Гра для 9-11 класів "Математичний брейн-ринг"

Про матеріал
Це командна гра, під час проведення якої учні зможуть не тільки показати свої знання з предмету, але й дізнатися нові факти, розширити свій математичний кругозір. Учням належить відповісти як на прості питання, так і на питання, в яких йде мова про не дуже відомі або взагалі для них невідомі, але цікаві факти, проявити при цьому кмітливість, інтуїцію, висловити припущення і перевірити їх правильність, дізнавшись правильну відповідь.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Математика – царица наук»

Математический брей ринг для учеников 9-11 классов

 

 

 

Подготовила

 учитель математики

Морозова Е. В.

 

 

 

 

 

 

2012-2013 уч.г.

Это командная игра, в ходе проведения которой учащиеся смогут не только продемонстрировать свои знания по предмету, но и узнать новые факты, расширить свой математический кругозор. Ребятам предстоит ответить как на простые вопросы, так и на вопросы, в которых идёт речь о не очень известных или вообще дня них неизвестных, но интересных фактах, проявить при этом смекалку, интуицию, высказать догадки и проверить их правильность, узнав верный ответ.

 

Цели проведения игры

Предоставить ребятам возможность продемонстрировать свои знания, находчивость, смекалку.

Способствовать повышению интереса к математике и расширению математического кругозора учащихся.

Помочь в воспитании таких качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, стремление к победе.

 

Описание хода игры

В игре принимают участие 3-4 команды девятиклассников, в каждую из которых входит 6 учеников. Каждая команда сидит за отдельным столом. На каждый стол необходимо положить комплект из четырёх карточек, на которых крупно написаны числа 1, 2, 3, 4.

 

Игру проводит ведущий, жюри учитывает ответы и подводит результаты. Игра состоит из четырех  туров.

 

Первый тур.

 

Конкурс капитанов.

Капитаны команд по очереди быстро отвечают на 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Вопросы для команды 9-х классов.

  1. Что означает слово “землемерие” в переводе на греческий язык? (геометрия).
  2. Чему равно отношение длины окружности к её диаметру? (число «пи»).
  3. Их нужно доказывать   (теоремы)
  4. Самое приятное на уроке  (звонок)
  5. Назовите первые три  буквы греческого алфавита. (альфа, бета, гамма).
  6. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (3600).
  7. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше пяти, но меньше шести? (запятую).
  8. Какая дробь меньше единицы?   (Правильная)
  9. Как называется замкнутая ломаная, состоящая из трёх звеньев? (Треугольник)
  10. Как называется часть плоскости, ограниченная окружностью? (Круг)

 

Вопросы для команды 10 класса

  1. Его обычно извлекают   (корень)
  2. Часть окружности      (дуга)
  3. На них учатся     (ошибки)
  4. Их полно в справочниках    (формулы)
  5. Ее выстукивают на барабане и ей стреляют из ружья    (дробь)
  6. Какой знак в математике появился благодаря типографской опечатке  (процент)
  7. Бывает вступительный, бывает выпускной  (экзамен)
  8. Измеряется транспортиром  (угол)
  9. Часть круга  (сектор)
  10. График обратной пропорциональности  (гипербола)

 

Вопросы для команды 11 класса

  1. В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагональ).
  2. Бывает математическая, бывает и женская. (Логика).
  3. Бывают у вектора и у точки на плоскости. (Координаты).
  4. Бывает Евклидова, а бывает Лобачевского.   (Геометрия).
  5. Единица измерения скорости на море. (Узел)
  6. Чему равна сумма чисел от   - 200 до 200? (0)
  7. Какие цифры употребляются в десятичной системе? (Арабские)
  8. Какую часть часа составляют 20 минут? (Третью)
  9. Прибор для измерения углов. (Транспортир)
  10. Сколько вершин у куба?   (8)

 

Подведение итогов 1 тура.

 

Второй тур.

 

Ведущий задаёт командам вопросы и предлагает четыре варианта ответа на каждый вопрос (ответы пронумерованы цифрами 1,2, 3, 4). Командам даётся примерно 30 секунд для обсуждения ответа, после чего, по сигналу ведущего, капитаны  каждой команды поднимают одновременно карточки с цифрой, соответствующей, по мнению команды, правильному ответу. За каждый верный ответ команда получает на свой счёт 1 балл.

 

 

Вопросы.

1. 1015 - это:

     1.Триллион

     2. Октиллион

     3.Квадриллион

     4.Квинтиллион

2. Назовите фамилию математика, который впервые ввёл прямоугольную систему координат на плоскости

      1.Евклид

      2.Декарт

      3.Галуа

      4.Лобачевский

3. Кто в своих работах стал обозначать число, выражающее отношение длины окружности к её диаметру, греческой буквой π, после чего это обозначение стало общепринятым?

     1. Пифагор

     2.Фалес

     3.Леонард Эйлер

     4.Карл Гаусс

4. Кто из этих учёных не является древнегреческим математиком?

     1.Фалес

     2.Пифагор

     3.Ферма

     4.Эратосфен

5. Какое из этих чисел, записанных римскими цифрами, самое большое?

    1.XC   90

    2.LXX    70

    3.XL   40

    4.XIX     19

6. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?

     1.  А.П.Чехов

     2. И.А.Гончаров

     3.И.С.Тургенев

     4.А.С.Грибоедов

7. Чьим именем названа теорема, с помощью которой мы можем делить отрезок на любое количество равных частей?

     1.Архимед

     2.Пифагор

     3.Евклид

     4.Фалес

8. Кому принадлежат слова: "Математику уже потому изучать следует, что она ум в порядок приводит"?

     1.Петр I

     2. М.Ломоносов

     3.С.Ковалевская

     4.А.Пушкин

9. Слово "трапеция" произошло от греческого слова "трапезион". Что греки называли этим словом?

     1.Столик

     2.Скамейку

     3.Тумбу

     4.Печь

10.Какое слово в русском языке означало сотню сотен и использовалось также вместо слов "очень много"?

     1.Уйма

     2.Тьма

     3.Легион

     4.Колода

  1. Как называется умышленно ложное умозаключение, имеющее видимость правильного, и содержащее замаскированную ошибку?

1.Теорема

     2.Тавтология

     3.Софизм

     4.Парадокс

  1. Кто из этих математиков первым установил размеры земного шара

1. Эратосфен

      2.Галилей

      3.Архимед

      4.Коперник

  1. Какая из этих единиц длины равна приблизительно 0,9 метра?

1.Миля

      2.Дюйм

      3.Фут

      4.Ярд

  1. Как называется геометрическое тело, похожее на бублик?

    1.Эллипсоид

     2.Обруч

     3.Тор

     4.Икосаэдр

  1. Какой длины получится линия, если кубический километр разрезать на кубические метры и выложить их в одну длину?

    1.1 миллиард метров

     2.1 миллион метров

     3.3 миллиона метров

     4.3 тысячи метров

 

Третий тур.

 

Игра "О ком идёт речь?"

 

Команды  должны угадать, о каком известном математике идёт речь. Для командам  даются подсказки. Если имя ученого угадывается  после первой подсказки, то команда  получает 5 баллов, после второй подсказки - 4 балла, после третьей - 3 балла и так далее. Важное условие - если кто-то из капитанов даёт после подсказки неверный ответ, то из дальнейшего соревнования он выбывает (т.е. каждый участник мини-игры имеет право на один вариант ответа).

 

Задание для 9-х классов

 

Подсказка №1. Этот учёный жил в 6 веке до нашей эры. (5 баллов)

Подсказка №2. Он родился на острове Самос в Эгейском море (4 балла)

Подсказка №3. Основал строго закрытое сообщество своих последователей (3 балла)

Подсказка №4. Ему принадлежит высказывание "Всё есть число". Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные (2 балла)

Подсказка №5. Его именем названа теорема о сторонах прямоугольного треугольника (1 балл).

 

Правильный ответ - Пифагор

 

Задание для 10 класса

 

Подсказка №1. Этот древнегреческий философ – родоначальник античной и вообще европейской философии и науки (5 баллов)

Подсказка №2. Он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 года до н.э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях.  (4 балла)

Подсказка №3. Греческими писателями ему приписывается решение задачи на определение высоты пирамиды по длине ее тени (3 балла)

Подсказка №4.  Он жил в г. Милет (Малая Азия) (2 балла)

Подсказка №5. Его именем названа теорема о параллельных прямых, пересекающих стороны угла и отсекающих на одной его стороне равные отрезки (1 балл).

 

Правильный ответ – Фалес Милетский

 

Задание для 11 класса

 

Подсказка №1. Этот ученый родился в Англии в конце 17 века (5 баллов)

Подсказка №2. Он - английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. (4 балла)

Подсказка №3. Жозеф Лагранж писал о нем: «Он самый счастливый – систему мира можно установить лишь один раз»  (3 балла)

Подсказка №4. Павел Антакольский писал о нем:

 «И в ту же ночь, когда все в мире спало

И стихли голоса церквей и школ,

Не яблоко, а формула упала

С ветвей вселенной на рабочий стол…»  (2 балла)

Подсказка №5. Законы механики и всемирного тяготения носят его имя (1 балл).

 

Правильный ответ – Исаак Ньютон

 

Подведение итогов за 2 и 3 туры

 

Игра со зрителями

«О чем идет речь?»

  1. Его родиной считают Кавказ. Там, а еще в Средней Азии и Китае, до сих пор встречают его диких предков.
  2. Из-за него одного очень известного мужчину и женщину выгнали из очень комфортного места, в котором они жили.
  3. Не одна война началась из-за него.
  4. Благодаря ему, один великий англичанин  прославился на весь мир.
  5. Ближе всего с ним связаны напитки: сок и сидр.
  6. Это не экзотический фрукт, он есть в саду каждого украинца.

 

Правильный ответ – яблоко

 

Зритель, угадавший, о чем идет речь, может подарить 1 балл своей команде.

 

Четвертый тур.

 

Командам предлагается 12 вопросов, для обсуждения дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.

 

Вопросы.

 

  1. Продолжите фразу Архимеда «Дайте мне точку опоры …» 

 (« И я сдвину землю» )

 

  1. . «Задача Гаусса». Известно, что когда 9-летнему Гауссу учитель предложил найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, то Гаусс справился с этим заданием так быстро, что даже удивил своего учителя. Найдите и вы сумму чисел от 1 до 100.

(1+100, 2+99, 3+98 и т.д. Сумма каждой такой пары равна 101 и повторяется она 50 раз. Значит, сумма равна 101*50=5050)

 

  1. В шестиэтажном доме все этажи одинаковой высоты. Во сколько раз путь на шестой этаж длиннее, чем на третий этаж?

 (Чтобы подняться на третий этаж, нужно миновать два пролета между этажами. А чтобы подняться на шестой этаж – пять площадок. Поэтому путь на шестой этаж в 2,5 раза длиннее, чем на третий этаж)

 

  1. Продемонстрировать, что такое  «косая сажень» и какова ее длина.

  (от конца вытянутой левой ноги до конца вытянутой правой руки  - 176 см.)

 

  1. В старину в России применялись другие меры  массы, чем в    настоящее время. Так для взвешивания мелких, но дорогих  товаров, применялась мера в 4г. Какая существует пословица,     имеющая прямое отношение к этой мере массы?      (Мал золотник, да дорог)

 

  1. По мнению Толстого каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби?

 (Это то, что он о себе думает)

 

  1. Метрическая система — это система мер, основанная на метре. Метр был создан более 200 лет назад во Франции. А вычислен он был путём деления некоторого расстояния на 10 миллионов. Какое расстояние, от чего и до чего, разделили французы, чтобы получить эталонную длину в 1 метр?

Расстояние от Парижа до Северного полюса

 

  1. Известно, что японцы приветствуют друг друга поклоном. Но, оказывается, по-разному для разной категории людей: каждому — свой угол наклона. Например, коллеги кланяются друг другу под углом в 15 градусов, а вот начальника принято приветствовать под углом в 45 градусов. А как же тогда японцы встречают нужных клиентов или покупателей в магазине?.

30 градусов.

 

  1.  Многие из математиков прославил себя не только в этой науке. Они были философами, геометрами, механиками, астрономами. Например, Исаака Ньютона, выдающегося английского ученого, математики считают математиком, физики – физиком, астрономы – астрономом. Джироламо Кардан занимался медициной, в математике его имя носит формула для решения кубических уравнений, а в механике – карданный вал. Много кто из математиков дружил со спортом. Кто из ученых древности был еще и победителем кулачных боев?  (Пифагор, брал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н. э. и долго удерживал титул чемпиона в этом виде спорта.)

 

  1. Любому числу пифагорейцы отводили свою роль. А значительно позже одному из чисел в самом центре Будапешта (Венгрия) был установлен памятник. Какому числу установлен памятник?

 (это памятник нулю. Не одна из цифр не была достойна таких почестей.)

 

  1. Закончите высказывание Ньютона,  который сказал о математике, что она подобна сварливой женщине: кто захочет с нею пообщаться, тот должен все время…….   

(спорить)

 

  1. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц?

 (2 см)

 

Пятый тур.

 

Каждая команда задает соперникам по одному вопросу, на обсуждение – 1 минута.

 

Подведение итогов.

Вручение подарков.

 

 

 

docx
Додано
4 грудня 2019
Переглядів
1237
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку