Година спілкування "Спешите делать добро". Матеріал призначений для роботи з дітьми 2-3 класів в школах з російською мовою навчання.
Классный час на тему
«Спешите делать добро!»
Подготовила учитель
начальных классов Бердянской ООШ I-III ст.№5
Муртузалиева Г.В.
Классный час на тему «Спешите делать добро!»
Цели: - выяснить, что думают дети о доброте; в чем видят её проявление в окружающем мире;
- воспитывать в детях нравственные черты характера: милосердие, сострадание, доброту.
- развивать мышление, речь.
Оборудование: 1. название классного часа на доске «Спешите делать добро»;
2. плакат с изображением солнца;
3. пословицы о доброте, рисунки.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя:
- Каждый день, когда мы просыпаемся, смотрим в окно. Зачем? Нам хочется увидеть, какой сегодня день, пасмурный или солнечный.
- Ребята, какой день вам больше нравится: пасмурный или солнечный? (солнечный)
- Почему? (Когда день солнечный, у нас возникает хорошее настроение. А с ним работать и учиться легче).
- Посмотрите (показывает на плакат с изображением весёлого солнца). Какое весёлое солнышко. Я хочу, чтобы это солнце создало всем присутствующим доброжелательный, хороший настрой на проведение классного часа.
Диалог с детьми:
- Сегодня мы посвятим разговор доброте. Есть замечательные слова
Л. Татьяничевой: «Делать людям добро – хорошеть самому».
- Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (ответы детей)
- Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям? Что такое добро?
На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.
Продолжите фразы:
- Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
- А какого человека мы называем добрым? (Он старается помочь другим людям в трудную минуту, в каких-то делах. Не грубит, не делает того, что обидит окружающих, жалеет животных, помогает им.)
- Хорошо ли общаться с такими людьми? (Да. Общение с ними приносит радость, желание вновь и вновь видеть их, разговаривать.)
- Ребята, а у нас в классе есть добрые ребята?
- Кого вы считаете добрым и почему?
- Конечно, у нас в классе есть добрые ребята и их много.
- Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Сейчас двадцать первый век. Человечество существует очень давно. За это время людьми сложено много поговорок и пословиц.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о доброте?
(Приводят примеры)
- Народная мудрость гласит о доброте:
1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
2. Делай добро другим – будешь сам без беды.
3. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
4. Добрые умирают, да дела их живут.
(Разъяснять вместе с детьми смысл этих народных изречений)
Написано много сказок о добре и зле. В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.
“Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: “Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево.” Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолился охотник: “Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?”
“На то я и змея” - ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать.”
- Значит не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали? (Дети приводят примеры). Я хочу, чтобы вы в любой жизненной трудной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее”.
Вы рисовали рисунки к сегодняшнему классному часу и в них изобразили момент проявления доброты, какой-то эпизод. Расскажите об этом.
(Желающие показывают, рисунок и рассказывают, что они на нем нарисовали, крепят его на доску)
- Ваши рисунки к какой главной мысли приводят? Каким должен быть современный человек? (Умным, милосердным, добрым)
Чтобы мир вокруг нас стал добрее и лучше! На некоторых ваших рисунках изображены отношения не только между людьми, но и отношение к животным. Оберегать животных и птиц, помогать им – это проявление великодушия и заботы о том, кто этом нуждается.
Мы с вами сделаем посильное, но очень нужное доброе дело – вы уже приготовили кормушки для птиц. После классного часа мы с вами выйдем во двор школы, прикрепим кормушки и будем подкармливать птиц, которым очень тяжело зимой найти пропитание.
А закончим мы свой классный час словами из стихотворений разных поэтов:
(заранее подготовленные дети декламируют стихотворения)
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живи на земле.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Дополнительный материал.
Пословицы о доброте:
Доброе слово лечит, злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живёт век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.