Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: “Алфавит”.

Про матеріал
Ознакомление с алфавитом, его ролью в жизни людей. Формирование и умение использовать алфавит на практике.
Перегляд файлу

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: “Алфавит”.

Цель: ознакомиться с алфавитом(азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь

 

1.Чистописание

Во время минутки чистописания у доски двое учащихся выполняют индивидуальную работу.

1)Вставь пропущенную букву.

Пру . , хле . , сле . , сне . ,

2) Вставь пропущенную букву.

Камыш . , ч . й , щ . ка, ч . до.

На доске запись: а б в абв (учитель объясняет написание букв и соединений) Учитель: Какая буква на ваш взгляд “лишняя” и почему?

Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв.

Учитель: отгадайте загадки.

-   Окраской – сероватая Повадкой – вороватая

Крикунья – хрипловатая

(ворона)

-   Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

-   Дерево, про которое говорят “русская красавица” (берёза)

Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.

Арбуз берёза ворона

2.Сообщение темы, цели урока.

1)Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке, называются “алфавит”.

2)Тема нашего урока “Алфавит”.

3)  Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?

(Учащиеся высказывают свои суждение)

4)  Учитель подводит итог: цель нашего урока: 

-   узнать, как образовалось слово “алфавит”

-   для чего нужен алфавит

-   где применяют алфавит

На доске учитель открывает план.

Изучая новый материал, мы будем совершенствовать орфографическую зоркость.

3.Изучение нового материала.

1)Учитель: что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.

(Алфавит – это последовательность букв русского языка)

Учитель: Катя провела поисковою работу и узнал: как образовалось слово “алфавит”.

Катя: Слово “алфавит” образовалось от названий первых греческих букв:

альфа(а) и вита(в). По-другому можно сказать “азбука”.

Учитель: А сколько же букв в алфавите?

Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.

Учитель: для чего же нужен алфавит?

2) Анализ ситуаций.

Ситуация 1. При помощи алфавита можно поставить слова в определенном порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

Трава, дуб, жир, пальто. (До выполнения работы – называть все орфограммы в словах).

Проверка: сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).

Ситуация 2. Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью  в словарь).

Учитель: да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово “картофель”. (Трудно быстро выполнить задание). Для того, чтобы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

Игра “Кто быстрее?” (Дети находят слово на определённую букву)

Физкультминутка

Ситуация 3. Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на “алфавит”).

Задание: напишите фамилии наших учеников в алфавитном порядке.

Богданова, Борисенкова. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).

Самостоятельная работа по вариантам.

1   вариант. Вега, Васильев.

2   вариант. Кузьмина, Крылова.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.

Ситуация 4. Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршкак, В.Бианки, А.Пушкин, Ш.Перро).

Проверка с доски.

3)Беседа: для чего нужны книги? (Читать – много знать)

4)Творческая работа. Составьте нераспространённое предложение о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке.

Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит) Назовите главные члены предложения. Распространите предложение.

5)Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.) Учитель:

1   уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки (записаны на доске)

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

2   уровень: на доске картинки с изображением инструментов: шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

4.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? (Опираясь на план, подводя итог урока) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, - ,? + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось

5.Домашнее задание 

Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.

pdf
Додав(-ла)
Боровко Тетяна
Додано
25 березня 2020
Переглядів
1416
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку