«Активное гражданство: голосовать, делиться, принимать участие».

Про матеріал

Данная разработка содержит материалы по предмету "Гражданское образование", предназначен для работы с учащимися 9-10 классов. Материал позволяет расширить знания учащихся по теме "Самоуправление", формировать активную гражданскую позицию.

Зміст архіву
Перегляд файлу

Дата:      Класс: 9

Тема:   «Активное гражданство: голосовать, делиться, принимать участие».

Цели: ознакомить учащихся с понятием самоуправления, с историей самоуправления, различными примерами самоуправления в истории и обществе, со структурой организации населения в городе Мариуполе, с моделями самоуправления в мире; развивать внимательность, критическое мышление, речевые навыки; развивать интерес к процессам, происходящим в обществе, интерес к изучению правоведения; воспитывать активную жизненную позицию, желание участвовать в жизни общества; формировать социальные, коммуникативные и познавательные компетентности.

Форма проведения: урок-лекция с представителем КСН.

 

Наша встреча проходит в рамках Европейской недели самоуправления. Цель сегодняшней встречи – познакомиться с понятием самоуправления, историей возникновения и развития на различных этапах функционирования общества, познакомиться с местным самоуправлением на примере передовых стран мира и Украины, нашего города.

Предлагаем вам сегодня прослушать  правовой лекторий для учащихся 9-х  классов в рамках европейской недели.

Неважно, кто вы есть, где вы живете, неважно, при каких обстоятельствах родились, - в любом случае вы способны улучшить это общество.     Хелемендерис Уильям

Раздел 1.   Термин и история самоуправления

Местное самоуправление – гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады – жителей села, поселка, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Социальный аспект самоуправления выражается  в разных формах:
- в этносе — через традицию,
- в государстве — через право,
- в цивилизации — через религию,
- в глобальной системе — через информацию.

Примеры самоуправления в технике:

  •                        Искусственный интеллект;
  •                        Беспилотный летательный аппарат;
  •                        Марсоход.

Примеры самоуправления  на предприятии:

  •                               Создание в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко машиностроительного завода «ФЭД».
  •                               Разработка в 50-х годах ХХ века П. Друкером теории о глобальном рынке.

Примеры самоуправления в истории

-   вечевая демократия Древней Руси;

 -   слободское самоуправление;

 -   крестьянское общинное самоуправление XVI-XIX вв.;

 -   казачье войсковое самоуправление;

  •              Магдебургское право; Магдебу́ргское пра́во (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.
  •              земское и городское самоуправление второй половины XIX в .Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы; Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.
  •              Локотское самоуправление; Ло́котское самоуправле́ние (нем. Republik Lokot, также Локотский округ, Локотская волость, Локотская республика) — административно-территориальное национальное образование на части советской территории, оккупированной нацистской Германией во время Великой Отечественной войны.Существовало с ноября 1941 года по август 1943 года. Административный центр находился в рабочем посёлке Локоть. Административная система Локотского самоуправления во многом повторяла систему, практиковавшуюся в других оккупированных областях. Главным отличием являлось то, что вся полнота власти на местах принадлежала здесь не немецким комендатурам, а органам местного самоуправления. Любым немецким органам власти запрещалось вмешиваться во внутренние дела «Локотской волости». Германские учреждения на территории Локотского округа ограничивали свою деятельность лишь помощью и советами руководителям округа и его районов.
  •              В истории СССР – молодежный жилой кооператив; Молодё́жный жило́й ко́мплекс (МЖК) — социальное движение, существовавшее в СССР в 1971—1991 годах (пик активности пришёлся на 1984—1991 годы). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Фактически — широкомасштабный социально-экономический эксперимент, новая социальная технология. Эксперимент, один из тех немногих, которые имели положительную оценку в народе и дали позитивный резонанс в общественной жизни страны. Удачный пример, когда молодёжь проявила инициативу по созданию жилищных и социально-бытовых условий, был обнаружен в подмосковном городе Калининграде (ныне наукоград Королёв). Здесь молодые учёные создали молодёжный жилой комплекс (МЖК). Город сознательно пошёл на эксперимент, «…суть которого состояла в том, чтобы активно поддерживать прогрессивные формы быта и культурного досуга, способствовала гармоничному развитию детей…». В поэтажных холлах домов Калининградского МЖК расположились комнаты продлённого дня для школьников, вечерний детский сад, ясли, библиотека, зал семейных торжеств, помещения для занятий спортом и т. д. Сложившийся по месту жительства коллектив организовывал совместные для всех жителей мероприятия, субботники и праздники, что вело к повышению уровня сознательности, социализации граждан и снижению количества правонарушений в микрорайоне.

Законодательство о местном самоуправлении

  •              Европейская Хартия о местном самоуправлении (1985г.) Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, и имеет декларативный характер по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.

 

Давайте обратим свое внимание на опыт зарубежных стран и посмотрим как там реализуется право местного самоуправления.

 

Раздел 2. Зарубежные модели организации местного самоуправления

 

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  •                   Англосаксонская
  •                   Континентальная.

 

 

Англосаксонская модель

Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Ее черты:

высокая степень автономии  местного самоуправления,

выборность,

контроль прежде всего со стороны населения;

отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий”.

  Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

 

Ее черты:

сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня),  выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;

ограниченная автономия местного самоуправления; наличие  на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

 

 

Сущностные черты для всех муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии, –  сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо и  для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германии, где коммунальное право – исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными Коммунальными конституциями. В стране действуют четыре модели организации местного самоуправления:

«сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных полномочий (французская);

«сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и коллегиально осуществляющий исполнительную власть (северогерманская);

«сильный директор» - глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом при том, что бургомистр несет в основном представительские функции (англосаксонская);

«сильный совет», являющийся высшим органом власти общины, бургомистр является председателем совета и одновременно главой исполнительной власти (южногерманская). 

 

Ярким примером является организация школьного образования в США. В этой стране помимо привычных для нас органов местного самоуправления общей компетенции существуют органы местного самоуправления специальной компетенции – школьные советы. Школьные округа, которых в США около 15 тыс., независимы от графств и муниципалитетов. Школьные советы разрабатывают основы образовательной политики в своем округе, утверждают бюджет округа,  распоряжаются субсидиями от федерального правительства и правительства штатов на образование, нанимают преподавателей и определяют систему оплаты их труда. В результате территориальные отличия очень велики.

Обратимся к проблеме самоуправления в Украине.

Раздел 3. Местное самоуправление  в Украине

История самоуправления в Украине

7 декабря 1990 года – принятие Закона «О местных советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении».

7 декабря – День местного самоуправления в независимой Украине согласно Указу Президента Украины Леонида Кучмы

№ 1250/2000 от 25 ноября 2000 года.

Местное самоуправление в Украине осуществляется на принципах:

  •                   народовластия;
  •                   законности;
  •                   гласности;
  •                   коллегиальности;
  •                   сочетания местных и государственных интересов;
  •                   выборности;
  •                   правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных этим и другими законами;
  •                   подотчетности и ответственности перед территориальными громадами их органов и должностных лиц;
  •                   государственной поддержки и гарантии местного самоуправления;
  •                   судебной защиты прав местного самоуправления.

Органы самоорганизации населения г. Мариуполя

Район

Террит. комит. самоорг. населения

Кварт. комитеты

Уличн. комит.

Домовые комитеты

Всего

Центральный

16

31

6

578

631

Кальмиусский

18

32

126

238

414

Левобережный

14

14

248

485

760

Приморский

13

52

-

202

267

Итого по городу  

61

129

380

1503

2073

 

Пути решения проблем местного самоуправления:

  • во-первых, система местного самоуправления, как правило, затрагивает широкие слои общества, поэтому ее реформирование не должно быть таким резким и кардинальным.
  • во-вторых, именно при реформировании системы организации местных властей следует большее внимание уделять имеющемуся положительному опыту, который должен быть положен в основу новой системы.
  • в-третьих, для осуществления на практике реформы местного самоуправления необходима достаточно многочисленная прослойка квалифицированных специалистов в области коммунального права, управления и финансов. Их нехватка наряду с отсутствием отработанного механизма коммунального управления не может быть компенсирована даже за счет огромных финансовых вливаний.

 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

«Активное гражданство: голосовать, делиться, принимать участие»Правовой лекторий для учащихся 9-х классов в рамках Европейской недели самоуправления

Номер слайду 2

Неважно, кто вы есть, где вы живете, неважно, при каких обстоятельствах родились, - в любом случае вы способны улучшить это общество. Хелемендерис Уильям

Номер слайду 3

Раздел 1. Термин и история самоуправления

Номер слайду 4

Местное самоуправление – гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады – жителей села, поселка, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Номер слайду 5

Социальный аспект самоуправления выражается в разных формах: - в этносе — через традицию, - в государстве — через право, - в цивилизации — через религию, - в глобальной системе — через информацию.

Номер слайду 6

Примеры самоуправления в технике: Искусственный интеллект; Беспилотный летательный аппарат; Марсоход. Примеры самоуправления на предприятии: Создание в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко машиностроительного завода «ФЭД». Разработка в 50-х годах ХХ века П. Друкером теории о глобальном рынке.

Номер слайду 7

Примеры самоуправления в истории. Вечевая демократия на Руси;Крестьянское общинное самоуправление;Казачье войсковое самоуправление;Магдебургское право;Земское и городское самоуправление второй половины ХIХ в.;Локотское самоуправление;В истории СССР – молодежный жилой кооператив;

Номер слайду 8

Законодательные основы самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении 1985 г.;Конституция Украины;Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» 2001 г.;Закон Украины «Об органах самоорганизации населения» 2001 г.;Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» 2002г.

Номер слайду 9

Раздел 2. Зарубежные модели организации местного самоуправления

Номер слайду 10

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Номер слайду 11

Англосаксонская модель. Великобритания. СШАКанада. Австралия. Индия

Номер слайду 12

Основные черты англосаксонской модели Высокая степень автономии местного самоуправления;Выборность;Контроль прежде всего со стороны населения;Отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;Отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня);Основной принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий”

Номер слайду 13

Континентальная модель. Италия. Франция. Испания. Бельгия. Страны Латинской Америки. Страны Ближнего Востока

Номер слайду 14

Основные черты континентальной модели. Сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности, назначаемости;Определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;

Номер слайду 15

Ограниченная автономия местного самоуправления; Наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Номер слайду 16

Раздел 3. Местное самоуправление в Украине

Номер слайду 17

История самоуправления в Украине7 декабря 1990 года – принятие Закона «О местных советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении».7 декабря – День местного самоуправления в независимой Украине согласно Указу Президента Украины Леонида Кучмы № 1250/2000 от 25 ноября 2000 г.

Номер слайду 18

Местное самоуправление в Украине осуществляется на принципах: народовластия; законности; гласности; коллегиальности; сочетания местных и государственных интересов; выборности; правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных этим и другими законами; подотчетности и ответственности перед территориальными громадами их органов и должностных лиц; государственной поддержки и гарантии местного самоуправления; судебной защиты прав местного самоуправления.

Номер слайду 19

Органы самоорганизации населения г. Мариуполя{7 DF18680-E054-41 AD-8 BC1-D1 AEF772440 D}Район. Террит. комит. самоорг. населения. Кварт. комитеты. Уличн. комит. Домовые комитеты. Всего. Центральный16316578631 Кальмиусский1832126238414 Левобережный1414248485760 Приморский1352-202267 Итого по городу 6112938015032073

Номер слайду 20

Пути решения проблем местного самоуправления:во-первых, система местного самоуправления, как правило, затрагивает широкие слои общества, поэтому ее реформирование не должно быть таким резким и кардинальным.во-вторых, именно при реформировании системы организации местных властей следует большее внимание уделять имеющемуся положительному опыту, который должен быть положен в основу новой системы. в-третьих, для осуществления на практике реформы местного самоуправления необходима достаточно многочисленная прослойка квалифицированных специалистов в области коммунального права, управления и финансов. Их нехватка наряду с отсутствием отработанного механизма коммунального управления не может быть компенсирована даже за счет огромных финансовых вливаний.

Номер слайду 21

Благодаримза внимание!

zip
Додано
10 січня 2019
Переглядів
977
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку