2 червня о 18:00Вебінар: Оцінювання, само- та взаємооцінювання в умовах дистанційного навчання і не тільки

Биология + Химия - «за» и «против»

Про матеріал

В нестандартной форме раскрыть взаимосвязь биологии и химии, их единство как естественных наук.. Показать, что неразумное использование человеком научных открытий грозит болезнями и гибелью человечеству и всему живому на Земле. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перегляд файлу

 

             Биология + Химия - «за» и «против»

(Сценарий внеклассного мероприятия учащихся 7-х -11-х классов)

Задачи: 1. В нестандартной форме раскрыть взаимосвязь биологии и химии, их единство как естественных наук.

2. Показать, что неразумное использование человеком научных открытий грозит болезнями и гибелью человечеству и всему живому на Земле.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Действующие лица:

1 .Сказочник - Оле-Лукойе

2. Колдун - Зло

3. Царица Природа

4. Дочь Химия

5. Дочь Биология

6. Учитель

7. Учебник «Химия»

8-11. ученики: Вова, Дима, Даша, Юля

12-15. клетки крови - эритроциты - Э1,2,3,4.

16 -19. нервные клетки - нейроны - Н1,2,3,4.

20. Угарный газ – СО – без слов

21. Никотиновая кислота – без слов

Сцена 1

(На сцене появляется старик с бородой в колпаке, в руках держит зонт.)

Сказочник: Здравствуйте ребята! Знаете кто Я?

Верно, я - добрый сказочник Оле-Лукойе

Я великий чародей,

Друг и взрослых и детей.

Мне подвластно всё кругом...

Сделать ночь могу я днём,

Заглянуть могу в века,

Улететь под облака.

Вам скажу я по секрету,

Много я бродил по свету.

Отросла за те года

Вот такая борода. (показывает на себе)

Вечером, когда все дети ложатся спать, Я тихонько прокрадываюсь к вашим постелям и раскрываю свой зонт, (раскрывает зонт и вращает его) .Над хорошими, детьми - яркую его часть с картинками, и им снятся отличные оценки, компьютеры, игры, разнообразные развлечения и вечные каникулы. Другую, одноцветную часть зонта раскрываю над лентяями и шалунами, и им снятся двойки, сложные контрольные, наказания, отсутствие жвачек, чипсов, мобильных телефонов. Ребята, сегодня я расскажу вам необычную сказку. Слушайте

Сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жила Царица Природа. И было у нее две дочери: старшая - Химия и младшая - Биология. Сестры жили дружно.

Сцена 2 (Идет урок. Ученики к классе пишут контрольную работу).

Учитель: Теперь, в конце урока, осталось пять минут, прошу я вас, ребята, контрольные вернуть.

Учитель: А это чья работа? Кому дать по рукам? Ну как атом азота мог весить килограмм?

Вова:      Мои светлые мысли в обиду я не дам! Я списывал у Димы, там точно килограмм.

Дима:      Тебе, мой друг назначу на завтра я очки!

 Какие килограммы? Тут моли ведь! Прочти!  (Берет у учителя работу и показывает Вове.)

Даша:      Я вижу что ты, Вова, учиться перестал.  По химии все двойки в дневник насобирал!

Вова:       Что химия мне, братцы? Она мне ни к чему.  Я и рад бы постараться,  А зачем, я не пойму?

Даша:      Я слышала, что биология - любимый твой предмет.

Дима:       Но разве там от химии совсем, ни капли нет?

Вова:         Сравнил, еще - профессор!

            Нашел, кого учить.

  Да я без вашей химии,

   Готов всю жизнь прожить!   (Звучит звонок с урока.)

Учитель: Сейчас урок окончен, но я скажу сперва,

   Что каждый сам в ответе за все свои слова.

(Учитель уходит. Дети собирают вещи и идут домой.)

 

Даша    (вслед Вове): и жизнь сама рассудит, кто прав, кто виноват.

Дима:       Ты сам поймёшь однажды, что знания - это клад.

Вова:          Да ну вас!   (Все уходят со сцены, звучит фоновая музыка.)

Сцена 3

Вова приходит домой, садится за уроки. Открывает учебник по химии):

Вова:  Так, химия, посмотрим, что важного тут есть, пожалуй, две страницы попробую прочесть.(Читает и потихоньку засыпает. На сцене , появляется учебник по химии.)

Учебник: Проснись, открой глаза, уже пора вставать. Ты сам только сказал, что хочешь почитать.

Вова:  ААА! Моя мама в кроссовках на босу ногу вдетых! Ты что ещё за демон, весь в формулы одетый?

Учебник: УУ! Как всё запущено!

 Меня ты не узнал?

 Учебник я, по химии.

 Который ты листал.

Вова:          Однако! (обходит вокруг учебника)

 Интересные творятся тут дела!

 Ты что, забыл тут что-то?

 А может, потерял?

Учебник: Меня сюда прислал учебников совет.

 Вчера на совещании меня свели на нет.

Сказали мне коллеги, что плохо стал учить.

Вот я и обещал им, сегодня всё решить.

Поэтому, мой друг, без твоего желанья сейчас я учиню тут перевоспитанье!

Вова:        Хочу с тобой я сделку, учебник, заключить.

Ты выиграешь - я буду тебя везде носить.

От корки и до корки тебя я прочитаю.

Когда на мой вопрос ответ я твой узнаю.

Учебник: Готов помочь тебе я, раз так ты пожелал,

 Давай-ка свой вопрос, посмотрим кто тут прав!

Вова:       Вопросец мой таков, я не могу понять, к чему обе науки я должен изучать? Учу я биологию и мне она важней, а в химии не смыслю простейших я вещей.

Учебник: (смеётся): Вопроса проще этого, ты не мог задать,

Тебе я всё наглядно буду объяснять.

Сцена 4

На сцене появляются клетки крови (эритроциты), на сцену вылетают шарики синего и красного цвета. Клетки крови хватают шарики и начинают бегать по кругу.

Вова:         Куда это мы попали?

 Странней не видел места.

 И эти, кто такие?

 А ну стоять, не с места! (кричит клеткам крови)

Клетка 1:  Не можем, не будем, не станем!

Клетка 2: Не остановимся ни на минутку.

Клетка 3: Мы - клетки крови-эритроциты, 02 переносим.

 Мы заняты не на шутку.

Клетка 1: При каждом вдохе и выдохе, бежим мы волною по телу.

Клетка 2: Берём мы 02 и уносим,

Клетка 3: Приносим С02 на смену.

Клетка 4: Насытим все органы разом

 Целебным живым кислородом.

Клетка 1: Что б двигаться мог ты,

 Писать, моргать глазом

 И жить беззаботно и долго.

Вова:         О2, С02? Что за шутки, что за нелепые фразы?

 Я делаю вдох, потом выдох и всё получается сразу.

Учебник: Процесс это химический,

 Захочешь - всё узнаешь.

 Он сложен, интересен, ты в книге прочитаешь.

(На сцене появляется СО (угарный газ, черно-белый), он хватает клетки крови за руки и они не могут переносить О2 и С02). 

Вова:         Теперь то, что такое? Что с клетками случилось?

Учебник: СО — вещество злое на жизнь их покусилось.

 СО - угарный газ, в реакцию вступает,

 Он клетки насыщает, работать им мешает!

Вова:         И это - тоже химия?

 Выходит, что она не только лишь полезна, она еще вредна?

Учебник: Да, друг мой, к сожаленью

 Не только польза в ней

 Позволь мне показать еще пару вещей.

 

Сцена 5

(Звучит фоновая музыка. На сцену выбегает «Паровозик из нейронов»)

Клетка Н1: Мы клетки нервов быстрые. Передаём сигнал.

Клетка Н2: Чтоб каждый орган, клеточка приказ свой получал.

 Клетка НЗ: Но справиться не сможем мы без веществ химических.

 Клетка Н4: Без них мы - кучка клеток ненужных соматических?

Учебник:   этих клеток тоже враги свои имеются,

Быть может знаешь ты, что с ними может сделаться?

Вова:          Наслышан много, к сожалению, я о вреде курения

Сдается мне, что сигареты убийцы лучше нету!

Учебник: Правда, есть одна противная - кислота никотиновая.

 Она в кровь попадает и на клетки нападает,

 Клеткам нервным всё ломает, связи разрывает. (На сцене никотиновая кислота и разрезает «связи» между нервными клетками.)

 Вова:         Это она! Скорей, спасти мы их должны!

Учебник:  Не наше это дело и здесь мы не нужны.

Вова:   Постой-ка, как же это? Помочь нельзя никак?

Сейчас я покажу ей, что делать нельзя так. (Бросается вдогонку за кислотой)

Вова:  Не смог я их спасти (нервные клетки «умирают») Во всем я виноват!

Учебник:  А химию учить теперь ты будешь рад? (нервные клетки стонут и уползают )

Вова:   Сдержу я свое слово, тебе, ведь обещал. Теперь я изучу всё то, чего не знал.

Учебник:   Вот и отлично, спи!

Вова:           Спать? (и засыпает)

Сцена 6

Сказочник: Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Природа очень любила своих дочерей,  не делала никому предпочтения. Семья жила дружно.Такие отношения вызывали зависть у окружающих, особенно у злого волшебника - «Зло»

На сцене появляется ЗЛО

Зло:   Подумаешь, какая дружная семья! Как они помогают друг другу! Посмотрим, что с ними будет, если я заколдую Химию.

Сцена 7

(На сцене за столом сидят Химия и Биология, Царица Природа )

Химия: Что ты там всё смотришь? Ты мне мешаешь экспериментировать! Отдай микроскоп!

У тебя всё равно ничего не получится! Зря здесь сидишь!

Биология: Сестрица, зачем тебе микроскоп? У тебя есть свои приборы для работы. Лучше помоги мне решить одну проблему, связанную с химией.

Химия:  Делать мне больше нечего! Кто ты такая? Почему я должна тебе помогать? Я старше и ты должна меня слушать и во всем подчиняться!

Биология: Сестра, не пойму, что с тобой? Что произошло с моей любимой, веселой, доброй, всегда готовой помочь Химией?

Химия  Вечно ты со своими «нежностями»! Не пререкайся, а иначе пожалеешь! Вот захочу и все твои «цветочки», «букашки», «лягушки», да и ты сама - погибнете! А я - Химия буду единственной, неповторимой в Царстве Природы! Не спорь со мной! Иди!

Царица Природа: Дочери мои любимые! Мне больно видеть постоянные ваши ссоры. Вы забыли, что вы родные сестры, что жизнь одной без другой - невозможна!

Химия:    Матушка, ведь я - старшая, самая важная, умная и знающая! Без меня не могла бы жить Биология. Я - её важнейшая часть. Я лучше знаю, что необходимо Биологии.

Биология: Но ведь мы обе твои дочери, матушка. Не пойму, почему Химия вдруг так изменила своё отношение ко мне

Химия:Вечно ты все преувеличиваешь. Ты всегда была очень мнительной.

Царица Природа: Не ссорьтесь, доченьки! Чтоб разрешить ваш спор, предлагаю устроить соревнование! Кто примерами докажет свою правоту, тот и более важен для Природы. Согласны? Даю вам для размышления ночь. Завтра утром жду вас у себя.

Химия: Я это сделаю в два счёта! Я самая, самая… (убегает, не дождавшись ответа сестры)

Биология: Согласна, матушка. Я попытаюсь, но не знаю поможет ли это? ...

Сцена 8

Сказочник: Настало утро. Царица Природа очень волновалась, так как от этого соревнования зависела гармония и мир в  царстве Природы.

Химия: Я - как старшая и более важная  представлю свои доказательства первой.

Царица Природа: Как старшая - да, а важность нужно ещё доказать. Мы готовы выслушать .

Химия: Я - основа всего Царства Природы. Из  химических элементов состоят все вещества неживой  и живой природы. Без меня не происходили бы такие природные процессы как: окисление, брожение, фотосинтез, биосинтез белка, передача наследственной информации и многие-многие другие. А Биология? Что она без меня?

а) Ведь в составе всего живого лежат соединения С,Н,О,N и химические процессы

б) Разве возможна была бы без меня сама жизнь? Конечно, нет! Я - самая главная в природе!

Да и человек без меня не может обойтись. Без меня человек жил бы до сих пор в пещерах без огня. Не могли бы получать химические удобрения и гербициды, лекарства, и вещества бытовой химии, не смогли бы выплавлять металлы, производит строительные и облицовочные материалы, посуду, косметику, одежду, обувь, и многое, многое другое… Меня любят все, а Я больше всего - себя.

Сцена 9

Царица Природа: Дочь, мы выслушали твои аргументы, а теперь послушаем твою сестру Биологию.

Биология: Согласна, почти, со всем, сказанным моей сестрой - Химией. Я же хочу продемонстрировать как человек бездумно используя достижения, химии приводит себя и все живое к гибели. Вот смотрите ...

«Мне нравится ...» Песня из к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»

  1.                 Мне нравится, что вы больны не мной

 Вы сами ту посуду полоскали.

 Но не промыли чистою водой, и моющего средства наглотались ...

 Приятно съесть весною зрелый плод,

 Без червяка, без пятнышка, без гнили. —

 Вы откусили... Сок во рту

 И вот вам гербициды (пестициды) печень отравили.

«Ве11е» цикл «Notre dam de Paris»

І. Боль! С ней бороться многие пытались.

 Но! Препараты страшные достались.

 Нам! От них самих лечится надо! Вот обман!

 Снимаем боль, а получился - наркоман.

Припев: Проблемы разные подстерегают нас,

 Химреактивы всех преследуют сейчас.

 Дезодоранты аллергию нам несут,

 От синтетической одежды - страшный зуд,

 Вот похудеть хотела девочка, и что ж?

 Таблеток « тайских» наглотались и под нож…

Кипятите воду все, Друзья!

Царица Природа: Биология это все твои аргументы?

 Биология: Пожалуй, все…

Царица Природа: дорогие Химия и Биология хватит ссориться. Вы обе для меня одинаково любимы и одинаково дороги. Без вас обеих не смогу жить и я - Природа. Нет среди вас самой главной или лучшей. Вы как две половинки единого целого- Природы. И если одна из вас погибнет, следом погибнет и другая.

Царица Природа (обращаясь к Злу): А ты, Зло, оставь моих дочерей в покое. Ты проиграл, уходи, не мешай нам жить. Но я благодарна тебе, твоё колдовство помогло по-новому взглянуть на многое.

Зло:  Но я ... тут не виноват, Химия сама попросила об этом.

Сцена 11

Химия  Что это было со мной? Сестричка прости меня, за всё зло причиненное тебе мною.

Биология: Как хорошо, что мы снова все вместе (бросаются друг к другу, обнимаются)

Царица Природа: Ваша ссора позволила  понять. что природа неповторима и беззащитна.

Царица Природа: Голодных покормить - благая цель,

 Но стоит ли, задумавшись о внуках,

 Вам прививать бананов гроздь на ель?

 Иль осторожней быть в естественных науках?

Сцена 12

Финальная песня («Этот мир придуман не нами» муз. А. Зацепина из репертуара А.Пугачёвой. Все участники на сцене)

  1.                        За то, что только раз бывает в жизни час,

 За свет далеких звезд в небе ночном.

 Судьбу благодарим - спасибо ей одной,

 Что подарила нам Природу – общий дом.

Припев: Этот дом, придуман не нами,

 Этот дом, единственный дом – 2 раза

  1.                 Узнали этот мир, одним прекрасным днём,

 Не зная, что открыли - тайную дверь.

 И трудно нам понять, и разобраться в нём,

 С соблазном совладеть как трудно, порой!

Припев: Этот мир, придуман не нами,

 Этот мир придуман не мной – 2 раза

  1.                 За будущий рассвет, за чистый небосвод,

 Где новая звезда-сегодня зажглась.

 Любимая Земля - для всех нас отчий дом,

 Спасибо, что ты есть, что помнишь о нас.

Припев: Этот дом придуман не нами,

 Этот мир прекраснейший мир -2 раза

Сказочник: Вот и подошла к концу наша необычная сказка. Сказка - ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок.

Просыпайтесь ребята! Пора делать выводы...

1

 

doc
Пов’язані теми
Біологія, 10 клас, Сценарії
До підручника
Біологія (профільний рівень) 10 клас (Межжерін С.В., Межжеріна Я.О., Коршевнюк Т.В.)
Додано
21 серпня 2018
Переглядів
376
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку