«Математика – царица наук»
Математический брей ринг для учеников 9-11 классов
Подготовила
учитель математики
Морозова Е. В.
2012-2013 уч.г.
Это командная игра, в ходе проведения которой учащиеся смогут не только продемонстрировать свои знания по предмету, но и узнать новые факты, расширить свой математический кругозор. Ребятам предстоит ответить как на простые вопросы, так и на вопросы, в которых идёт речь о не очень известных или вообще дня них неизвестных, но интересных фактах, проявить при этом смекалку, интуицию, высказать догадки и проверить их правильность, узнав верный ответ.
Цели проведения игры
Предоставить ребятам возможность продемонстрировать свои знания, находчивость, смекалку.
Способствовать повышению интереса к математике и расширению математического кругозора учащихся.
Помочь в воспитании таких качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, стремление к победе.
Описание хода игры
В игре принимают участие 3-4 команды девятиклассников, в каждую из которых входит 6 учеников. Каждая команда сидит за отдельным столом. На каждый стол необходимо положить комплект из четырёх карточек, на которых крупно написаны числа 1, 2, 3, 4.
Игру проводит ведущий, жюри учитывает ответы и подводит результаты. Игра состоит из четырех туров.
Первый тур.
Конкурс капитанов.
Капитаны команд по очереди быстро отвечают на 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для команды 9-х классов.
Вопросы для команды 10 класса
Вопросы для команды 11 класса
Подведение итогов 1 тура.
Второй тур.
Ведущий задаёт командам вопросы и предлагает четыре варианта ответа на каждый вопрос (ответы пронумерованы цифрами 1,2, 3, 4). Командам даётся примерно 30 секунд для обсуждения ответа, после чего, по сигналу ведущего, капитаны каждой команды поднимают одновременно карточки с цифрой, соответствующей, по мнению команды, правильному ответу. За каждый верный ответ команда получает на свой счёт 1 балл.
Вопросы.
1. 1015 - это:
1.Триллион
2. Октиллион
3.Квадриллион
4.Квинтиллион
2. Назовите фамилию математика, который впервые ввёл прямоугольную систему координат на плоскости
1.Евклид
2.Декарт
3.Галуа
4.Лобачевский
3. Кто в своих работах стал обозначать число, выражающее отношение длины окружности к её диаметру, греческой буквой π, после чего это обозначение стало общепринятым?
1. Пифагор
2.Фалес
3.Леонард Эйлер
4.Карл Гаусс
4. Кто из этих учёных не является древнегреческим математиком?
1.Фалес
2.Пифагор
3.Ферма
4.Эратосфен
5. Какое из этих чисел, записанных римскими цифрами, самое большое?
1.XC 90
2.LXX 70
3.XL 40
4.XIX 19
6. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
1. А.П.Чехов
2. И.А.Гончаров
3.И.С.Тургенев
4.А.С.Грибоедов
7. Чьим именем названа теорема, с помощью которой мы можем делить отрезок на любое количество равных частей?
1.Архимед
2.Пифагор
3.Евклид
4.Фалес
8. Кому принадлежат слова: "Математику уже потому изучать следует, что она ум в порядок приводит"?
1.Петр I
2. М.Ломоносов
3.С.Ковалевская
4.А.Пушкин
9. Слово "трапеция" произошло от греческого слова "трапезион". Что греки называли этим словом?
1.Столик
2.Скамейку
3.Тумбу
4.Печь
10.Какое слово в русском языке означало сотню сотен и использовалось также вместо слов "очень много"?
1.Уйма
2.Тьма
3.Легион
4.Колода
1.Теорема
2.Тавтология
3.Софизм
4.Парадокс
1. Эратосфен
2.Галилей
3.Архимед
4.Коперник
1.Миля
2.Дюйм
3.Фут
4.Ярд
1.Эллипсоид
2.Обруч
3.Тор
4.Икосаэдр
1.1 миллиард метров
2.1 миллион метров
3.3 миллиона метров
4.3 тысячи метров
Третий тур.
Игра "О ком идёт речь?"
Команды должны угадать, о каком известном математике идёт речь. Для командам даются подсказки. Если имя ученого угадывается после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй подсказки - 4 балла, после третьей - 3 балла и так далее. Важное условие - если кто-то из капитанов даёт после подсказки неверный ответ, то из дальнейшего соревнования он выбывает (т.е. каждый участник мини-игры имеет право на один вариант ответа).
Задание для 9-х классов
Подсказка №1. Этот учёный жил в 6 веке до нашей эры. (5 баллов)
Подсказка №2. Он родился на острове Самос в Эгейском море (4 балла)
Подсказка №3. Основал строго закрытое сообщество своих последователей (3 балла)
Подсказка №4. Ему принадлежит высказывание "Всё есть число". Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные (2 балла)
Подсказка №5. Его именем названа теорема о сторонах прямоугольного треугольника (1 балл).
Правильный ответ - Пифагор
Задание для 10 класса
Подсказка №1. Этот древнегреческий философ – родоначальник античной и вообще европейской философии и науки (5 баллов)
Подсказка №2. Он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 года до н.э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. (4 балла)
Подсказка №3. Греческими писателями ему приписывается решение задачи на определение высоты пирамиды по длине ее тени (3 балла)
Подсказка №4. Он жил в г. Милет (Малая Азия) (2 балла)
Подсказка №5. Его именем названа теорема о параллельных прямых, пересекающих стороны угла и отсекающих на одной его стороне равные отрезки (1 балл).
Правильный ответ – Фалес Милетский
Задание для 11 класса
Подсказка №1. Этот ученый родился в Англии в конце 17 века (5 баллов)
Подсказка №2. Он - английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. (4 балла)
Подсказка №3. Жозеф Лагранж писал о нем: «Он самый счастливый – систему мира можно установить лишь один раз» (3 балла)
Подсказка №4. Павел Антакольский писал о нем:
«И в ту же ночь, когда все в мире спало
И стихли голоса церквей и школ,
Не яблоко, а формула упала
С ветвей вселенной на рабочий стол…» (2 балла)
Подсказка №5. Законы механики и всемирного тяготения носят его имя (1 балл).
Правильный ответ – Исаак Ньютон
Подведение итогов за 2 и 3 туры
Игра со зрителями
«О чем идет речь?»
Правильный ответ – яблоко
Зритель, угадавший, о чем идет речь, может подарить 1 балл своей команде.
Четвертый тур.
Командам предлагается 12 вопросов, для обсуждения дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.
Вопросы.
(« И я сдвину землю» )
(1+100, 2+99, 3+98 и т.д. Сумма каждой такой пары равна 101 и повторяется она 50 раз. Значит, сумма равна 101*50=5050)
(Чтобы подняться на третий этаж, нужно миновать два пролета между этажами. А чтобы подняться на шестой этаж – пять площадок. Поэтому путь на шестой этаж в 2,5 раза длиннее, чем на третий этаж)
(от конца вытянутой левой ноги до конца вытянутой правой руки - 176 см.)
(Это то, что он о себе думает)
Расстояние от Парижа до Северного полюса
30 градусов.
(это памятник нулю. Не одна из цифр не была достойна таких почестей.)
(спорить)
(2 см)
Пятый тур.
Каждая команда задает соперникам по одному вопросу, на обсуждение – 1 минута.
Подведение итогов.
Вручение подарков.