ЧЕРНОМОРСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІ СТУПЕНЕЙ
– ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА»
ЧЕРНОМОРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ НА ПОВЕРХНОСТЬ.
СИЛА ДАВЛЕНИЯ»
7 КЛАСС
Учитель физики
высшей квалификационной категории,
старший учитель
Бурлаченко Валентина Ивановна
Тема урока. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ НА ПОВЕРХНОСТЬ. СИЛА ДАВЛЕНИЯ
Цели и задачи урока
Образовательные:
Развивающие:
Коррекционно-развивающая:
Воспитательные:
Методы, формы, приемы и технологии: аутотренинг «Психологический настрой», разноуровневая самостоятельная работа, рефлексия «Закончи предложение».
Тип урока: усвоения знаний, формирование первичных умений.
ХОД УРОКА
1.Организационно-психологический момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.
Притча:
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
— Несомненно, когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои лучшие качества и знания. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Давление. Единицы давления».
2. Постановка целей урока перед учащимися:
3. Актуализация знаний учащихся
Проводим фронтальный опрос.
Учитель: Что такое сила?
Ученик: Сила – мера взаимодействия тел.
Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело?
Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Ученик: Сила упругости F упр.Вес тела Р. Сила тяжести F тяж. Сила трения Fтр.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?
Ученик: Силы упругости:
– возникают при деформации;
– одновременно у двух тел;
– перпендикулярны поверхности;
– противоположны смещению;
– при малых деформациях выполняется закон Гука Fупр= – kх
Учитель: Сила тяжести? Что это за сила?
Ученик: Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.
Учитель: Что называется весом тела?
Ученик: Вес тела – сила упругости,действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg.
Учитель: Проверим, как теоретические знания примените при решении задач.
Учащиеся выполняют разноуровневую самостоятельную работу по вариантам. Ассистенты раздают карточки. 5-7 минут.
Вариант 1.
1 уровень.
1. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу тяготения?
2. На столе лежит книга. Изобразите силы, действующие на нее.
2 уровень.
1. Дайте определение веса тела.
2. Мальчик поднимает гирю весом 150 Н. Какова масса гири?
3 уровень.
1. Почему санки легче тянуть по снегу, чем по земле?
2. Определите силу тяжести, действующую на чугунный брусок массой 40 кг.
Вариант 2.
1 уровень.
1. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу трения?
2. В чем различие веса тела и силы тяжести?
2 уровень. Дайте физическое обоснование пословицам:
1. Пошло дело, как по маслу. Угря в руках не удержишь!
2. Определите массу ведра воды, на которую действует сила тяжести 150 Н
3 уровень. Дайте физическое обоснование пословицам:
1. Лыжи скользят по погоде. Что кругло – легко катится.
2. Определите жесткость пружины, если под действием силы 5Н она растянулась на 10 см.
4. Изложение нового материала
Учитель спрашивает у детей, нравится ли им гулять по зимнему лесу и почему. Мнения у ребят разные: кто-то говорит о красоте зимней природы, а кто-то вспоминает, что по лесу без лыж не прогуляешься — увязнешь в сугробах.
Учитель тоже делится своими впечатлениями:
На просьбу учителя объяснить, почему так получилось, дети отвечают:
На этот вопрос ученики ответить не могут. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока.
Учитель предлагает детям самостоятельно поискать ответ на озадачивший их вопрос.
Если ученики назовут такой параметр, как площадь поверхности, с которой соприкасается тело, тогда учитель предлагает им сформулировать предположение: от чего зависит глубина погружения тела в рыхлый снег? - и организует его экспериментальную проверку.
Если же ученики не назовут этот параметр, тогда можно предложить им ситуации-подсказки. Например, во время Великой Отечественной войны был такой случай: советские войска решили дать сражение немцам, начав на них наступление неожиданно, со стороны болота – оттуда, откуда атаки противник не ждал. Для того, чтобы переправить тяжелые танки, соорудили настилы из бревен. А как же быть пехоте? Готовясь к переходу через топь, один солдат сплел из ивовых прутьев большие подошвы овальной формы, площадь которых значительно превосходила площадь ступни человека. На удивленный вопрос генерала, что это он мастерит, солдат ответил: «Это мокроступы. Чтобы в болоте не увязнуть». Затея генералу очень понравилась, и всей пехоте было приказано обзавестись такой обувкой.
Учитель предлагает проанализировать эти ситуации, сравнив танк на гусеницах и танк на настиле из бревен, солдата в сапогах и солдата в мокроступах, человека в валенках и человека на лыжах, и определить, какая физическая величина здесь меняется. Затем ученикам предлагается высказаться, не возникли ли у них еще какие-нибудь предположения о том, от чего может зависеть глубина погружения тела в снег или другую рыхлую поверхность. Теперь самостоятельное предположение о зависимости глубины погружения от площади поверхности тела, которой оно соприкасается с другой поверхностью, у учащихся, как правило, возникает. Учитель предлагает провести экспериментальную проверку всех предположений.
Каждой группе выдается 1) дощечка с вколоченными в нее гвоздями;
2) грузы, 2 шт. (500 г и 1 кг); 3) сосуд с песком. Ученикам предлагается провести 2 эксперимента:
а) доску с гвоздями поместить на поверхность песка сначала остриями вверх, затем — остриями вниз и сравнить глубину погружения гвоздей в песок;
б) доску с гвоздями поместить на поверхность песка остриями вниз, поставить на нее поочередно грузы в 500 г и 1 кг и сравнить результаты.
Ученики говорят о том, что гвозди проваливаются сильнее, если 1) расположить их остриями вниз; 2) если поставить на дощечку груз большей массы.
Учитель предлагает детям определить, какие физические величины в первом и во втором опытах были неизменными, а какие изменялись. Ученики приходят к выводу, что в первом случае менялась площадь соприкасающихся поверхностей, а во втором – сила, с которой тело давит на поверхность. Это позволяет сформулировать объяснение данного физического явления: глубина погружения тела в снег или песок зависит от силы, с которой тело воздействует на поверхность, и от площади поверхности, которой тело соприкасается с песком или снегом:
Учитель дает задание ученикам предложить название – термин для обозначения результата воздействия тела на поверхность, с которой оно соприкасается. Многие ученики предлагают термин давление. Учитель сообщает, что ученые-физики используют точно такой же термин.
- А теперь давайте введем обозначения для использованных нами физических величин и выведем формулу, показывающую зависимость давления от силы воздействия на поверхность и площади соприкасающихся поверхностей.
Учитель вводит символы: F (H) – сила воздействия тела на поверхность, с которой оно соприкасается, или сила давления; S (м2) – площадь соприкасающихся поверхностей; Р – давление. Ученики самостоятельно в группах выводят формулу и записывают свои варианты на доске. Затем формулируют собственное определение давления.
5.Физминутка (под легкую музыку)
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника, снятие напряжения, коррекция осанки
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
6.Закрепление изученного материала
Учитель предлагает учащимся сопоставить свои выводы с текстом учебника. Учащиеся читают текст параграфа 22, знакомятся с определением давления и формулой для его определения. Учитель просит учащихся сравнить свои определения с определением в учебнике:
Учитель предлагает ребятам внести соответствующее дополнение в собственное определение давления.
- Ребята, давайте вернемся к ситуациям, о которых мы вели разговор в начале урока. Можете ли вы теперь объяснить, почему без лыж мы проваливаемся в рыхлый снег, а на лыжах – нет, для чего понадобились солдатам мокроступы, а танкам – бревенчатые настилы.
Ученики дают объяснение этим фактам.
Задание по карточкам:
Ученикам раздаются карточки с картинками, на которых изображены ножницы, кнопки, фундамент здания, трактор и др. Их нужно распределить на две группы: предметы, которые сконструированы так, чтобы 1) увеличить или 2) уменьшить их давление на поверхность, с которой они соприкасаются. Необходимо также объяснить, с какой целью это делается.
Ученики дочитывают текст параграфа 22 с.150-153 и знакомятся с единицей измерения давления – Паскалем. Затем выполняют упр.22 ( 1,2) с.153
7. Подведение итогов. Оценивание
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной –давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление, как можно увеличить и уменьшить давление.
Итак, давление – это физическая величина,характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии.Давление зависит от силы и площади, по которой эта сила распределена. Установив данную взаимосвязь, мы получаем возможность использовать ее в нашей жизни. Где?
Все режущие, колющие инструменты мы затачиваем,уменьшая, таким образом, площадь режущей поверхности, тогда давление увеличивается, а значит и деформация тела при меньшем значении силы.
Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы тракторов и охотничьи лыжи делают широкими: давление, а значит, деформация уменьшается за счет увеличения площади.
Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики:
– изучили давление твердых тел, единицы измерения давления;
– выяснили способы изменения давления в быту т технике;
– изучили способы увеличения и уменьшения давления;
– обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;
– проверили и закрепили полученные знания
Учитель: Ответьте на вопрос: “Для чего же люди должны знать, что такое давление?”
Ученики: Без знания о давлении, мы не сможем пользоваться штамповкой деталей; не сможем учесть зависимость роста давления с высотой или глубиной; не сможем построить высотные дома; даже режущие и колющие предметы:иглы, ножи, ножницы не сможем использовать в быту и др.
Учитель: Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.
8. Домашнее задание
§ 22 с.150-153 Упр.22(5) с.153
9. Рефлексия
Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…