Розробка містить літературний твір "Два плуга" К.Ушинського для слухання, обговорення та розв'язання проблемної ситуації, дидактичні ігри "Аукцион профессий",кросворд "Радуга профессий",загадки, матеріали для складання прислів'їв, текст "Охрана труда глазами детей".Метою розробки є розширення уявлень учнів про значення праці в житті суспільства, необхідності проведення заходів з охорони праці для людей різних професій з метою збереження їх життя і здоров'я.
Министерство образования и науки Украины
Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа №5
Константиновского городского Совета Донецькой области
Час общения на тему: «Труд красит человека»
Подготовила:
учитель нач.кл.
Гуща Л.П.
2018уч.год
Час общения на тему: «Труд красит человека»
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
План
I. Проблемная ситуация. «Два плуга».
II. Интерактивная беседа.
VI. Игра «Угадай профессию».
VІІ. Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
VIII . Конкурс Аукцион профессий».
ІХ. Охрана труда глазами детей
Х. Мозговая атака.
ХІ. Конкурс рисунков детей. Обсуждение нарисованных ситуаций.
ХІІ Охрана труда в школе (На уроках физкультуры, трудового обучения, во время проведения внеклассных мероприятий и др.)
ХІІІ. Подведение итогов (рефлексия).
Ход
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
- Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
II. Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
Примерные ответы детей:
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
V. Игра «Радуга профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд .
|
|
|
|
п |
о |
в |
а |
р |
|
|
|
П |
о |
ж |
а |
р |
н |
ы |
е |
|
|
|
|
|
с |
т |
р |
о |
и |
т |
е |
л |
ь |
|
|
|
|
ш |
о |
ф |
е |
р |
|
|
|
|
|
|
|
ш |
в |
е |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
а |
п |
о |
ж |
н |
и |
к |
|
|
п |
а |
с |
т |
у |
х |
|
|
|
|
|
|
у |
ч |
и |
т |
е |
л |
ь |
|
|
|
Л |
е |
т |
ч |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
VI. Игра «Угадай профессию».
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей .
VIII . Конкурс Аукцион профессий».
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Градусник, шприц, белый халат. (врач)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)
Дети читаю стихи.
У каждого дела запах особый.
Булочник пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет художник холстами и краской.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый
Очень неважно он пахнет, ребята!
ІХ. Охрана труда глазами детей
Учитель:
- К сожалению, на многих предприятиях случаются ситуации, опасные для жизни и здоровья людей труда. Происходят они потому, что не выполняются правила по технике безопасности, которые предписаны для каждой профессии трудовыми законодательствами.
В нашей стране охрана труда, к сожалению, стоит на одном из последних мест. Особенно это касается шахтёров, строителей, охранников и т.п. Невзирая на множество разговоров о важности охраны труда, каждый день для наших шахтёров — риск для жизни. Недавно я нашла в сети информацию по конкурсу для детей под названием "охрана труда глазами детей".
Охрана труда глазами детей
Каждое утро, когда на улице еще не рассеялись сумерки, ночной холод пробирает до костей, и так тепло манит кровать, я слышу, как хлопают входную дверь и где-то за окном шаркают тяжелые ботинки: отец уходит на работу.
Он никогда не опаздывает, каждый день в пять утра, он садится в автобус и едет на работу. Я снова засыпаю и просыпаюсь только в семь: завтрак, ранец на плечи и — в школу. Уроки, общение с друзьями, заботы — все это увлекает, словно водоворот, и не дает подумать об отце. Но время от времени мелькает мысль: "А как он там, родной, дорогой?" Знаю, что каждую минуту рискует жизнью. Работа на стройке не из легких. Я мало знаю о том, как возводятся многоэтажки. Но понимаю, что каждое строение — результат скоординированной работы строителей и, конечно, неукоснительное соблюдение правил техники безопасности. И в безопасности ли мой отец, который отдал все свои силы, чтобы люди могли поселиться в новых квартирах?
Х Мозговая атака.
- Какие меры безопасности могут сохранить жизнь и здоровье людей разных профессий?
ХІ Конкурс рисунков детей. Обсуждение нарисованных ситуаций.
ХІІ Охрана труда в школе (На уроках физкультуры, трудового обучения, во время проведения внеклассных мероприятий и др.)
Работа с инстукциями по технике безопасности.
-Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
ХІІІ. Подведение итогов (рефлексия).
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.