Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы, на котором она плывет по воздушному океану"
Чтение стихотворения (на фоне голосов птиц)
Звенит и льётся птичий голос,
Узнай – о чем она поет.
Вот царство жизни и свободы
Здесь вечный блеск,
Здесь вечный пир.
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: прекрасен мир.
Ребята, сегодня мы с вами собрались не на обычное мероприятие. Нам предстоит отправиться в воображаемое путешествие. Двигаясь по маршруту, мы будем вспоминать все, что узнали о птицах на уроках и узнавать много нового. А помогут нам в этом информационные карты, которые на время урока станут вашими путевыми дневниками. Итак, в путь.
Ну что ж, пришло время вновь отправиться в путешествие.
Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас! Сегодня в этом зале собрались те:
кто может показать свои знания,
кто хочет проверить, на что он способен,
кто умеет работать в команде и доверяет ей!
Сегодня вас ждёт увлекательная игра «Квест знаний». А кто знает, что обозначает слово «квест»?
Приключенческая игра по биологии
«Птичий квест»
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого-биологических проблем.
Условия участия:
Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому перемещаются команды.
Все участники делятся на конкурирующие друг с другом команды
Каждая команда состоит из 4 человек: 1 капитан и 3 участника (класс – группа поддержки)
Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
Задания на станциях могут носить как интеллектуальный, так и интерактивный характер.
Помочь в выполнении заданий участникам могут школьные доски, объявления на стендах (специально наклеенные заранее), случайные прохожие (игротехники), невзначай роняющие носовой платок с кодом и т.д.
На основании полученной от игротехника информации и кода следующей станции, команда выясняет адрес следующей игровой станции и двигается туда.
Побеждает сильнейший!
Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они находятся в природе.
И. Г. Песталоцци
Оформление: плакат-девиз урока: „Птицы – это чудестные существа, без которых живая природа не смогла б существовать”, запись голосов птиц. «Каким скучным местом был бы мир без птиц»
«Птицы – это небесные цветы».
Детский писатель Е.Дубовицкий
«Каким скучным местом был бы мир без птиц»
Тип урока: урок учета и контроля знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок - соревнование
Форма работы: групповая
Средства обучения:
-фонограмма «голоса птиц в природе»;
-Картинки с изображениями птиц.
-Класс украшен соответственно по теме викторины.
А теперь послушайте, как вы работаете на станциях:
Маршрут движения заранее вам неизвестен. О том, какая станция будет следующей, команда узнает от своего оператора, получив сообщение по телефону. На ваших столах вы видите телефоны своих операторов.
На каждой станции вы выполняете определённые задания в течение семи минут. Если задание выполнено правильно и в срок, команда получает от судьи кодовое слово, которое капитан немедленно отправляет оператору. От оператора вам приходит зашифрованное послание с указанием следующей станции. Кроме того, вы получаете одну из букв ключевого слова.
В случае затруднений в решении заданий команда может воспользоваться одной подсказкой преподавателя, но получает две штрафные дополнительные минуты.
Команда, не выполнившая задание за отведённое время, также получает от оператора послание с указанием следующей станции, но лишает себя буквы ключевого слова, которое может привести к победному финалу.
Уважаемые участники, во время проведения игры запрещается пропускать какую-либо станцию и передавать другим командам какие-либо сведения.
Итак, если все правила участникам понятны, то помощники сейчас раздадут командам задание, выполнив которое, вы узнаете, на какую первую станцию вам идти. Внимание, команды, время пошло!
И помните: сплочённость команды – залог вашего успеха.
Ведущий приглашает администрацию и гостей мероприятия посетить любую из станций и понаблюдать за ходом игры.
Успешное прохождение «Лабиринта» завершается слайдом: «Молодец! Допуск получил».
Время проведения: 90 минут.
Форма проведения: интерактивная игра-соревнование по дисциплинам естественного цикла.
Методы и приемы: частично-поисковый, исследовательский метод, проблемный метод, активный и интерактивный методы.
Задачи урока:
Образовательные:
Отработать общую характеристику класса Птицы.
Повторить отличительные особенности представителей класса Птицы
Проверить знания о размножении и развитии птиц, характерные особенности отдельных экологических групп птиц.
Отработать современное представление о происхождении птиц.
Показать практическое применение знаний о строении животных в архитектуре и строительстве (бионика).
Развивающие:
Научить делать логические заключения на основе анализа имеющейся информации.
Уметь путем сравнения и анализа объединять организмы в группы и исключать лишние.
Тренировать внимание, отрабатывать умение работать с текстом.
Воспитательные:
Отрабатывать умение работать в группе, слушать товарищей, находить правильный ответ из множества предложенных.
Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Уметь подчиниться решению большинства.
Уметь достойно признавать свое поражение.
1. Организационная часть
За 10-15 минут до начала проведения внеклассного мероприятия администраторы встречают гостей и участников, помогают занять свои места. Участники при входе получают конверты, о назначении которых они узнают в начале игры.
Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы, на котором она плывет по воздушному океану"
Чтение стихотворения (на фоне голосов птиц)
Звенит и льётся птичий голос,
Узнай – о чем она поет.
Вот царство жизни и свободы
Здесь вечный блеск,
Здесь вечный пир.
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: прекрасен мир.
Ребята, сегодня мы с вами собрались не на обычное мероприятие. Нам предстоит отправиться в воображаемое путешествие. Двигаясь по маршруту, мы будем вспоминать все, что узнали о птицах на уроках и узнавать много нового. А помогут нам в этом информационные карты, которые на время урока станут вашими путевыми дневниками. Итак, в путь.
Ну что ж, пришло время вновь отправиться в путешествие.
Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас! Сегодня в этом зале собрались те:
кто может показать свои знания,
кто хочет проверить, на что он способен,
кто умеет работать в команде и доверяет ей!
Сегодня вас ждёт увлекательная игра «Квест знаний». А кто знает, что обозначает слово «квест»?
Ответы студентов
Победит та команда, которая первой правильно выполнит все задания и отгадает ключевое слово
У вас будут деньги за которые вы можете получить подсказки. За каждое задание вы будете получать буквы, из которых вы составите название птицы.
1 задание - разминка. Интеллектуальный спринт «Набираем обороты» (отвечает команда быстрее поднявшая карточку)
На обдумывание каждого ответа на вопрос тура дается 30 секунд, отсчет времени осуществляется по звуковому сигналу. Когда ответ готов, команда поднимает сигнальную карточку. Без поднятой карточки ответ не фиксируется.
«Птичья викторина»
Какие птицы зимой, в самые морозы, вьют гнезда и выводят птенцов? (Клесты)
Какая птица днем спит, а ночью летает? (Сова)
Какие птицы зимуют и ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, Рябчик, Куропатка)
Что птицам страшнее — холод или голод? (От голода умирают)
Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо испугавшись)
Кто дважды родится, а один раз умирает? (Рыба, Птица)
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (температура тела воробья - постоянная)
Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (филин, сова)
Он и кликун, и шипун (лебедь).
Этим птицам клюв помогает при лазании, служит «третьей ногой» (попугай).
Эту птицу можно дрессировать как собаку (ворона).
Какому известному киноперсонажу было «птичку жалко»? (Шурику из комедии «Кавказская пленница»)
Барабанная перепонка этой птицы по размерам такая же, как и у льва, и может усиливать звук в 40 раз. О какой птице идет речь? (сова (филин)
Каким птичьим именем в стародревние времена оружейные мастера на Руси называли приспособление для разрушения крепостных стен? (ворон)
В древности некоторые племена в качестве денег использовали……….( скальпы дятлов)
На какой праздник, на Руси принято выпускать птиц?( в Благовещенье)
Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылететь из него?
( они не могут летать вверх по прямой линии)
2
2 задание « Умная галка»
Контрольный ответ: набросать в кувшин камушки, вода поднимется.
3 задание «Зоотеатр».
Командам предлагается изобразить животных, и правильно передать их особенности и повадки. Каждой команде по 5 птиц .
Задания:
Дятел, сова, страус, индюк, воробей.
Курица, кукушка, гусь, страус, ворона.
4 задание «Глухой телефон»
В этом задании вы должны как можно точно передать услышанные слова.
(Капитанам команд даются записки с пословицами и поговорками.Прочитав которую, капитан должен шепотом в быстром темпе передать соседу).
По окончании сверяется точность передачи.
5 задание Экзотическое животное.
Написать из скольких и каких частей птиц оно составлено?
« Жираф» «Страус»
1-голова оленя 1.голова орла
2.ше жирафа 2.шея лебедя
3. тело тигра 3.тело пингвина
4.ноги ламы( можно парнокопытных) 4.ноги страуса
5.хвост лошади
Ведущий. Предлагаем музыкальную разминку, но не простую, а птичью. Первая команда покажет нам разминку страусов, а вторая разминку пингвинов.
6 задание «силуэты »
группам выдаются карточки с изображением силуэтов птиц, под ними пустые клеточки, в них необходимо вписать название птиц.
(Ответы:1. Деревенская ласточка, 2.Гагара,3.Гусь, 4.Голубь,5.Журавль,6.Стриж,7.Сорока,8.Береговая ласточка,9.Орел-беркут, 10.Пустельга,11.Чибис,12.Цапля,13.Скворец 14.Ворона,15.Вальдшнеп)
7 задание «Монументальная»
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
Каким птицам поставлены памятники
1. В Великобритании был поставлен памятник птице, которая спасла английскую подводную лодку, доставив на берег сообщение об аварии. (Голубь)
2. В 1850 г. в Америку впервые привезли птиц, которые там прижились, в большом количестве они стали уничтожать гусениц приносящих большой вред посевам. Жители поставили им памятник в центральном парке города Бостона. (Воробей)
3. В Австралии и в Калифорнии – США поставили памятник птице в честь спасения посевов от саранчи. (Чайка)
4. Как любимой птице в Канаде ей поставили памятник. (Канадская казарка)
8 задание «Голоса птиц»
У каждой птицы музыка своя,
И свой голос для пенья строки,
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
9 задание «Чьи это клювы?»
(дятел, утка, цапля, клест, пеликан, сокол, синица, попугай)
Закончить наше мероприятие я хочу словами детского писателя Евгения Дубовицкого:
« Птицы как люди. Есть простодушные и добрые, есть умные и даже мудрые. Есть хитрые, лукавые, осторожные… Но все они нуждаются в охране».
Ведущий: Предлагаю выразить своё отношение к игре аплодисментами. Кому очень понравилась наша игра – аплодируйте над головой, кому не очень – перед собой, а кому не понравилось – можете не аплодировать.