Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: “Алфавит”.
Цель: ознакомиться с алфавитом(азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь
1.Чистописание
Во время минутки чистописания у доски двое учащихся выполняют индивидуальную работу.
1)Вставь пропущенную букву.
Пру . , хле . , сле . , сне . ,
2) Вставь пропущенную букву.
Камыш . , ч . й , щ . ка, ч . до.
На доске запись: а б в абв (учитель объясняет написание букв и соединений) Учитель: Какая буква на ваш взгляд “лишняя” и почему?
Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв.
Учитель: отгадайте загадки.
- Окраской – сероватая Повадкой – вороватая
Крикунья – хрипловатая
(ворона)
- Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
- Дерево, про которое говорят “русская красавица” (берёза)
Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.
Арбуз берёза ворона
2.Сообщение темы, цели урока.
1)Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке, называются “алфавит”.
2)Тема нашего урока “Алфавит”.
3) Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?
(Учащиеся высказывают свои суждение)
4) Учитель подводит итог: цель нашего урока:
- узнать, как образовалось слово “алфавит”
- для чего нужен алфавит
- где применяют алфавит
На доске учитель открывает план.
Изучая новый материал, мы будем совершенствовать орфографическую зоркость.
3.Изучение нового материала.
1)Учитель: что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.
(Алфавит – это последовательность букв русского языка)
Учитель: Катя провела поисковою работу и узнал: как образовалось слово “алфавит”.
Катя: Слово “алфавит” образовалось от названий первых греческих букв:
альфа(а) и вита(в). По-другому можно сказать “азбука”.
Учитель: А сколько же букв в алфавите?
Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.
Учитель: для чего же нужен алфавит?
2) Анализ ситуаций.
Ситуация 1. При помощи алфавита можно поставить слова в определенном порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.
Трава, дуб, жир, пальто. (До выполнения работы – называть все орфограммы в словах).
Проверка: сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).
Ситуация 2. Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).
Учитель: да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово “картофель”. (Трудно быстро выполнить задание). Для того, чтобы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.
Игра “Кто быстрее?” (Дети находят слово на определённую букву)
Физкультминутка
Ситуация 3. Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на “алфавит”).
Задание: напишите фамилии наших учеников в алфавитном порядке.
Богданова, Борисенкова. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).
Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант. Вега, Васильев.
2 вариант. Кузьмина, Крылова.
Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.
Ситуация 4. Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршкак, В.Бианки, А.Пушкин, Ш.Перро).
Проверка с доски.
3)Беседа: для чего нужны книги? (Читать – много знать)
4)Творческая работа. Составьте нераспространённое предложение о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке.
Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит) Назовите главные члены предложения. Распространите предложение.
5)Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.) Учитель:
1 уровень:
У Бориса Заходера есть такие строки (записаны на доске)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, напильник, клещи.
Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.
2 уровень: на доске картинки с изображением инструментов: шило, игла, ножницы.
Написать название инструментов в алфавитном порядке.
4.Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (Опираясь на план, подводя итог урока) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, - ,? + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось
5.Домашнее задание
Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.