Конспект урока природоведения в 3 классе. Тема. Как размножаются растения? Практическая работа «Размножение комнатных растений»

Про матеріал
Конспект урока природоведения в 3 классе. Тема. Как размножаются растения? Практическая работа «Размножение комнатных растений»
Перегляд файлу

 

 

 

 

Конспект

урока природоведения

в 3 классе.

Тема. Как размножаются растения?

Практическая работа

«Размножение

комнатных растений»

 

 

Выполнила: Мирчева Л. А.,

учитель начальных классов

                                             КЗ «Общеобразовательная

                                   школа № 2 І – ІІІ ст.

                       г.Приморск»

 

 

 

 

Цель  урока: освоение знаний о размножении цветковых растений, выполнение практической работы по размножению комнатных растений.

 Задачи:

обучающие: повторить строение растения, назначение его частей; формировать представление о размножении цветковых растений, об условиях прорастания семян, условиях роста и развития растений, о способах их размножения другими органами – листом, частями стебля, корневыми отростками, совершенствовать умение размножать растения разными способами; выполнить практическое задание по посадке комнатного растения одним из способов вегетативного размножения.

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку;

воспитательные: воспитывать любовь к природе, наблюдательность во время совместной деятельности, интерес к обучению.

Тип урокаизучение нового материала. 

Формы работы учащихся – фронтальный опрос, работа в группах, поисковая деятельность

Оборудование: электронная презентация «Размножение растений» (проект ученика «Чудо», слайды к уроку, видео к журналу «Хочу всё знать!», видео «Вегетативное размножение растений), телевизор, ноутбук, карточки для индивидуальной работы, таблицы оценивания, оценочные листы, таблица «Вегетативное размножение комнатных растений,  различные комнатные растения, одноразовые стаканы, детские совочки,  сосуд с водой.

ХОД УРОКА

  1.                      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд 1

Психологический настрой

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

 

У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуем их.

 

Давайте урок поскорее начнем,

чтоб исследовать мир, в котором живём.

Слайд 2. (Просмотр видео вступления к киножурналу «Хочу всё знать!» без звука)

- Орешек знанья твёрд, но  всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать!

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Минутка синоптика. Слайд 3

- Как обычно мы начинаем наш урок с минутки синоптика.

      (Сообщение дежурного о состоянии неба, температуре, силе ветра, осадках.)

 

2 Проверка домашнего задания. Слайд 4

Предлагаю сейчас каждому из вас оценить те знания, которые понадобятся нам в нашем путешествии. (На оценочном  листке у учащихся таблица, в ней  перечислены знания, которые  ученики   должны знать по теме «Растения». Колонка   «Я знаю» подогнута вниз.)

 

 

Считаю, что знаю

Я знаю

 

балл

1. Проверка знаний о растениях. Тесты.

 

 

 

2. Размножение растений семенами.

 

 

 

3. Выполнение практической работы. «Размножение комнатных растений».

 

 

 

4. Вегетативное размножение растений.

 

 

 

Общий балл за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отправляясь в путешествие, мы всегда должны помнить о правилах дорожного движения.

Оценить вам себя помогут сигнальные огоньки.  (Карта вывешивается на доске)

Отлично! Я все знаю, могу помочь другим. Путь открыт.

Хорошо!   Мне нужно быть внимательным!

 

            Плохо!  Обращусь за помощью к другу или учителю!

 

- У кого из вас, ребята, зажглись только зеленые огоньки?  Эти ребята уверены в своих силах и станут нашими проводниками.

- У кого есть желтые огоньки?  Будьте  внимательны на данном маршруте.

- А у кого из вас, ребята, есть красные огоньки? Не бойтесь попросить помощи у своих друзей. Помните: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Проверим наши знания при помощи игры «Молчанка». Ответьте на вопросы тестов:

Тесты № 1.

1. Выбери и отметь, какое из определений, по-твоему, является самым точным.

а) Для питания растениям нужны: солнечное тепло, воздух, вода и питательные вещества из почвы.

б) Для питания растениям нужны: тепло, свет, воздух, вода.

2. Какая группа растений самая распространённая? (Цветковые)

3. Расставьте цифры по группам:

І Деревья                                  ІІ Кусты                           ІІІ Травянистые растения

_____________                       ____________                          _____________________

1) мята, 2) тополь, 3) калина, 4) земляника, 5) дуб, 6) смородина.

4. В какой группе все растения являются культурными? А какое из них лишнее?

а) Помидор, тыква, дыня,

б) Картофель, одуванчик, свекла.

- Проверьте себя.

Ключ к тесту № 1.

  1. а
  2. цветковые
  3. І – 2, 5;   ІІ – 3, 6; ІІІ – 1, 4

 Слайд 5

Самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном  листе.

- Отогните на своих оценочных листах, спрятанную половинку. Используя цвета нашего светофора, оцените свою работу. (Карта вывешивается на доске)

 

выполнил задание без ошибок 

 

допущены  1-2 ошибки

 

3 и более ошибки

 

-У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

 

ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Наше путешествие в мир растений продолжается.

Создание  проблемной ситуации.

- Что нужно сделать для того, чтобы вырастить пшеницу, морковь, подсолнечник, огурцы? (Для этого высевают семена, т.е. размножают растения)

Слайд 6

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению.

Размножение – это увеличение количества растений. Ведь размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет.

Слайд 7

Сегодня на уроке мы познакомимся с разными способами размножения цветковых растений, с условиями прорастания семян, и научимся размножать комнатные растения.

 

ІV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. Рассказ с элементами беседы на основе демонстрации

(Учитель показывает детям целый орех, а затем его открывает)

- Какой частью растения является орех? (Плодом.)

- Что находится в плоде? (Семя). Слайды 8, 9, 10.

- Многие цветковые растения размножаются с помощью семян.  У растения может образовываться одно семя (например, вишня, слива) или много (мак, горох).

Органом размножения цветковых растений является цветок. Давайте послушаем сказку о цветке-недотроге.

Слайды 11, 12, 13, 14, 15( с использованием анамации)

   

Распустились на дереве красивые и ароматные цветы. Но один из них был  слишком красив и  доволен собой. Со всех сторон на ароматный запах устремились, трепеща крылышками пчёлы, желая добыть сладкий  нектар - питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок-красавиц,  закрыл свои лепестки и глядит сердито. Улетели тогда пчёлы к другим цветкам. И остался цветок-недотрога один. Так и засох в одиночестве, с удивлением глядя, как созревают плоды, в которых весело подрастают семена – новое поколение цветов.

Слайд 16.

Плод – это орган размножения цветковых растений. Он образуется из цветка и служит для защиты и  распространения семян. Плод начинает развиваться после опыления цветка. Пчёл, бабочек, шмелей называют насекомыми–опылителями.

Но не все цветки яркие, большие и душистые. Многие цветки опыляются ветром. Ветер переносит пыльцу над посевами пшеницы, овса. Ветром опыляются и некоторые деревья – дуб, ольха, берёза.

Большинство растений размножаются семенами. А плоды защищают семена.

Слайд 16.

Как и цветы, плоды поражают своим многообразием. Плоды можно разделить на сухие. Это желудь дуба, плод каштана, семянка одуванчика и др. Так же сочные. Это ягода, яблоко, костянка.

 Слайд 18.

Как же распространяются плоды и семена?

Рассмотрите рисунки и подумайте, как семена этих растений попадают на новые территории? (Их разносит ветер.)

- Ветер является одним из наиболее мощных природных распространителей растений. Плоды  многих растений имеют специальные приспособления,  позволяющие им совершать дальние  перелёты от нескольких метров до многих километров.  Это зависит от строения  плодов и погодных условий.

Слайд 19.

- Плоды некоторых растений тяжёлые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба. Подумайте, как плоды дуба «путешествуют»? (Их растаскивают кабаны, белки и другие животные.)

Слайд 20.

- Как распространяются семена черёмухи,  рябина, шиповника?(Сочные плоды этих растений поедают птицы, а непереваренные семена попадают в землю и прорастают).

- Плоды и семена череды, чертополоха и лопуха имеют крючки или прищепки. Подумайте, для чего им это нужно?

Своими колючками плоды легко удерживаются на одежде человека или шерсти животного. Поэтому человек и животные также способствуют  распространению плодов и семян.

Слайд 21.

Итак, плоды распространяются ветром, при помощи животных и человека.

Почему же плоды и семена путешествуют?

Слайды 22, 23 (с использованием анимации)

На примере  дуба представим, что произойдёт, если плоды не будут распространяться, а останутся на одном месте. Вы видите, что появляющимся молодым росткам тесно, им не хватает влаги,  они затеняют друг друга и, в итоге,  засыхают.

Поэтому так важно, чтобы плоды и семена распространялись и попадали в благоприятные для роста и развития условия.

Слайд 24.

Как  же развивается растение из семени? Вами был проведён опыт дома. Прошу рассказать о результатах.

Слайд 25. (Выступление ученика)

После урока природоведения я захотел выяснить, какие условия нужны для прорастания семени, а так же узнать новое и интересное из жизни растений.

Слайд 26.

Предположил, что для прорастания семени необходимы вода, воздух и тепло.

Для подтверждения провёл опыты. Поместил семена фасоли в четыре стакана. В первом стакане вода полностью покрывала семена, во втором  и четвёртом - частично. В третьем стакане воды не было.

 Четвёртый стакан выставил за окно.

Через несколько дней во втором стакане семена фасоли проросли, в первом и во четвёртом даже началось загнивание семян, а в третьем стакане семена остались без изменения.

С помощью этих опытов я выяснил, что растению необходима вода, воздух и тепло.

Слайд 27.

В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

Слайд 28

Как и всё живое, семя дышит. Без доступа воздуха семена погибают.

Слайд 29

В тепле все процессы происходят быстрее.

 Слайд 30

На примере фасоли рассмотрим развитие растения из семени.

Можно выделить следующие этапы. Сначала появляется корень. Он закрепляется в почве и начинает поглощать воду. Затем растёт стебель, и появляются листья. Далее идёт активный рост и развитие растения, потом цветение и образование плодов, которые у фасоли называются бобы.

Созревшие бобы раскрываются и из них высыпаются семена.

Слайд 31.

Давайте закрепим полученные знания. Продолжите предложения

 

Тесты № 2.

1. Цветковые растения размножаются … (семенами)

2. Плоды с семенами образуются на месте цветков после … (опыления)

3. Они распространяются с помощью (ветра, человека, животных).

4. Из семян в благоприятных условиях развиваются (новые растения)

 

- Проверьте себя.

 Слайд 32

Самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном  листе.

- Используя цвета нашего светофора, оцените свою работу. (Карта на доске)

 

выполнил задание без ошибок 

 

допущены  1-2 ошибки

 

3 и более ошибки

 

-У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

 

Создание  проблемной ситуации.

- Мы теперь уже знаем о том, что новое растение можно вырастить из семени, но как же нам справиться с другими заданиями?

  1. Нам дали задание озеленить класс. Но каждому классу выделили только  1 комнатное растение. Как же нам выполнить это задание и получить много растений, если есть только одно.
  2. Нам подарили 1 кустик клубники очень хорошего сорта. Желательно его размножить на своём огороде, хотя семян нет. Как нам быть? Можно ли выращивать клубнику без семян?
  3. Соседка принесла 5 клубней урожайного сорта картофеля. А мы с вами на следующую осень собираемся в поход, нам нужно иметь картофель, чтобы испечь или сварить. Как можно получить много картофеля из 5 клубней?

Чтобы справиться и с этими заданиями и узнать о других способах размножения растений, нам нужно посмотреть видео «Размножение растений». Слайд 33

Слайд 34

- Итак, мы рассмотрели четыре способа размножения растений. Какие, назовите (Семенами, корнем, стеблем, листом.)

Слайд 35

- Размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Это слово произошло от греческого слова «вегето», что в переводе означает «расту».

- Вегетативным путём размножаются многие цветковые растения.

    - Теперь мы с вами, как настоящие ученые, можем использовать результаты наших исследований  на практике.  Но вначале нам нужно отдохнуть и немного размяться.

Слайд 36

Физкультминутка.

- Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек)

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и  семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

 

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайд 37

  1. Практическая работа «Размножение комнатных растений».

Цель работы: Сформировать умения размножать растения с помощью вегетативных органов и научиться применять полученные знания на практике.
Оборудование: одноразовые стаканы, детские лопатки, комнатные цветы, земля, вода. 

- Комнатные растения  растут в каждом классе и у многих дома. Мы уже знаем, какими способами  их размножают. Нам необходимо выполнить практическую работу. Тема практической работы «Размножение  комнатных растений». Мы будем размножать комнатные растения, которые находятся в классе, чтобы украсить свой класс разнообразными комнатными растениями; создать уют и комфорт; улучшить экологическую обстановку, наше самочувствие и настроение.  А как это выполнить, нам покажут на практике ведущие специалисты в области комнатного цветоводства.  То, что вы сейчас услышите и увидите, пригодится вам. Будьте внимательны!
 

Ход работы

  1.              Повторение техники безопасности.

- При работе с острыми предметами необходимо быть осторожными: резать только на досточке, передавать нож нужно ручкой вперёд.

  1. Знакомство с общими принципами вегетативного размножения.
  •          Работать всегда только с чистыми инструментами.
  •          Нельзя касаться места среза.
  •          Поверхность среза должна быть ровной. Иначе может начаться гниение.
  1.              Заполнение таблицы.

 - Вначале мы начнём с заполнения таблицы «Вегетативное размножение комнатных растений», которая лежит у вас на парте. А  закончите её дома.

Вегетативное размножение комнатных растений

Растения

Способы размножения

листом

стеблевым черенком

корнем

луковицей

усами

Фиалка

+

 

 

 

 

Сансевьерия

+

 

+

 

 

Каланхоэ

 

+

 

 

 

Рэо

 

+

 

 

 

Хлорофитум

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Доклады детей)

 

1) Фиалку можно размножать листом.  Листья у фиалки  растут рядами. Необходимо брать лист со второго – третьего ряда, так как листики первого ряда уже старые и долго не дадут деток, а листики из середины розетки слишком маленькие.  У листа оставляем черенок 1 – 2 см. Срез делаем поперечный. В течение 2-3 минут необходимо подсушить срез листа на воздухе.

Берём одноразовый стаканчик и делаем в нём  дренажные отверстия, необходимые для отвода лишней влаги. Затем насыпаем на дно стакана слой  пенопласта. Засыпаем грунт. В почве делаем небольшое углубление. Ставим лист в углубление, присыпаем почвой и утрамбовываем её вокруг листа. Надеваем на этот стакан пакетик, чтобы сделать тепличку. Немного увлажняем грунт. Убираем стакан в тёплое место, периодически поливаем.  Тепличку по желанию можно проветривать.

Через полтора месяца появятся детки.

  1.   Сансевьерия   благодаря неприхотливости,  широко используется для озеленения. За этим растением крепко закрепились такие названия как Щучий Хвост, Тещин Язык. Размножать её можно листом. Лист сансевьеры разрезают поперек на несколько частей (длиной 5-7 см.).

Так же готовим стаканчик с  грунтом. В почве делаем небольшое углубление. Ставим лист в углубление с наклоном, присыпаем почвой и утрамбовываем её.  В тепличку ставить не надо, повышенная влажность воздуха может вызвать гниль. Укоренение длится примерно 6-8 недель, после чего начинают расти молодые побеги.

      3) Каланхоэ и рэо размножается стеблевыми черенками. Их сажают сразу в почву. Необходимо срезать черенок длиной 10 – 12 см с 3 – 4 листиками. Перед посадкой черенки каланхоэ необходимо подсушивать  1 – 2 дня.

   Так же готовим стаканчик с  грунтом. В почве делаем небольшое углубление. Ставим черенок   в углубление, присыпаем почву и утрамбовываем её вокруг листа. Поливаем и накрываем пакетиком, чтобы сделать тепличку.

4) Хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток, которые образуются на побегах - усах, легко приживаются и быстро начинают расти, как самостоятельное растение.

   Готовим стаканчик с  грунтом. В почве делаем небольшое углубление. Ставим отросток   в углубление, присыпаем почву и утрамбовываем её вокруг листа. Поливаем и накрываем пакетиком, чтобы сделать тепличку.

 

  1. Работа в группах. Посадка комнатного растения одним из способов.

     - Посмотрите, какое растение вы будете размножать, и подойдите к своим рабочим местам. Подготовьте стаканчики для посадки  и посадите в каждый стаканчик по 1 растению, воспользовавшись советами нашего консультанта.

(1 гр. – фиалку, 2 – сансевьерию, 3 гр. –  каланхоэ и  рэо, 4 гр. – хлорофитум).

 

  1. Уборка рабочего места.
  2. Оценивание работ.

2. Выполнение тестов № 3.

 Слайд 39.

Тесты № 3.

1. Вегетативным размножением называется:

а) размножение с помощью семян;

б) размножение частями корня, стебля, листом;

2. С помощью луковиц размножаются растения:

а) гладиолус;

б) редис.

3. Стеблевыми черенками размножаются:

а) смородина;

б) картофель.

4. Земляника, клубника размножаются:

а)  листом;

б) усами.

 Слайд 40

Ключ: 1-б, 2-а, 3-а, 4-б

 

VІ. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слайд 41

Посмотрите внимательно на слайд – сформулируйте, к какому итогу своей работы каждый из вас пришел.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а), что …

Я был (а) удивлён (удивлена), когда узнала …

Мне было интересно …

Я даже не мог (могла)  себе представить, что …

- А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

VІІ. ОЦЕНИВАНИЕ.

Слайд 42

Мы сегодня большие молодцы. У нас в классе появилось много растений. Здорово потрудились. А значит, наш труд может быть вознагражден. Предлагаю сейчас каждому из вас оценить результаты вашей работы. Для этого переведем наши цветные кружки в баллы.

 

3 балла

2 балла

 

1 балл

 

Комментирование оценок.

 

VІІІ.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 43

(в зависимости от количества набранных баллов и допущенных в ходе урока ошибок, учащиеся получают дифференцированное домашнее задание).

І группа. (Кто получил за урок 8 – 12 баллов) Проработать раздел в  учебнике на стр. 97 - 98, продолжить заполнение таблицы,  подготовить рассказ о способах размножения комнатных растений.

ІІ группа. Проработать раздел в  учебнике на стр. 97 - 98, продолжить заполнение таблицы.

Слайд 44

- Вот и закончилось ещё одно наше путешествие в мир природы. Я благодарю всех за урок. Эти цветы для вас.

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

 

1

 

doc
Додано
28 липня
Переглядів
47
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку