень: Я считаю, что все это не имеет никакого отношения к духовному миру человека. Вы знаете, что существует огромная индустрия моды, созданная ради денег. У нее нет ничего общего с истинной красотой, а есть лишь  потребность продать, заставить потребителя следовать моде, гнаться за чем-то новым. Здесь не принимается во внимание ни девушка, ни красота.  Главная цель в том, чтобы в кармане производителя было как можно больше денег. У всех законодателей моды нет никакой связи с красотой.

Учениця: Я согласна, что создана целая индустрия вокруг этой  темы. Но мне кажется, что все-таки в конечном итоге решающим оказывается собственный вкус человека.

Учениця:  Но ты же понимаешь, что понятие красоты и  личные вкусы меняются в зависимости от вкусов общества: когда-то эталоном женской привлекательности были полные девушки, а сегодня многие равняются на худеньких. Но изменения в моде обусловлены только интересами торговли и ничем другим. Если сослаться на научные исследования, то худоба не является естественной для женщины.

Учень:  Проблема внешности стала болезненной и навязчивой в последние десятилетия особенно для девушек. Пластические операции требуют огромных средств и времени. Но после целого ряда процедур, после того, как женщина поменяет нос, губы, грудь, фигуру, она становится другим человеком. Что ты об этом думаешь?

Учень:  Хочу сказать, что многое зависит  от общественного мнения, продуктом которого мы являемся.  Поэтому если общество вдруг решит, что это хорошо, красиво, полезно -  даже если для этого нет   никаких оснований – хотим мы этого или нет, это нас уже захватило,  и мы начинаем стремиться к общепринятым нормам.   Что касается      лично меня, то я отношусь к этому крайне отрицательно. У меня это вызывает отторжение и даже какую-то брезгливость.  Пусть уж лучше будет меньше блеска, но зато все свое, естественное, природное.

Учениця: НО все – таки   если общество предписывает девушке стандарт красоты, то очень трудно устоять от соблазнов, когда вокруг все этим пользуются.  Сейчас исправить свою внешность и помолодеть так же легко, как сходить в супермаркет.  Вопрос в том, стоит ли против этого выступать, если это увлечение пройдет, как любая другая мода?

Учениця: Конечно, это пройдет, лишь бы это увлечение не нанесло вреда для здоровья. Но все-таки красота человека влияет на отношение к нему.  Иногда внешность помогает получить лучшую работу и зарплату.  Как же от этого избавиться?

Учень:  Я думаю, что нужно перейти от восприятия внешнего образа человека к восприятию его внутреннего содержания.  Ты же не следуешь за тем, что блестит. Ты же выбираешь себе товарища не по форме носа или бровей, главное для тебя – каков он внутренне? Какой у него характер?  Интересен ли он?  Ты же не будешь водить дружбу с пустым, примитивным человеком?

Учениця: Да, я согласна.  Получается, что годы проходят, внешняя оболочка видоизменяется, спадает, как шелуха, и остается внутренняя  сущность человека, которая  и является его основой.

Учениця:  Достоевский сказал, что красота спасет мир. Не будем сейчас  вдаваться в размышления, от чего именно красота должна спасти этот мир, и почему так должно произойти – фраза сама по себе красива, , над которой стоит задуматься.    Давайте все-таки определим, а что такое, собственно говоря, мы называем «красотой»? У кого-то при этом слове возникает образ изумительной розы, у кого-то  - восхитительный закат, третий представит себе портрет прекрасной девушки. Может ли красота обнаружиться в сугубо обыкновенной постройке, которую  нам приходится видеть и пользоваться каждый день? Не может.  Гораздо более красивы цветы, которые гармоничны от природы, а не лопух какой-нибудь или неприметный спорыш, в котором так любят купаться воробьи и куры.

Учениця: Если говорить про животных,  то интересно, почему котятами и щенками мы умиляемся, и в то же время новорожденные тараканы нам настолько отвратительны, что у любого нормального человека возникает только одна реакция: давить их. Хотя и котята и тараканы являются совершенно равноправными Божьими созданиями. И вообще, если исходить из того, что нам нравится красивое, а некрасивое не нравится, то рано или поздно придем к выводу о том, что, наслаждаясь красотой, современный человек стремится обрести внутреннюю гармонию; как бы настроить  внутри самого себя струны  расстроенные повседневной жизнью. Так что сам по себе напрашивается вывод, что красота – это состояние внутренней гармонии.

Учениця:  Существует еще одно толкование этого понятия. Я прочитала это в книге Л.Н.Толстого, кот. называется  «Что такое искусство?» Толстой понимает искусство как воплощение добра. Он говорит : Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру, то есть к Богу.  Понятие красоты часто не совпадает с добром и иногда противоположно ему, так как добро большею частью совпадает с победой над пристрастиями, а красота – это основа наших пристрастий».  Так сказал Л.Н.Толстой.

Учень: Объясни мне, как ты понимаешь выражение «победа над пристрастиями»?

Учениця: Я это понимаю так: у каждого человека бывают слабости и увлечения. Иногда нужно перешагнуть через эти слабости, чтобы сделать кому-то добро.

Учень: Философы прошлого прекрасно понимали, что значит познать красоту, и какие последствия это может принести для несознательного, желающего красоты общества.  Например,   Джеронимо Кардано, итальянский математик, врач и философ, живший в 16-м веке, считал, что красота может быть доступна лишь немногим избранным, а не всему народу, что следует запрещать вести дискуссии и писать научные трактаты на языке народа, чтобы не распространять просвещение и не вызывать тем самым возможных волнений.

Учитель: А почему так?

Учень: Потому что темным и невежественным народом управлять легче, чем просвещенным.

Учениця:  Со времен античности понятие красоты является одним из важнейших в философии бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление, связанное с совершенством.

Со времен Сократа красота начинает рассматриваться не только в бытовом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Аристотель рассматривал красоту как олицетворение блага, совершенства и относил ее к сугубо нравственной, нерассудочной категории.

Платон воспринимал красоту как высшую идею, и это было основным мотивом его философского творчества.

В настоящее время существует предположение, что  наше восприятие красоты – инстинктивное, на подсознательном уровне. Оно закрепилось в памяти человека благодаря опыту множества предшествующих поколений.

Учениця:  Я хочу предложить вам небольшую презентацию – выставку, которая содержит высказывания историков, поэтов и писателей о женской красоте.

4. Демонстрація слайдів: Додаток 1 «О женской красоте».

5. Продовження дискусії учнів.

Учениця: Мне бы хотелось повернуть нашу беседу в несколько другое русло и сказать, что помимо физической красоты  в человеческой культуре сформировалось представление о   духовной  красоте,  например, красоте музыки.  Вопрос в том, что считать красотой в музыке?  Согласна, что на вкус и цвет товарищей нет. Но все же?  Музыку Моцарта, Баха, Вивальди, Рахманинова , Шопена и многих других классиков мы называем красивой, и она действительно является таковой.  А как оценить произведения современных композиторов? У каждого из нас свое внутреннее чувство красоты.  Это достойно уважения и понимания.    Я уже несколько лет занимаюсь музыкой и бывает, что при прослушивании многих произведений   композиторов – авангардистов у меня возникает ощущение  «нездоровья»  авторов этой музыки на личностном и психическом уровне. Не всегда, конечно, но довольно часто. Хотя я все прекрасно понимаю, что это может быть экспериментом, новизной и прочее. Но, согласитесь, что все-таки слово «красота» ко многому обязывает

Учень: Я бы сказал так: хорошая, а соответственно – красивая в общепринятом значении музыка непременно должна быть эмоциональной и вызывать у слушателей и исполнителей эмоции. 


6. Гра на фортепіано.

Учениця: Я сыграю вам сонату фа-мажор Моцарта, а вы выскажите  свое мнение.

  (ВИКОНАННЯ СОНАТИ фа-мажор МОЦАРТА)

Учениця: Согласитесь, что мало кто решится назвать эту музыку некрасивой, но при этом никакой эмоциональной сдержанностью там и не пахнет. По-моему, проблема в том, какие именно эмоции вызывает музыка. Многие современные произведения зачастую вызывают недоумение, нервозность и стресс. Понятно, что такую музыку никто не придет слушать.

Учень: Я предлагаю обратиться к живописи. В отличие от литературы, которая в состоянии передать нам мысли и чувства людей, живопись воспроизводит лишь внешний облик вещей и явлений, их внешнюю оболочку.  Великое искусство живописи способно потрясти человека. Это происходит в одно мгновение. Но это мгновение равно вечности. Об этом помнится всю жизнь.

Перед нами величайший шедевр Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

7. Опис учнями картини «Сікстинська Мадонна».

8. Читання й аналіз творчих робіт учнів.

           (роботи додаються )

IV. Підбиття підсумків уроку.

Заключне слово вчителя:

В чем же истинная красота человека? – Разговор об этом можно вести бесконечно.  Мне бы хотелось привести вам одно высказывание: «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». Красота – это сокровище, но она бывает разной и распорядиться ею можно по-разному. Важно, чтобы красота несла людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.

V. Домашнє завдання.

Прочитайте статью В. Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного…».

zip
Додано
15 березня 2021
Переглядів
207
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку