Година спілкування з теми: "Задачи ГЗ. ЧС и действия при них. Практическое ознакомление со знаком радиационного заражения и средствами индивидуальной защиты."

Про матеріал

Розробка містить матеріали, які поширюють знання учнів про систему заходів ГЗ, її завдання. Вчитель має можливість використати інформацію для повідомлень учнів, вірші. Робота в творчих групах передбачає формування навичоу виготовлення засобів захиисту органів дихання, формування умінь себе безпечно поводити під час хімічного та радіаційного зараження.

Перегляд файлу

Тема:   « Задачи ГЗ. ЧС и действия при них. Практическое                                                                                                   ознакомление со знаком радиационного заражения и                      средствами индивидуальной защиты.»

Цель:     Активизировать знания учащихся о задачах ГЗ населения. Закрепить представление о чрезвычайных ситуациях, возникающих в мирное и военное время.

              Развивать умения действовать в момент чрезвычайных  ситуаций с целью сохранения жизни и здоровья. Практически ознакомить с назначением и правилами пользования средств индивидуальной защиты.                                                                                        

              Воспитывать  организованность, дисциплинированность – главные качества, необходимые в период проведения мероприятий  по ликвидации ЧС.

Оборудование:   вата, марля, ножницы, клей, карточки с               элементами знака радиационного заражения, карточки с ситуативными практическими заданиями, таблица «Средства индивидуальной защиты».                          

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

-Дети, начать урок я сегодня хочу словами стихотворения. Прослушайте его и скажите, о каком наибольшем счастье идёт речь?                                                                                                                          Прекрасен мир наш, посмотри,          в себе гармонию найди,                                                                                                                     ты научись здоровым быть,               чтоб радость людям приносить.                                                    

-Значит, самое большое счастье - это здоровье. Потерять  его легко по разным причинам. В том числе и во время возникнове- ния чрезвычайных ситуаций. Выйти из них помогает система ГЗ.-Что это такое?

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Информатор: ГЗ – это система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты  населения от нападения противника и устойчивой работы народного хозяйства. А также для ликвидации чрезвычайных ситуаций во время стихийных бедствий.

Учитель:

-Давайте вспомним, какие существуют задачи ГЗ. Каждой из трёх групп, на которые поделён класс, выданы информационные листы, где вы должны правильно обозначить задачи ГЗ и их  озвучить.                                                                                                                                                                                        І Группа

  1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при введении военных действий.
  2.  Оповещение населения об опасностях.
  3.  Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4.  Уборка территории вблизи детских учреждений по выходным дням.
  5. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной

ІІ Группа

  1.   Проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей.
  2.   Оказание первой медицинской помощи, жилья пострадавшему населению.
  3.   Покупка бытовых товаров.                                                                                                    
  4.   Борьба с пожарами.
  5.   Обеспечения постоянной готовности сил и средств ГЗ.

                                                 ІІІ  Группа

 

  1.        Обнаружение  районов, подвергшихся радиоактивному, , химическому и биологическому заражению.
  2.        Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий.
  3.        Восстановление  порядка в районах, пострадавших вследствие ЧС природного или техногенного характера.
  4.        Восстановление связи и других коммунальных служб.
  5.        Проведение интернета.

ІV. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня на уроке, ребята, мы рассмотрим, в каких случаях могут возникнуть опасные ЧС. Научимся действовать в момент чрезвычайных  ситуаций с целью сохранения жизни и здоровья. Практически ознакомимся с назначением и правилами пользования средств индивидуальной защиты.

V. Работа над новы материалом. 

1.Сообщения детей

1. Войны.

Информатор 1:  Война 1941 – 1945г. Наш народ не был готов к внезапному нападению фашистской Германии.

Информатор 2: Суровая необходимость заставила очень быстро выработать систему противовоздушной обороны тыловых городов и населённых пунктов. Были созданы специальные отряды, которые оповещали о налётах вражеской авиации. По сигналу воздушной тревоги мирное население укрывалось в бомбоубежищах, подвалов домов, метро.            Информатор 1 : Родина!                                                                               Пламя ударило в небо.                                                                                                        Ты помнишь, Родина?                                                                                                      Тихо сказала : « Вставайте на помощь…»                                                          Родина!                        

Информатор 3 : Дорогой ценой досталась нашему народу победа. 4года 1418 дней шла война. Миллионы жизней она унесла. В тяжёлых условиях жила и боролась страна. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь как можно больше дать фронту танков, самолётов, оружия, боеприпасов. Победу ковал весь народ.

Информатор 4 : Афганистан…                                                                                      И вновь работают службы ГЗ.                                                                                    Смерти молодых ребят…                                                                                                   Это они отдавали жизни, выполняя свой интернациональный долг.

Информатор 5 : Вечная слава героям!                                                            Люди, покуда сердца стучат,                                                                                 Помните!                                                                                                                                Какой ценой завоёвано счастье,                                                                         помните!                                                                                                                   Памяти павших будьте                                                                                                достойны!                                                                                                                                      Вечно достойны!...

2. Деятельность людей.

Учитель: Мирное время… Работают фабрики, заводы, электростанции, шахты… Они дают стране сталь, стекло, уголь, машины, электричество. Но один неверный шаг, чья-то оплошность, любая неисправимость и … авария. И вновь работают спецотряды ГЗ, спасая предприятия, строения, жизни людей.                                                    Аварии на предприятиях, транспорте могут сопровождаться выбросом в атмосферу активных ядовитых веществ. Вспомним аварию на Чернобыльской АЭС.

Информатор 6 : Ночью с 25 на 26 апреля в 1ч 23 минуты 43с  2 взрыва на 4-м блоке ЧАЭС. Пожар. Раздался в пожарной части сигнал тревоги. К месту вызова выехала пожарная автоцистерна, насосная станция, машины и автобус с Припяти, Киева.                                                        В районе радиации работали, ликвидируя аварию Владимир Правик, Виктор Кибенюк и другие.                                                                                             Медики работали круглосуточно. Тяжелобольным переливали кровь, делали трансплантацию  мозга, боролись с лучевой болезнью. Службы ГЗ  эвакуировали население в безопасные районы. Чернобыль-трагедия. Смерть людей, боль их родных и близких, более 100 тысяч облучённых радиацией людей. Последствие – смерть детей и взрослых, тяжёлые болезни, низкая рождаемость.

«Как это было…» (Выступление ученика, отец которого был участником  ликвидации аварии на ЧАЭС).

3. Природные бедствия.  (Мозговая атака)

                      Грозы                                                                Лесные пожары

Бури                                             Землетрясения                 

Извержение                                                                                                                                     вулканов                                                                     Наводнения

                        Лавины       Ураганы

                              2.Работа по группам                                                             (Трём группам раздаются карточки с названиями природных бедствий, их определениями и действиями в момент ЧС. Дети должны найти соответствия.)                                                                                                        Буря, гроза, землетрясение, лесной пожар, наводнение, вулкан.

Определения :

- гром и молния с дождём или градом;

- ветер разрушительной силы, дующий длительное время;

-колебания земной поверхности, которые возникают вследствие подземных толчков;

-разлив реки в результате таяния снега, льда, длительных дождей;

-неконтролируемый процесс горение, который приводит к гибели людей, животных, уничтожению лесных насаждений;

-геологические образования на поверхности земли сопровождающиеся выбросом лавы, камней, вулканических газов.

Действия в момент природных бедствий:

І

  1. Плотно закрой двери и окна.
  2.  Приготовь свечи.
  3.  Отключи электроприборы.
  4. Если ураган застал на улице, перебирайтесь в укрытие.

ІІ

  1. Закрой двери и окна.
  2. Отключи электроприборы.
  3. Если находишься на улице, уходи в помещение.
  4. Не стой под высокими деревьями, они притягивают молнию.
  5. Если ты в реке выйди из воды.
  6. Не убегай от молнии.

 

ІІІ

  1. Не паникуй.
  2. Выбирайся из здания через дверь или окно.
  3. Не пользуйся лифтом.
  4. Если дом многоэтажный, первые толчки пережди в квартире, стоя в дверных проёмах, дальше от окон; а потом быстро покинь помещение
  5. На улице отходи дальше от зданий, столбов, строений.

 

 

 

 

ІV

  1.Если пламя только начинает разгораться, сбей его.

 2. Зови на помощь.

3. Двигайся против огня по диагонали к дороге или реке.

4. Передвигайся к пустырю, вспаханному полю, закрыв нос и рот влажной тряпкой.

5. Вырой яму и укройся в ней.

V

1.Приготовься к эвакуации, взяв документы, тёплые вещи,         запас еды.

2. Взберись на самое высокое место и жди спасательную службу.

3. Если попал в воду, плыви под углом к течению, используя подручные средства.

4. При посадке в лодку, веди себя дисциплинированно, не меняйся местами во время движения.

  1. Покинь район бедствия.
  2. Беги к дороге, одевшись по плотнее, предохраняя голову шлемом, набитой бумагой шапкой.
  3. Если едешь в машине, выберись из неё.
  4. Старайся укрыться от раскалённой пыли, газов в убежищах или в воде.

 

 

3.Практическая работа

Учитель: Мы живем в городе, где работают промышленные предприятия. Из-за небрежности работников или нарушений правил безопасности, могут происходить аварии. О них извещают сирены, гудки, сообщения по местному радио и телевидению. В ЧС людям помогают работники аварийно спасательных служб. Но сохранить свою жизнь и здоровье можем и мы. Для этого нужно иметь средства индивидуальной защиты.

Средствами, предохраняющими кожу от вредных источников являются защитные костюмы, а органов дыхания – респираторы, противогазы, ватно-марливые повязки.

Сейчас І группа по инструкции, лежащей на столе, изготовит ватно-марлевую повязку и продемонстрирует её применение.

ІІ Группа изготовит знак радиационного заражения и проинформирует, как себя вести при радиоактивном заражении.

ІІІ Группа выберет инструкцию по действиям во время аварии на химическом заводе. «Внимание! Химическая тревога» .

4. Демонстрация результатов работы.

VІ Подведение итога.

- О чём оповещают сирены предприятий, прерывистые гудки машин?

-Какие чрезвычайные  ситуации вы знаете?

-Какие службы помогают их ликвидировать?

-Какие средства индивидуальной защиты вы знаете?

-Какие качества человека в момент ЧС могут сохранить жизнь и здоровье?

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
647
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку