В нестандартной форме раскрыть взаимосвязь биологии и химии, их единство как естественных наук.. Показать, что неразумное использование человеком научных открытий грозит болезнями и гибелью человечеству и всему живому на Земле. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Биология + Химия - «за» и «против»
(Сценарий внеклассного мероприятия учащихся 7-х -11-х классов)
Задачи: 1. В нестандартной форме раскрыть взаимосвязь биологии и химии, их единство как естественных наук.
2. Показать, что неразумное использование человеком научных открытий грозит болезнями и гибелью человечеству и всему живому на Земле.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Действующие лица:
1 .Сказочник - Оле-Лукойе
2. Колдун - Зло
3. Царица Природа
4. Дочь Химия
5. Дочь Биология
6. Учитель
7. Учебник «Химия»
8-11. ученики: Вова, Дима, Даша, Юля
12-15. клетки крови - эритроциты - Э1,2,3,4.
16 -19. нервные клетки - нейроны - Н1,2,3,4.
20. Угарный газ – СО – без слов
21. Никотиновая кислота – без слов
Сцена 1
(На сцене появляется старик с бородой в колпаке, в руках держит зонт.)
Сказочник: Здравствуйте ребята! Знаете кто Я?
Верно, я - добрый сказочник Оле-Лукойе
Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно всё кругом...
Сделать ночь могу я днём,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака.
Вам скажу я по секрету,
Много я бродил по свету.
Отросла за те года
Вот такая борода. (показывает на себе)
Вечером, когда все дети ложатся спать, Я тихонько прокрадываюсь к вашим постелям и раскрываю свой зонт, (раскрывает зонт и вращает его) .Над хорошими, детьми - яркую его часть с картинками, и им снятся отличные оценки, компьютеры, игры, разнообразные развлечения и вечные каникулы. Другую, одноцветную часть зонта раскрываю над лентяями и шалунами, и им снятся двойки, сложные контрольные, наказания, отсутствие жвачек, чипсов, мобильных телефонов. Ребята, сегодня я расскажу вам необычную сказку. Слушайте
Сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жила Царица Природа. И было у нее две дочери: старшая - Химия и младшая - Биология. Сестры жили дружно.
Сцена 2 (Идет урок. Ученики к классе пишут контрольную работу).
Учитель: Теперь, в конце урока, осталось пять минут, прошу я вас, ребята, контрольные вернуть.
Учитель: А это чья работа? Кому дать по рукам? Ну как атом азота мог весить килограмм?
Вова: Мои светлые мысли в обиду я не дам! Я списывал у Димы, там точно килограмм.
Дима: Тебе, мой друг назначу на завтра я очки!
Какие килограммы? Тут моли ведь! Прочти! (Берет у учителя работу и показывает Вове.)
Даша: Я вижу что ты, Вова, учиться перестал. По химии все двойки в дневник насобирал!
Вова: Что химия мне, братцы? Она мне ни к чему. Я и рад бы постараться, А зачем, я не пойму?
Даша: Я слышала, что биология - любимый твой предмет.
Дима: Но разве там от химии совсем, ни капли нет?
Вова: Сравнил, еще - профессор!
Нашел, кого учить.
Да я без вашей химии,
Готов всю жизнь прожить! (Звучит звонок с урока.)
Учитель: Сейчас урок окончен, но я скажу сперва,
Что каждый сам в ответе за все свои слова.
(Учитель уходит. Дети собирают вещи и идут домой.)
Даша (вслед Вове): и жизнь сама рассудит, кто прав, кто виноват.
Дима: Ты сам поймёшь однажды, что знания - это клад.
Вова: Да ну вас! (Все уходят со сцены, звучит фоновая музыка.)
Сцена 3
Вова приходит домой, садится за уроки. Открывает учебник по химии):
Вова: Так, химия, посмотрим, что важного тут есть, пожалуй, две страницы попробую прочесть.(Читает и потихоньку засыпает. На сцене , появляется учебник по химии.)
Учебник: Проснись, открой глаза, уже пора вставать. Ты сам только сказал, что хочешь почитать.
Вова: ААА! Моя мама в кроссовках на босу ногу вдетых! Ты что ещё за демон, весь в формулы одетый?
Учебник: УУ! Как всё запущено!
Меня ты не узнал?
Учебник я, по химии.
Который ты листал.
Вова: Однако! (обходит вокруг учебника)
Интересные творятся тут дела!
Ты что, забыл тут что-то?
А может, потерял?
Учебник: Меня сюда прислал учебников совет.
Вчера на совещании меня свели на нет.
Сказали мне коллеги, что плохо стал учить.
Вот я и обещал им, сегодня всё решить.
Поэтому, мой друг, без твоего желанья сейчас я учиню тут перевоспитанье!
Вова: Хочу с тобой я сделку, учебник, заключить.
Ты выиграешь - я буду тебя везде носить.
От корки и до корки тебя я прочитаю.
Когда на мой вопрос ответ я твой узнаю.
Учебник: Готов помочь тебе я, раз так ты пожелал,
Давай-ка свой вопрос, посмотрим кто тут прав!
Вова: Вопросец мой таков, я не могу понять, к чему обе науки я должен изучать? Учу я биологию и мне она важней, а в химии не смыслю простейших я вещей.
Учебник: (смеётся): Вопроса проще этого, ты не мог задать,
Тебе я всё наглядно буду объяснять.
Сцена 4
На сцене появляются клетки крови (эритроциты), на сцену вылетают шарики синего и красного цвета. Клетки крови хватают шарики и начинают бегать по кругу.
Вова: Куда это мы попали?
Странней не видел места.
И эти, кто такие?
А ну стоять, не с места! (кричит клеткам крови)
Клетка 1: Не можем, не будем, не станем!
Клетка 2: Не остановимся ни на минутку.
Клетка 3: Мы - клетки крови-эритроциты, 02 переносим.
Мы заняты не на шутку.
Клетка 1: При каждом вдохе и выдохе, бежим мы волною по телу.
Клетка 2: Берём мы 02 и уносим,
Клетка 3: Приносим С02 на смену.
Клетка 4: Насытим все органы разом
Целебным живым кислородом.
Клетка 1: Что б двигаться мог ты,
Писать, моргать глазом
И жить беззаботно и долго.
Вова: О2, С02? Что за шутки, что за нелепые фразы?
Я делаю вдох, потом выдох и всё получается сразу.
Учебник: Процесс это химический,
Захочешь - всё узнаешь.
Он сложен, интересен, ты в книге прочитаешь.
(На сцене появляется СО (угарный газ, черно-белый), он хватает клетки крови за руки и они не могут переносить О2 и С02).
Вова: Теперь то, что такое? Что с клетками случилось?
Учебник: СО — вещество злое на жизнь их покусилось.
СО - угарный газ, в реакцию вступает,
Он клетки насыщает, работать им мешает!
Вова: И это - тоже химия?
Выходит, что она не только лишь полезна, она еще вредна?
Учебник: Да, друг мой, к сожаленью
Не только польза в ней
Позволь мне показать еще пару вещей.
Сцена 5
(Звучит фоновая музыка. На сцену выбегает «Паровозик из нейронов»)
Клетка Н1: Мы клетки нервов быстрые. Передаём сигнал.
Клетка Н2: Чтоб каждый орган, клеточка приказ свой получал.
Клетка НЗ: Но справиться не сможем мы без веществ химических.
Клетка Н4: Без них мы - кучка клеток ненужных соматических?
Учебник: этих клеток тоже враги свои имеются,
Быть может знаешь ты, что с ними может сделаться?
Вова: Наслышан много, к сожалению, я о вреде курения
Сдается мне, что сигареты убийцы лучше нету!
Учебник: Правда, есть одна противная - кислота никотиновая.
Она в кровь попадает и на клетки нападает,
Клеткам нервным всё ломает, связи разрывает. (На сцене никотиновая кислота и разрезает «связи» между нервными клетками.)
Вова: Это она! Скорей, спасти мы их должны!
Учебник: Не наше это дело и здесь мы не нужны.
Вова: Постой-ка, как же это? Помочь нельзя никак?
Сейчас я покажу ей, что делать нельзя так. (Бросается вдогонку за кислотой)
Вова: Не смог я их спасти (нервные клетки «умирают») Во всем я виноват!
Учебник: А химию учить теперь ты будешь рад? (нервные клетки стонут и уползают )
Вова: Сдержу я свое слово, тебе, ведь обещал. Теперь я изучу всё то, чего не знал.
Учебник: Вот и отлично, спи!
Вова: Спать? (и засыпает)
Сцена 6
Сказочник: Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Природа очень любила своих дочерей, не делала никому предпочтения. Семья жила дружно.Такие отношения вызывали зависть у окружающих, особенно у злого волшебника - «Зло»
На сцене появляется ЗЛО
Зло: Подумаешь, какая дружная семья! Как они помогают друг другу! Посмотрим, что с ними будет, если я заколдую Химию.
Сцена 7
(На сцене за столом сидят Химия и Биология, Царица Природа )
Химия: Что ты там всё смотришь? Ты мне мешаешь экспериментировать! Отдай микроскоп!
У тебя всё равно ничего не получится! Зря здесь сидишь!
Биология: Сестрица, зачем тебе микроскоп? У тебя есть свои приборы для работы. Лучше помоги мне решить одну проблему, связанную с химией.
Химия: Делать мне больше нечего! Кто ты такая? Почему я должна тебе помогать? Я старше и ты должна меня слушать и во всем подчиняться!
Биология: Сестра, не пойму, что с тобой? Что произошло с моей любимой, веселой, доброй, всегда готовой помочь Химией?
Химия Вечно ты со своими «нежностями»! Не пререкайся, а иначе пожалеешь! Вот захочу и все твои «цветочки», «букашки», «лягушки», да и ты сама - погибнете! А я - Химия буду единственной, неповторимой в Царстве Природы! Не спорь со мной! Иди!
Царица Природа: Дочери мои любимые! Мне больно видеть постоянные ваши ссоры. Вы забыли, что вы родные сестры, что жизнь одной без другой - невозможна!
Химия: Матушка, ведь я - старшая, самая важная, умная и знающая! Без меня не могла бы жить Биология. Я - её важнейшая часть. Я лучше знаю, что необходимо Биологии.
Биология: Но ведь мы обе твои дочери, матушка. Не пойму, почему Химия вдруг так изменила своё отношение ко мне
Химия:Вечно ты все преувеличиваешь. Ты всегда была очень мнительной.
Царица Природа: Не ссорьтесь, доченьки! Чтоб разрешить ваш спор, предлагаю устроить соревнование! Кто примерами докажет свою правоту, тот и более важен для Природы. Согласны? Даю вам для размышления ночь. Завтра утром жду вас у себя.
Химия: Я это сделаю в два счёта! Я самая, самая… (убегает, не дождавшись ответа сестры)
Биология: Согласна, матушка. Я попытаюсь, но не знаю поможет ли это? ...
Сцена 8
Сказочник: Настало утро. Царица Природа очень волновалась, так как от этого соревнования зависела гармония и мир в царстве Природы.
Химия: Я - как старшая и более важная представлю свои доказательства первой.
Царица Природа: Как старшая - да, а важность нужно ещё доказать. Мы готовы выслушать .
Химия: Я - основа всего Царства Природы. Из химических элементов состоят все вещества неживой и живой природы. Без меня не происходили бы такие природные процессы как: окисление, брожение, фотосинтез, биосинтез белка, передача наследственной информации и многие-многие другие. А Биология? Что она без меня?
а) Ведь в составе всего живого лежат соединения С,Н,О,N и химические процессы
б) Разве возможна была бы без меня сама жизнь? Конечно, нет! Я - самая главная в природе!
Да и человек без меня не может обойтись. Без меня человек жил бы до сих пор в пещерах без огня. Не могли бы получать химические удобрения и гербициды, лекарства, и вещества бытовой химии, не смогли бы выплавлять металлы, производит строительные и облицовочные материалы, посуду, косметику, одежду, обувь, и многое, многое другое… Меня любят все, а Я больше всего - себя.
Сцена 9
Царица Природа: Дочь, мы выслушали твои аргументы, а теперь послушаем твою сестру Биологию.
Биология: Согласна, почти, со всем, сказанным моей сестрой - Химией. Я же хочу продемонстрировать как человек бездумно используя достижения, химии приводит себя и все живое к гибели. Вот смотрите ...
«Мне нравится ...» Песня из к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»
Вы сами ту посуду полоскали.
Но не промыли чистою водой, и моющего средства наглотались ...
Приятно съесть весною зрелый плод,
Без червяка, без пятнышка, без гнили. —
Вы откусили... Сок во рту
И вот вам гербициды (пестициды) печень отравили.
«Ве11е» цикл «Notre dam de Paris»
І. Боль! С ней бороться многие пытались.
Но! Препараты страшные достались.
Нам! От них самих лечится надо! Вот обман!
Снимаем боль, а получился - наркоман.
Припев: Проблемы разные подстерегают нас,
Химреактивы всех преследуют сейчас.
Дезодоранты аллергию нам несут,
От синтетической одежды - страшный зуд,
Вот похудеть хотела девочка, и что ж?
Таблеток « тайских» наглотались и под нож…
Кипятите воду все, Друзья!
Царица Природа: Биология это все твои аргументы?
Биология: Пожалуй, все…
Царица Природа: дорогие Химия и Биология хватит ссориться. Вы обе для меня одинаково любимы и одинаково дороги. Без вас обеих не смогу жить и я - Природа. Нет среди вас самой главной или лучшей. Вы как две половинки единого целого- Природы. И если одна из вас погибнет, следом погибнет и другая.
Царица Природа (обращаясь к Злу): А ты, Зло, оставь моих дочерей в покое. Ты проиграл, уходи, не мешай нам жить. Но я благодарна тебе, твоё колдовство помогло по-новому взглянуть на многое.
Зло: Но я ... тут не виноват, Химия сама попросила об этом.
Сцена 11
Химия Что это было со мной? Сестричка прости меня, за всё зло причиненное тебе мною.
Биология: Как хорошо, что мы снова все вместе (бросаются друг к другу, обнимаются)
Царица Природа: Ваша ссора позволила понять. что природа неповторима и беззащитна.
Царица Природа: Голодных покормить - благая цель,
Но стоит ли, задумавшись о внуках,
Вам прививать бананов гроздь на ель?
Иль осторожней быть в естественных науках?
Сцена 12
Финальная песня («Этот мир придуман не нами» муз. А. Зацепина из репертуара А.Пугачёвой. Все участники на сцене)
За свет далеких звезд в небе ночном.
Судьбу благодарим - спасибо ей одной,
Что подарила нам Природу – общий дом.
Припев: Этот дом, придуман не нами,
Этот дом, единственный дом – 2 раза
Не зная, что открыли - тайную дверь.
И трудно нам понять, и разобраться в нём,
С соблазном совладеть как трудно, порой!
Припев: Этот мир, придуман не нами,
Этот мир придуман не мной – 2 раза
Где новая звезда-сегодня зажглась.
Любимая Земля - для всех нас отчий дом,
Спасибо, что ты есть, что помнишь о нас.
Припев: Этот дом придуман не нами,
Этот мир прекраснейший мир -2 раза
Сказочник: Вот и подошла к концу наша необычная сказка. Сказка - ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок.
Просыпайтесь ребята! Пора делать выводы...
1