Батьківські збори "Чи готова ваша дитина до школи"

Про матеріал

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.


Перегляд файлу

 

КУ «Мариупольская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 47»

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?

 


Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счётных палочек не счесть,

И он читать старается,

То, значит, он (вернее - я),

То, значит, он, (точнее - я),

Он в школу собирается!!!

И. Токмакова

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребёнка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители, да и воспитатели чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития может быть разным. Какие же это составляющие? Во-первых, мотивационная (личностная) готовность, включающая внутреннюю позицию школьника, интеллектуальную готовность, волевую готовность. Во-вторых, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная (личностная) готовность. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть пойти в школу, потому что туда пойдут всего его сверстники; он слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а со школой ассоциируется все новое: и классы, и учительница, к систематические занятия.

Внутренняя позиция школьника. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли,    что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети уже в шесть лет хорошо понимают, что родители могут отказать им в покупке куклы или машинки, но покупка ранца или учебника - их обязанность. Дети также отмечают, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те учат уроки.

Ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, например, рано вставать, готовить уроки, которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье. Именно стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности и составляют внутреннюю позицию школьника, которая является основой готовности ребенка к школе.

Конечно, такая позиция формируется к семи годам почти у всех детей. Однако если ребенок часто слышит дома разговоры о том, что в школе неинтересно, это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его знаниям в семье не меняется, хотя он идет в школу, то внутренняя позиция может и не сформироваться вообще. Поэтому необходимо рассказывать детям о том, что зна­чит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка внутренней позиции школьника. Однако правомерен вопрос родителей: "Если дети хотят пойти в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?" Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность ребенка к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, т.е. походу в школу, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть у детей интерес к содержанию занятий, получению новых знаний, т.е. должна возникнуть познавательная мотивация. Но мы сейчас говорим только о готовности ребенка, т.е. о состоянии, которое предшествует его приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника является основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке он будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, и он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятности. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, стремление поиграть на переменках или негативное отношение к товарищам и учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать ребенку учиться.

Интеллектуальная готовность.

Второй составляющей мотивационной готовности ребенка к школе является его интеллектуальная готовность. Давайте разберемся, что же это такое? Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является основой психологической готовности к школе, которая выражается в умении детей писать, читать и считать. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки должны быть. Однако главное - это наличие высокого уровня психического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, счи­тать, решать задачи "про себя", т.е. во внутреннем плане. Для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей психологи часто пользуются термином "знаковая функция сознания".

А связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машин стоит в гараже, не обязательно перебирать сами машины, их можно обозначить палочками или кру­жочками и посчитать эти палочки - заместители машин. Для выполнения более сложного задания можно предложить детям построить чертеж, который бы помог им представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже "нарисовать" данные обозначения (палочки, схемы) в уме. Так у них возникает та самая знаковая функция сознания, о которой мы с вами только что говорили.

Наличие знаковой функции сознания позволяет улучшить память и внимание ребенка, что необходимо для успешной учебной деятельности. Не у каждого ребенка хорошая механическая память. Если вы определили это при тестировании, предложите родителям до начала учебного года поиграть с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале они могут даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно эти знаки (рисунок и является знаком данного отрывка стихотворения) помогут освоить все большее количество материала, и вскоре детям уже не нужна будет "шпаргалка", т.е. листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии как памяти, так и внимания, в организации деятельности детей, поскольку зашифровать можно не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как позволяют выделять главное в любой работе, в предметах окружающего мира, формируя у детей способность к обобщению - одну из основных операций логического мышления.

Волевая готовность.

А теперь давайте поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрос­лый. Для этого нужно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Родители могут развивать такое умение дома, давая детям разные, вначале несложные, задания. При этом обязательно надо просить детей повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Давая ребенку более сложные задания, можно попросить его объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. В том случае, когда дается несколько заданий подряд или когда ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, можно прибегнуть к схеме-подсказке, т.е. к рисунку, о чем говорилось выше.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых детям надо рисовать в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ре­бенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур (или букв, которые надо вычеркивать), начинает отвлекаться, то можно облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5-10 букв). Когда деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. А вот если ребенок так и не может сосредоточиться, значит, волевая регуляция поведения отсутствует и он не готов к школьным занятиям. В этом случае родители должны продолжать с ним упражнения и прежде всего научить слушать то, что ему говорят.

Но предположим, что ребенок справился с этим заданием нормально. Можно ли наконец сказать, что он готов к школе? Оказывается, что еще не совсем. Нам надо проверить сенсорную (зрительную) и двигательную (моторную) готовность детей.

Зрительно-моторная координация.

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологов она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, т.е. развита мелкая моторика руки, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, не уставать быстро при письме. У него должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предмет, картинку, выделять ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у четырех - пятилетних детей. Однако надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их взаимосвязь, т.е. на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и описывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаз и рук.

Как же научить этому ребенка? Помогут здесь, прежде всего уже рассмотренные нами графические диктанты. Только если для развития волевой готовности лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен скопировать.

Вообще любые задания на копирование (геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр), а также и на конструирование (особенно по заданному образцу) очень помогают детям в развитии необходимых навыков.

 

 

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

(Советы  родителям)

 

Скоро в школу, но, дорогие мамы и папы, помните,

что перед Вами все еще Ваш малыш,

поэтому мы предлагаем

Делайте!

  •         Радуйтесь Вашему ребенку.
  •         Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его внимательно.
  •         Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  •         Будьте  терпеливы.
  •         Говорите  медленно.
  •         Поощряйте в ребенке  стремление задавать вопросы.
  •         Не скупитесь на  похвалу.
  •         Поощряйте игры с другими детьми.
  •         Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится  делать ребенку.
  •         Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Нe делайте!

  •         Не перебивайте ребенка.
  •         Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
  •         Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
  •         Не надо критиковать с глазу на глаз, тем более в присутствии других людей.
  •         Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми. 
  •         Не  проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или назад.
  •         Не переcтарайтесь, доставляя ребенкy слишком  много стимулов и впечатлений.
  •         Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает Вам Ваше родительское сердце.

 

 

 

doc
Додано
31 липня 2018
Переглядів
701
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку