Літературні диктанти для 10 класу

Про матеріал

В своей работе я использую различные виды литературных диктантов.В своей работе я использую различные виды литературных диктантов. Прежде всего, это проверка знания текстов, с которыми должны были ознакомиться ученики. На мой взгляд, это удобный вид работы для учителя и своего рода стимул к чтению для учеников. Часто таким же образом проверяю знание биографических данных о писателях.

Перегляд файлу

 

Литературные диктанты – это виды работы, позволяющие достаточно быстро и разносторонне проверить знания учащихся по теме, которая изучается. Я отдаю предпочтение именно литературным диктантам, поскольку, в отличие от тестовых заданий, этот вид работы зачастую требует не только правильного ответа, но и соответствующего пояснения, комментария.

В своей работе я использую различные виды литературных диктантов.

  • Ассоциативный диктант: учитель диктует даты, географические названия, произведения, фамилии людей, каким-то образом связанных с автором, творчество которого вы изучаете. Этот вид работы помогает проверить знания учащимися биографии писателя или поэта, причём провести это можно и в письменной, и в устной форме. Интересным для меня является диктант «Вспомни художественную деталь». Например, в 6 классе  я предлагаю вспомнить произведение, в котором данный предмет играет определённую роль: черевички («Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя), кукла («В дурном обществе» В.Короленко).
  • Цитатный диктант, который проверяет знание текста художественного произведения, высказываний о писателе или поэте, творчество которого изучается.
  • Хронологический диктант, помогающий проверить знание дат, связанных с жизнью и творчеством автора. Как правило, для проверки знания биографии я использую хронологический и ассоциативный диктанты одновременно.
  • Литературный диктант «Одним словом», требующий сделать обобщение, найти звено, связывающее между собой составляющие в каждой из групп, например:

- А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, Дм.Мережковский, З.Гиппиус - …(символисты);

 - Шекспир, Чехов, Фонвизин - …(драматурги).

  • Литературный диктант по теории литературы, когда, например, необходимо указать, какое произведение было написано в жанре трагедии, сказки-притчи, романа-эпопеи и т.д., указать произведение по его теме или идее.
  • Блиц – диктант, предполагающий, что ученик, услышав вопрос, сразу же даст на него ответ. Этот вид работы удобен для проверки знания биографии автора, знания текста изучаемого произведения.

В конце учебного года (а иногда и семестра) я практикую проведение литературных макродиктантов, помогающих осуществить фронтальную проверку уровня сформированных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

     Стендаль

1. Знание биографии: как связаны эти имена, названия и факты с жизнью и творчеством Стендаля?

 А) Гренобль.

 Б) Италия.

 В) Наполеон.

 Г) Россия.

 Д) Анри Бейль.

 Е) Анри Ганьон.

 Ж) Антуан Берте.

 З) Байрон.

 И) Аббат Райян.

 К) Литературные памфлеты «Расин» и «Шекспир».

 Л) «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице».

 М) Малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль.

 

 Ключи:

А) родной город Стендаля.

Б) этой страной писатель был упоён, там он жил долгое время.

В) Стендаль преклонялся перед Наполеоном; в течение 15 лет следует за наполеоновской армией.

Г) принимал участие в российской кампании Наполеона 1812 года.

Д) настоящее имя Стендаля.

Е) дед со стороны матери, главный воспитатель внука.

Ж) этот молодой человек в 1827 г. судом г. Гренобля был обвинён в попытке убийства госпожи Мишу, в доме мужа которой он когда-то служил и которая, как показалось Антуану, из мести или из ревности преследовала его и оговаривала. На суде он просил приговорить его к смерти. Эта история легла в основу романа ;Красное и чёрное».

З) Стендаль встречался с ним в Италии.

И) под его надзором будущий писатель изучал Библию; из-за этого святоши-тирана у Стендаля появилось недоверие к священникам.

К) в них – программа новой литературной школы, которая ратовала за демократизацию искусства, программа реализма.

Л) 23.03.1842 г. Стендаль вовремя прогулки упал, сражённый апоплексическим ударом; эта фраза – из дневника писателя.

М) так назвали Стендаля во французских газетах на следующий день после его смерти.

2.  Проверка  знания текста романа «Красное и чёрное»:

 а) Какие слова в Верьере решали всё?

 б) В какой должности Жюльен работал в доме господина де Реналя?

 в) Как относились к Жюльену в его родной семье?

 г) Кто был кумиром Жюльена Сореля?

 д) Что предлагает Фуке Сорелю, когда советует уйти от де Реналей?

 е) Какой сюрприз подготовила госпожа де Реналь Жюльену, когда король посетил Верьер?

 ж) Какой грех в семинарии Безансона считался одним из самых тяжёлых?

 з) Как складывались отношения у Жюльена с семинаристами?

 и) Чем заслужил аббат Пирар благосклонность маркиза де Ла-Моля?

 к) Кем стал Жюльен, когда приехал в Париж?

 л) На какое преступление решается Жюльен Сорель?

 м)  Что произошло с госпожой де Реналь после казни Жюльена?

Ключи:

 а) Всё должно «приносить доход».

 б) В должности гувернёра.

 в) Его не любили и не понимали.

 г) Наполеон.

 д) Стать его компаньоном.

 е) Госпожа де Реналь выхлопотала для Жюльена место в почётном карауле.

 ж) Думать самостоятельно, иметь собственное мнение.

 з) Семинаристы его невзлюбили.

 и) Когда-то аббат занимался одним из его судебных дел.

 к) Секретарём у маркиза де Ла-Моля.

 л) Он стреляет в госпожу де Реналь в церкви.

 м) Она умерла на третий день после казни Жюльена.

 

     Оноре де Бальзак

  1. Знание биографии: как связаны эти факты, имена, названия с жизнью и творчеством О. де Бальзака?

А) город Тур.

Б) Бальса.

В) Дидро и Руссо.

Г) юридическая деятельность.

Д) Сорбонна.

 Е) «готические» («чёрные») романы.

 Ж) «Шуаны».

 З) «Божественная комедия» Данте.

 И) «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды».

 К) «возвращающиеся персонажи».

 Л) «Секретарь французского общества».

 М) г. Бердичев.

 

 Ключи:

А) старинный французский город, в котором родился Бальзак.

Б) эта «плебейская» фамилия деда не устроила отца Оноре, и он изменил её на       благозвучную, звучащую по-дворянски – де Бальзак.

В) произведения этих просветителей любил читать в юности Бальзак.

Г) в 1816 г. Бальзак поступил вольным слушателем на юридический факультет, через 3 года получил диплом бакалавра права и некоторое время работал в конторе стряпчего Мервиля.

Д) втайне от родителей Оноре слушал лекции по истории литературы.

Е) в этом жанре Бальзак пробовал свои силы в начале творческого пути.

Ж) первый роман Бальзака, который принёс успех автору.

З) жизнь людей, описанная в «Человеческой комедии», напоминает круги Дантового ада, поэтому возникла эта аналогия с названием поэмы великого итальянца.

И) три основных раздела «Человеческой комедии».

К) многие герои Бальзака переходят из одного произведения «Человеческой комедии» в другое, тем самым подчёркивая его цикличность.

Л) так называли Бальзака – летописца своей эпохи, задумавшего художественно выразить своё время в больших масштабах, выявляя развитие общества в судьбах частных лиц.

М) в этом городе 14.03.1850 г. Бальзак венчался с Эвелиной Ганской.

Оноре де Бальзак. «Гобсек».

     1.    До якої з трьох частин «Людської комедії» входить повість Бальзака «Гобсек»?
2.    Що таке «техніка перехідних персонажів»?
3.    Який прийом покладено в основу будови повісті?
4.    Чому на зібранні гостей віконтеса де Гранльє радить донці Каміллі бути обережною з молодим графом де Ресто?
5.    Хто з гостей заступився за добре ім'я графа?
6.    З чого стряпчий Дервіль розпочав свою оповідь, пов'язану з істо­рією життя Гобсека?
7.    Яким було життя Гобсека?
8.    Яка доля спіткала Прекрасну Голландку - єдину спадкоємицю Гобсека?
9.    Як Гобсек ставився до своєї рідні?
10.Про які свої життєві спостереження повідав Гобсек Дервілю, який прийшов провідати хворого лихваря?
11. Якою була юність Гобсека?
12. На які роздуми наштовхнула Гобсека така картина в будинку гра­фині де Ресто: «Усюди була розкіш і безлад, краса, позбавлена гармо­нії»?
13. Що одержав Гобсек від графині де Ресто за вексель?
14. У який момент свого життя Гобсек відчув, «ніби опинився в атмосфері щирості, душевної чистоти»?
15. З чим асоціює життя Гобсек?
16. Яка угода була укладена між Гобсеком і Дервілем?
17. Що змусило Гобсека дістати з картонної коробки два пістолети перед візитом Максима де Трая?
18. Назвіть ім'я персонажа повісті, якого Дервіль називає «створінням дивовижним, на все придатним й ні до чого не здатним». Чиїм «злим генієм» стало це «створіння»?
19. Хто відвідав Гобсека після завершення вдалої оборудки між ним і Максимом де Траєм за участю графині й Дервіля?
20. Який договір і на яких умовах уклав з Гобсеком граф де Ресто, аби зберегти статок для дітей?
21. Як графині де Ресто вдалося остаточно розорити своїх дітей?
22. Чи скористався Гобсек помилкою графині?     
23. Якою була розв'язка історії кохання Камілли і графа де Ресто?
24. Кому заповідав своє багатство перед смертю Гобсек?
25. Що знайшов Дервіль у кімнатах Гобсека після його смерті?
26. Як склалася доля Фанні Мальво?
Творчий рівень
·       Доведіть, що Гобсек – внутрішньо суперечлива особистість.
·       Доведіть, що творчість Бальзака-романіста є новаторською.  

 

      Ч.Диккенс

1.  Проверка  знания текста романа «Дэвид Копперфилд»:

а) Сколько лет было Дэвиду, когда умер его отец?

б) Каким образом мальчик оказался в школе мистера Крикла?

в) Почему у Дэвида на спине оказалась табличка: «Осторожно! Кусается!»?

г) На долгое время для Дэвида идеалом становится его друг Стирфорт. Где он с ним познакомился?

д) Сколько детей было у Крикла и как он к ним относился?

е) Каким образом Дэвид оказался у бабушки?

ж) Ответьте на вопрос бабушки: «Где сестра этого мальчика, Бетси Тротвуд?».

з) Кто пытается спасти Стирфорта во время морской бури?

и) Его руки всегда мокрые, липкие; тому, кто пожимает его руку, кажется, что он прикасается к жабе или змее. Кто это?

к) Какой профессией, по мнению бабушки, должен был овладеть Дэвид?

л) Кем стал Дэвид Копперфилд?

м) Назовите имена жён Дэвида?

Ключи:

а) он умер ещё до рождения сына;

б) его невзлюбил отчим и отдал в школу Крикла;

в) он укусил отчима за руку;

г) в школе мистера Крикла;

д) двое детей, с которыми отец жестоко обращался, сына даже выгнал из дома;

е) после смерти матери отчим выгнал мальчика из дома, и тот пошёл в Дувр искать бабушку;

ж) её не существовало в действительности: бабушка мечтала о рождении внучки, придумала ей имя (своё), но родился внук. А бабушка теперь говорит о двух внуках.

з) рыбак Хэм;

и) Урия Хип;

к) проктор (адвокат);

л) писателем;

м) Дора и Агнесса.

 

    А.Н.Островский

1. Знание биографии: как связаны эти даты, имена, названия с жизнью и творчеством А.Н.Островского?

а) 1859 г.

б) Замоскворечье.

в) 1886 г.

г) Русские пословицы, например, «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».

д) Г.Квитка – Основьяненко.

е) Юриспруденция.

ж) Малый театр в Москве.

з) Купцы.

и) Т.Г.Шевченко.

к) Н.Гоголь, Д.Фонвизин, А.Грибоедов.

л) А.Е.Мартынов.

 

Ключи:

А) Написана драма «Гроза».

Б)В этом районе Москвы, где жили купцы и мелкие чиновники, родился А.Н.Островский.

В) Умер А.Н.Островский.

Г) Многие пословицы стали названиями пьес Островского.

Д) Островский переделывал его комедию «Щира любов, або Милий дорожче за щастя» для русской сцены.

Е) Отец Островского настаивал, чтобы сын стал юристом, и тот даже поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре ушёл оттуда.

Ж) Театр, с которым сотрудничал драматург и для которого писал пьесы, и сегодня называют «Домом Островского».

З) Работая в судах, Островский узнал язык, быт и психологию купцов, что и стал изображать в своих пьесах.

И) Играл роль чиновника Рисположенского в пьесе «Свои люди – сочтёмся».

К) Создавали пьесы до Островского.

Л) Артист, вместе с которым Островский путешествовал по Украине, в том числе побывал и в Одессе.

 

2.  Проверка  знания текста драмы «Гроза»:

 а) Кем приходится Дикому Борис Григорьевич?

б) Откуда возвращается семейство Кабановых в момент нашего знакомства с ним?

в) Как долго отсутствует дома Тихон?

г) Что отдаёт Варвара Катерине (Катерина хочет выбросить этот предмет,  но вместо этого прячет его в карман)?

д) Что изобретает Кулигин?

е) Кто рассказывает истории о суде неправедном в землях салтанов Махнута турецкого и Махнута персидского, о людях с песьими головами?

ж) На кого боится кричать Дикой? Кто может его поставить на место?

з) Кто из героев произносит слова, которые формулируют главный принцип жизни в городе Калинове: «…делай что хошь, лишь бы всё шито да крыто было»?

и) Чем объяснить то, что Борис Григорьевич соглашается терпеть унижения, оскорбления со стороны Дикого?

к) О чём готов молиться Борис, расставаясь с Катериной навсегда?

л) Каков сюжет росписи на стенах разрушающейся постройки, возле которой несколько раз оказываются герои?

м) Кто предсказывает Катерине её судьбу?

Ключи:

а) племянником;

б) из церкви;

в) 10 дней;

г) ключ от калитки;

д) вечный двигатель (перпетуум-мобиле);

е) странница Феклуша;

ж) Кабаниха, дворяне (случай с гусаром на переправе), а ещё Кудряш говорит, что ему Дикой остерегается грубить.

з) Варвара;

и) рассчитывает, что Дикой вернёт полагающееся ему и его сестре наследство, ведь он почтителен с дядей, как того требует завещание;

к) чтобы Катерина поскорее умерла и не мучилась;

л) на стенах изображена геенна огненная;

м) сумасшедшая барыня.

 

     И.С.Тургенев

1. Проверка  знания текста романа  «Отцы и дети»:

а) Почему Николай Петрович, заслуживший прозвище трусишки, вынужден был поступить на военную службу?

б) Какие виды искусства привлекают Николая Петровича?

в) Какое звание получил Аркадий Кирсанов при выходе из университета?

г) О ком Базаров сказал: «Что это за фигура? На остальных баб не похожа»?

д) Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р.?

е) Каким образом Фенечка оказалась в доме Николая Петровича?

ж) Как звали младшего брата Аркадия?

з) Как и почему называлась деревня, принадлежавшая Николаю Петровичу?

и) Чем Ситников соблазнил Базарова, приглашая того к Кукшиной?

к) Какой я смирненький стал»,- думал про себя Базаров. Кому же удалось усмирить Евгения Васильевича?

л) Кто такая Фифи?

м) Кто и почему дрался на дуэли?

Ключи:

а) он был генеральским сыном;

б) музыка(играл на фортепиано и виолончели), поэзия (читает Пушкина);

в) звание кандидата;

г) об Анне Сергеевне Одинцовой;

д) кольцо с вырезанным на камне сфинксом;

е) Николай Петрович пригласил в свой дом в качестве экономки её мать, Арину Савишну, вместе с ней в доме появилась её дочь, Фенечка, которой в то время было 17 лет;

ж) сына Фенечки звали Митя;

з) Марьино, в честь его жены – Марии;

и) «Она нам бутылку шампанского поставит».

к) Анне Сергеевне Одинцовой;

л) борзая собака Одинцовой;

м) дуэль состоялась между Павлом Петровичем, который и инициировал её, и Базаровым. Кирсанов объяснил причину дуэли так: «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…». Об истинной причине он умолчал: Павел Петрович видел, как Базаров поцеловал Фенечку.

 

      Ф.М.Достоевский

1.   Знание биографии: как связаны эти даты, имена, названия с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевского:

а) 30.10. (11.11.) 1821 г.;

б) 1838 – 1843 гг.;

в) 1844 г.;

г) 1847 г.

д) 15.04.1849 г.;

е) 24.12.1849 г.;

ж) март 1854 г.;

з) 1859 г.;

и) 1866 г.;

к) май 1878 г.;

л) 28.01.(9.02.)1881 г.;

м) «Мёртвый дом»;

н) Библия;

о) «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Ключи:

а) родился в Москве;

б) учёба в Главном Инженерном училище;

в) в журнале «Репертуар и пантеон» появляется первая печатная работа Достоевского – перевод романа Бальзака «Евгения Гранде»;

г) начинает посещать собрания кружка М.В.Петрашевского;

д) на очередной «пятнице» кружка петрашевцев читает запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю;

е) Достоевский должен был быть казнён, но казнь в последний момент заменили на 4 года каторжных работ;

ж) доставлен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске;

з) выходит в отставку в чине поручика;

и) работа над написанием романа «Преступление и наказание»;

к) вместе с Вл.С.Соловьёвым совершает поездку в козельскую Оптину пустынь, центр русского «старчества», во время которой сообщает спутнику главную мысль будущего романа «Братья Карамазовы» - «церковь» (братство людей, в котором «всякий пред всеми за всех виноват») как положительный общественный идеал;

л) умер в Петербурге;

м) так Достоевский называл каторгу, об этом – его произведение «Записки из Мёртвого дома»;

н) вечная книга, идеи которой были главными в произведениях и жизни Достоевского; по дороге на каторгу, на пересыльном пункте Тобольской тюрьмы,  петрашевцев посетили жёны декабристов, среди них Н.Д.Фонвизина, подарившая Достоевскому экземпляр Евангелия, которую писатель хранил всю жизнь;

о) видел её в Дрезденской галерее, она стала для писателя высшим воплощением красоты и духовности.

 

2.  Диктант-деталь: с кем из героев романа «Преступление и наказание», с каким эпизодом связано это:

  а) кипарисовый крестик;

  б) топор;

  в) пауки;

  г) шаль;

  д) тридцать целковых;

  е) статья «О преступлении»;

  ж) Евангелие (Новый завет);

  з) каморка-гроб, шкаф, сундук;

  и) лошадь;

  к) большой неотёсанный камень «примерно пуда в полтора весу, прилегавший прямо к каменной уличной стене».

Ключи:

а) кипарисовый крестик Соня даёт Раскольникову, признавшемуся, что именно он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Находясь на каторге, герой держит его под подушкой. Другой «кипарисный» крестик он снял с шеи уже убитой им Алёны Ивановны вместе с медным крестиком, кошельком и образком.

б) с его помощью Раскольников убил старуху-процентщицу и её сестру.

в) символический образ, связанный со Свидригайловым; Раскольников сравнивает себя с пауком – кровопийцей.

г) почётная привилегия особо отличившихся воспитанниц закрытых учебных заведений – при выпуске с шалью танцевать. Этой чести была удостоена Катерина Ивановна.

д) именно столько  «молча выложила» перед Катериной Ивановной, подтолкнувшей её к занятию проституцией,  Соня; чуть позже Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние 30 копеек.

е) это статья Раскольникова, в которой герой изложил основные положения своей теории;

ж) по просьбе Раскольникова Соня приносит ему Евангелие, она же читает герою отрывок из Нового завета о воскрешении Лазаря; на каторге Родион держит Евангелие под подушкой;

з) так называет автор жильё Раскольникова;

и) сцену, когда пьяный Миколка забивает лошадь, Раскольников видит во сне;

к) под этот камень Раскольников спрятал украденное у старухи-процентщицы.

 

  1. Узнай героя:

а) это «рациональный» человек, желающий жениться лишь на бедной, которая будет считать мужа «за своего благодетеля»;

б) «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги»;

в) «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35 лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, трепетавшая перед ней и терпевшая от неё даже побои»;

г) ради спасения отца-пьяницы, мачехи и её детей она вынуждена работать «по жёлтому билету»;

д) этот герой самолично освобождает себя от каких бы то ни было гражданских и нравственных законов; он – равнодушный циник, пускающий всё человеческое и гражданское «побоку», совершенно откровенно и точно формулирующий самую суть раскольниковской идеи;

е) этот герой «покушается» на некое дело, которое есть «новый шаг», новое собственное слово;

ж) он «отрицатель», нигилистически относится к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям, считает предрассудком «целомудрие и женскую стыдливость», ратует за уничтожение брачных уз, сторонник «коммун», «прогрессист».

Ключи:

а) Пётр Петрович Лужин;

б) Дмитрий Прокофьевич Разумихин;

в) Лизавета Ивановна, сводная сестра старухи-процентщицы;

г) Соня Мармеладова;

д) Аркадий Иванович Свидригайлов;

е) Родион Романович Раскольников;

ж) Андрей Семёнович Лебезятников.

 

  1. Проверка знания текста романа «Преступление и наказание»:

а) Каким образом зарабатывала себе на жизнь старуха Алёна Ивановна?

б) Какую работу предлагает Раскольникову Разумихин?

в) Что сделал с деньгами и вещами, украденными у Алёны Ивановны, Раскольников?

г) Кого первым подозревают в совершённом убийстве?

д) За кого собиралась замуж Дуня? И за кого вышла?

е) Что привиделось  Раскольникову, когда он был в бреду после совершённого преступления?

ж) Кто читает Раскольникову отрывок из Библии о воскрешении Лазаря?

з) Сколько лет каторги получил Раскольников?

и) Как Свидригайлов распорядился своими лишними деньгами?

к) Как Лужин, используя Соню, хотел отомстить Раскольникову?

л) «Всё, что полезно человечеству, то и благородно. Я принимаю только одно слово: полезное!» К какому политическому движению причислял себя герой, сказавший это.

м) Почему умирающая Катерина Ивановна отказалась от причащения?

Ключи:

а) брала в заклад вещи, выдавая за это деньги; давала деньги в долг под большие проценты;

б) предлагал переводить «естественнонаучные книжонки» с немецкого языка на русский совместно с Разумихиным;

в) вначале хотел бросить в Неву, потом спрятал под камень;

г) Миколку-красильщика;

д) собиралась за Лужина, вышла за Разумихина;

е) приснилось, будто бы помощник надзирателя Илья Петрович избил хозяйку Раскольникова;

ж) Соня Мармеладова;

з) 8 лет;

и) вначале он эти 10 тысяч предлагал Дуне, сестре Раскольникова; после её отказа принять эти деньги он потратил их на детей умершей Катерины Ивановны и устройство судьбы Сони: «Этих двух птенцов и эту Полечку я помещу в какие-нибудь сиротские заведения получше и положу на каждого, до совершеннолетия, по тысяче пятисот рублей капиталу… Да и её из омута вытащу…»;

к) в записке, предназначенной матери Раскольникова Лужин сообщил, что деньги, с таким трудом собранные матерью и сестрой для Родиона, тот отдал Соне – «девице отъявленного поведения», а при личной встрече Раскольников вступился за Сонечку; на поминках по Мармеладову Лужин, подбросив девушке деньги, обвинил Соню в краже 100 рублей, желая показать всем, что его оценка Сони совершенно справедлива;

л) Лебезятников называл себя нигилистом, «прогрессистом»;

м) во-первых, на это не было «лишнего целкового», во-вторых, по её словам, на ней не было грехов, поэтому бог и так должен был простить её за страдания, «а не простит, так и не надо».

                 Завдання за змістом роману «Злочин і кара»

  1. «Пробу» якого  свого задуму намірявся  зробити Раскольников?
  2. За яких обставин  Родіон Раскольников  познайомився  із Сонею Мармеладовою?
  3. Про що йшлося  у статті Раскольникова, яка зацікавила Порфирія Петровича?
  4. Що сталося на поминках по Мармеладову?
  5. Де Раскольников познайомився  з Мармеладовим?
  6. Що наснилося Раскольникову, коли його,  втомленого, зморив сон?
  7. У якій справі Раскольникова викликали в поліцію наступного дня після злочину?
  8. Що спільного між Разуміхіним і Порфирієм Петровичем?
  9. Яку історію з Євангелія Раскольников попросив  прочитати Соню?
  10. Якою була реакція Соні на зізнання Раскольникова в убивстві?
  11. Як Раскольников поставився до поради Соні :» Страждання прийняти і очистити себе ним, от що треба??
  12. У чому полягала пропозиція Свидригайлова, з якою він звернувся до Дуні під час побачення?
  13. Що зробив Раскольников по дорозі до поліцейської контори, куди він попрямував, щоб зізнатися в убивстві?
  14. Як склалися долі матері і сестри Раскольникова?
  15. Як ставилися  каторжани до Соні?
  16. Коли Раскольников усвідомив хибність своїх поглядів?
  17. Яку участь у похованні Катерини Іванівни і подальшій долі її дітей взяв Свидригайлов?
  18. За що Раскольников картав себе : «О, як низько впав я!... І я смів так на себе надіятись, так багато думати про  себе, злидень я , нікчема, негідник, негідник!»
  19. Чому вирок для нього був м’якішим , ніж можна було сподіватись?
  20. Чи розкаявся Раскольников на суді в скоєному ним злочині?
  21. У який момент життя Соні на поселенні « в очах її засяяло безмежне щастя»?
  22. Які є в тексті докази того, що з часом переконання Соні стали переконаннями Раскольникова?

 

  1. Достоєвський народився у :

А)Петербурзі

Б) Москві

В)Твері

 

  1. Ф.Достоєвський був заарештований і покараний за :

А) членство у політичній організації Петрашевського

Б) публікацію роману «Бідні люди»

В) скоєння злочину

 

    3. На каторзі й засланні письменник провів :

А  )5 років

Б) 10 років

В) 15 років

 

      4. Події роману  Ф.Достоєвського «Злочин і кара» відбуваються у :

А)Москві

Б) провінційному місті N

В)Петербурзі

 

    5. Убивством старої лихварки Раскольников хоче довести, щ :

А) він має право на збагачення

Б) він належить до розряду « що право мають»

Г) в Росії немає законності

 

   6. Образ Соні Мармеладової символізує :

А) гордість

Б) брутальність

В) християнське смирення

 

7. Психологічним двойником Раскольникова є:

 а) Лужин

б) Мармеладов

в)Свидригайлов

 

8 .У романі «Злочин і кара» Достоєвський  розвінчує філософію :

А) агресивного індивідуалізму

Б) пасивного індивідуалізму

В)універсального егоїзму

 

9. З’ясуйте , який історичний  діяч був кумиром Раскольникова:

А)Петро І

Б)Цезар

В)Наполеон

 

10. У романі основним біблійним сюжетом  є :

А) воскресіння Лазаря

Б) винисення хреста на Голгофу

В) зрада Іуди

11. Пригадайте, кому першому  розповів Родіон Раскольников про свій злочин:

А) сестрі Дуні

Б)Соні Мармеладовій

В) слідчому Порфирію Петровичу

 

12. Своє ставлення до теорії Раскольникова автор розкриває :

А) в авторських відступах

Б) через дії та роздуми  головного героя

В) через розмови інших персонажів

 

 

 

  1. Вкажіть двійників Роскольникова та Соні Матмеладової.
  2. Визначте, яку ідейно-художню функцію виконує у романі «людина з-під землі»
  3. Назвіть героїв, через дії яких розкривалась тема «принижених та ображених» .
  4. Назвіть біблійні аналоги, які обирає автор для головних героїв твору – Родіона Раскольникова і Соні Мармеладової.
  5. Учитель Є.Ільїн урок за романом Ф.Достоєвського назвав «Пять жертв Родіона Раскольникова». Спробуйте назвати ці жертви.
  6. Доведіть, що Петербург у романі є не декоративним фоном, а героєм роману.
  7. Вкажіть відповідність між ідеєю роману і відомим афористичним висловлюванням Ф.Достоєвського :»Краса врятує світ».

 

 

 

     Л.Н.Толстой

1.  Знание биографии: как связаны эти даты, имена, названия с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого:

а) 28.08.(9.09) 1828 г.;

б) 1844 г.;

в) 1851 г.;

г) 1852 г.;

д) осень 1856 г.;

е) 1859 г.;

ж) 1812 г.;

з) 1862 – 1869 гг.;

и) 1873 – 1877 гг.;

к) 7 (20). 11.1910 г.;

л) А.С.Пушкин»

м) Ясная Поляна;

н) Н.А.Некрасов;

о) Севастополь.

Ключи:

а) в Ясной Поляне родился Л.Н.Толстой;

б) поступил учиться в Казанский университет;

в) поступает на военную службу на Кавказе;

г) опубликовано первое произведение Толстого – повесть «Детство»;

д) выходит в отставку;

е) открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей;

ж) в Отечественной войне принимал участие отец Л.Н.Толстого – Н.И.Толстой; эта война становится важным испытанием для героев романа-эпопеи «Война и мир»;

з) годы написания «Войны и мира»;

и) работа над романом «Анна Каренина»;

к) умер на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги;

л) по матери Толстой был родственником Пушкина: их общий предок – видный соратник Петра Великого боярин И.М.Головин; дочь Пушкина Мария стала прототипом Анны Карениной;

м) имение Толстого, где он родился, вырос и был похоронен;

н) редактор журнала «Современник», напечатавший первое произведение Толстого – повесть «Детство»;

о) Толстой участвовал в обороне Севастополя, командуя батареей на 4-м бастионе; автор «Севастопольских рассказов».

 

2.  Узнай героя: в «Детстве» Л.Н.Толстой писал : «…В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Проверим, насколько внимательны вы к таким деталям. Кто из героев так улыбался?

а) «Улыбка не украсила лица …, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо её стало неестественно и оттого неприятно».

б) «Сдержанная улыбка …не шла к отжившим чертам».

в) «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное лицо и являлось другое, детское, доброе…».

г) «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».

д) «…не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной  улыбкой».

е) «на лице его промелькнула … улыбка глаз».

ж) «…почувствовал, как под влиянием этих жарких лучей любви сестры …на душе и на лице его распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома».

з) «На лице шутника … выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать».

и) «… стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться».

к) «Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки-хитрою улыбкой».

л) «В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

м) « … сказала вслед ему…, с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к её истощённому лицу».

Ключи:

а) Вера Ростова;

б) Анна Павловна Шерер;

в) Пьер Безухов;

г) княжна Элен Курагина;

д) князь Андрей Болконский;

е) Кутузов;

ж) Николенька Ростов;

з) Жерков;

и) мамзель  Бурьен;

к) граф Ростов, отец Наташи;

л) Долохов;

м) Анна Михайловна Друбецкая.

 

  1. Проверка знания текста романа «Война и мир».

Первый том

а) Распределите, кто из героев живёт в Москве, а кто – в Петербурге: Ростовы, А.П.Шерер, Курагины, старый граф Безухов, Андрей Болконский?

б) Зачем Анна Михайловна Друбецкая ездила в Петербург?

в) Откуда приехал Пьер Безухов (где он прожил последние 10 лет)?

г) За что Пьер был выслан из Петербурга?

д) Что было в мозаиковом портфеле, за который боролись князь Василий, старшая княжна и А.М.Друбецкая?

е) У кого из героинь были «лучистые» глаза?

ж) Кому предназначалось письмо Николая Андреевича Болконского, которое он вручил своему сыну, идущему на войну?

з) К кому капитан Тушин ласково обращался – «Матвеевна»?

и) Почему князь Андрей рвётся на войну?

к) Какова роль батареи Тушина в Шёнграбенском сражении?

л) С какой целью Кутузов устраивает смотр войск в Браунау?

м) Почему княжна Марья не вышла замуж за Анатоля Курагина?

Ключи:

а) Москва: Ростовы, граф Безухов; Петербург: Шерер, Курагины, А.Болконский.

б) устроить сына ( просить Василия Курагина помочь определить Бориса в гвардию).

в) из Парижа.

г) за то, что развлекался с Анатолем Курагиным и Долоховым, привязав квартального к медведю и спустив его в Неву.

д) завещание графа Безухова, в котором он признавал Пьера своим законным сыном и оставлял ему своё имущество.

е) у княжны Марьи Болконской.

ж) Кутузову.

з) к пушке.

и) он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, которую он завоюет на поле боя.

к) по словам Андрея Болконского, русские войска выиграли Шёнграбенское сражение благодаря «более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

л) показать австрийцам  неготовность русских войск к ведению боевых действий.

м) решила составить счастье своей подруги – Амели Бурьен, которая влюбилась в Анатоля.

     Второй том

 

а) С кем дерётся на дуэли Пьер и как эта дуэль закончилась?

б) Кто из героев, долго размышляя, приходит к выводу: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё»?

в) Назовите символы масонства?

г) Почему князь Андрей решил пригласить Наташу Ростову на танец на её первом балу?

д) Как изменился дуб, замеченный кн. Андреем по дороге в Отрадное?

е) На каких условиях князь Николай Болконский согласился на женитьбу сына?

ж) Как поступили со своими крестьянами кн. Андрей и Пьер?

з) Сколько добродетелей должен был воспитывать каждый масон?

и) Между каких двух невест выбирал Борис Друбецкой?

к) Кто способствовал  сближению Наташи Ростовой и Анатоля Курагина?

л) Что, по мнению людей, предвещало несчастье в 1812 году?

м) Кто из героев имел «припомаженные наперёд височки, как носил государь Александр Павлович»?

Ключи:

а) с Долоховым, Пьер ранил Долохова.

б) Николай Ростов.

в) фартук, лопата и перчатки.

г) Пьер попросил об этом.

д) он зазеленел.

е) отложить свадьбу на год, и в течение этого испытательного срока кн. Андрей должен поправить здоровье в Европе.

ж) освободили от крепостной зависимости.

з) 7: скромность, повиновение, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость, любовь к смерти.

и) между Жюли Карагиной и Марьей Болконской.

к) сестра Анатоля – Элен Безухова.

л) появление кометы.

м) Берг.

     Третий том

а) Где находился царь Александр İ , когда на Россию напали французы?

б) Почему кн. Андрей, говоривший прежде, что больше никогда не будет воевать, вновь отправляется на войну?

в) Почему Пьер остаётся в Москве? В чём он видит своё предназначение?

г) В чём различие салонов А.П.Шерер и Элен?

д) Почему кн. Андрей «навеки потерял себя в придворном мире»?

е) Что способствовало лечению болезни Наташи Ростовой больше, чем лекарства и усилия врачей?

ж) Как решила поступить кн. Марья с господским хлебом в Богучарове в то время, когда французы находились уже в нескольких верстах от имения?

з) Какой язык решил выучить князь Голицын в 1812 году и даже нанял для этой цели учителя?

и) Чем занят Кутузов во время совета в Филях?

к) Почему Ростовы не смогли вывезти свои вещи из Москвы?

л) Что делает Берг в Москве в тот момент, когда все спешным порядком стремятся уехать из города?

м) Кто говорит о Бородинском сражении:»Шахматы расставлены, игра начнётся завтра»?

Ключи:

а) на балу танцевал с Элен.

б) Он хочет найти Анатоля Курагина, которого отправили на фронт, и вызвать его на дуэль (из-за Наташи Ростовой).

в) «Русский Безухов» должен убить Наполеона.

г) В салоне Шерер, «патриотическом», с недоумением говорили об успехах Наполеона; в салоне Элен Наполеона считали великим человеком, а французов – великой нацией, говорили о важности примирения с Францией.

д) На вопрос царя, где он жедает служить, кн. Андрей не попросил остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии.

е) «Говение в течение недели»: обращение к богу, молитвы раскаяния.

ж) Решила раздать хлеб крестьянам.

з) Русский.

и) Кутузов спит.

к) Наташа отдала подводы под раненых.

л) Берг ищет «шифоньерочку и туалет, которые ввиду московского разорения можно дёшево купить».

м) Наполеон.

     Четвёртый том и эпилог

а) На ком и почему женился Николай Ростов?

б) В ком «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое»? Его «фигура… была круглая. Голова была совершенно круглая». «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь и в особенности с человеком».

в) К какому сражению привела случайность – охота казака Шаповалова на зайца?

г) Кто такой «Весенний»?

д) Как Пьеру удалось избежать расстрела?

е) Какой французский генерал лично допрашивал Пьера Безухова?

ж) Кого больше других полюбил Николушка Болконский – сын кн. Андрея?

з) Как стал воспринимать смерть кн. Андрей после странного сна, в котором он не успевает закрыть дверь, за которой находится смерть, и умирает?

и) На что была направлена вся деятельность Кутузова после выхода французской армии из Москвы?

к) Какую историю часто рассказывал Платон Каратаев пленным?

л) «Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности…». Почему?

м) «Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена…русскому человеку делать больше было нечего. Представителю народной войны [ Кутузову] ничего не оставалось, кроме…» Чего?

Ключи:

а) На кн. Марье, его об этом умоляла мать: Болконская богата, а Ростовы  - бедны.

б) Платон Каратаев.

в) Тарутинское сражение.

г) Французский мальчик-барабанщик Винсент, взятый русскими в плен.

д) Его освободил из плена партизанский отряд Денисова.

е) Генерал Даву.

ж) Наташу Ростову «он, казалось, полюбил ещё больше своей тётки».

з) «Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!». Смерть – это пробуждение от жизни.

и) «…чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом… Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону»; «не останавливать этого гибельного для французов движения, а содействовать ему и облегчить движение своих войск».

к) Историю о старом купце, который, оказавшись на каторге за чужое преступление, объяснял, что «за свои да за людские грехи страдает».

л) Царь объявил всем, что война ещё не закончилась. «Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил…что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить …»

м) Кроме смерти. И Кутузов умер.

 

    Литературный макродиктант

     за курс 10 класса

      1 вариант

1. Назовите авторов данных произведений:

а) «Война и мир»;   г) «Дэвид Копперфилд»;

б) «Отцы и дети»;   д) «Премудрый пискарь»;

в) «Гобсек»;     е) «Вишневый сад».

2. Назовите известные произведения данных авторов:

а) Н.А.Некрасов;

б) Ф.М.Достоевский;

в) И.С.Тургенев.

3. Какое из изученных в этом году произведений написано в жанре:

 а) социально-психологического романа;

 б) драмы;

 в) рассказа;

 г) медитативной лирики.

4. Определите название произведения по его теме, идее:

 а) в этом произведении речь идёт о духовном конфликте поколений;

 б) в произведении раскрывается тема «горячего сердца» в «тёмном царстве»;

 в) это сатирическое изображение чиновников и самодержавия в России;

 г) в этом произведении автор протестует против деградации личности;

 д) в произведении развенчивается идея, разрешающая уничтожение людей, через нравственные страдания людей;

 е) в этом произведении отражается размышление о сложности жизненного выбора, поиска смысла жизни, прославляются общечеловеческие жизненные ценности.

5. Из каких произведений эти строки:

 а) «Двадцать два несчастья»;

 б) «Жил – дрожал, и умирал- дрожал»;

 в) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;

 г) «Как бы чего не вышло»;

 д) «Дубина народной войны»;

 е) «Тварь ли я дрожащая или право имею?..».

6. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:

 а) зонтике и калошах;

 б) сутане священника и Библии на латыни;

 в) желании усмирить реку;

 г) красивых мраморно-белых плечах и неизменной улыбке?

7. Обобщая каждую из групп, назовите одним словом:

 а) Гобсек, старуха Алёна Ивановна - …;

 б) «Горе от ума», «Ревизор», «Мещанин во дворянстве», «Вишневый сад» - …;

 в) «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «О, как убийственно мы любим…» - …;

 г) Угрюм-Бурчеев, Брудастый, Ламврокакис, Негодяев, Прыщ - …

Ключи:

1. а) Л.Н.Толстой;   г) Ч. Диккенс;

б) И.С.Тургенев;   д) М.Е.Салтыков-Щедрин;

в) О. де Бальзак;   е) А.П.Чехов.

3. а) «Преступление и наказание» Достоевского, «Красное и чёрное» Стендаля;

    б) «Гроза» Островского, «Кукольный дом» Ибсена;

    в) «Крыжовник» или другие  рассказы Чехова;

    г) «Silentium” Тютчева.

4. а) «Отцы и дети» Тургенева;

    б) «Гроза» Островского;

    в) «История одного города» Салтыкова-Щедрина;

   г) «Ионыч» Чехова;

    д) «Преступление и наказание» Достоевского;

    е) «Война и мир» Толстого.

5. а) «Вишневый сад» Чехова;

    б) «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина;

    в) «Отцы и дети» Тургенева;

    г) «Человек в футляре» Чехова;

    д) «Война и мир» Толстого;

    е) «Преступление и наказание» Достоевского.

6. а) учитель Беликов («Человек в футляре» Чехова);

    б) Жюльен Сорель («Красное и чёрное» Стендаля);

    в) Угрюм-Бурчеев («История одного города» Салтыкова-Щедрина);

    г) Элен Курагина-Безухова («Война и мир» Толстого»).

7. а) ростовщики; в) стихотворения Тютчева;

    б) комедии;  г) герои «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

 

     2 вариант

1. Назовите авторов данных произведений:

 а) «Красное и чёрное»;  г) «История одного города»;

 б) «Гроза»;    д) «Кому на Руси жить хорошо»;

 в) «Человек в футляре»; е) «Кукольный дом».

2. Назовите известные произведения данных авторов:

 а) О. де Бальзак;

 б) Л.Н.Толстой;

 в) А.П.Чехов.

3. Какое из изученных в этом году произведений написано в жанре:

 а) романа-эпопеи;  в) сказки;

 б) комедии;    г) повести.

4. Определите, о каком произведении идёт речь, по его теме или идее:

 а) изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и человеческие отношения;

 б) раскрывается тема уходящего мира и несостоятельного будущего;

 в) произведение отражает тему ответственности человека за свои поступки, слова и идеи, за свою жизненную позицию;

 г) в нём автор рассматривает вопрос о роли народа и личности в истории;

 д) в произведении показано столкновение пробуждающейся светлой личности с деспотизмом, фальшью, душевной чёрствостью окружающего мира, в том числе самых близких людей;

 е) в этом произведении обличается трусость, постыдная паника тех, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, прячется от жизни.

5. Из каких произведений эти строки:

 а) «…Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»;

 б)  Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…;

 в) «Человеку нужно не три аршина, не усадьба, а весь земной шар…»;

 г) «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти… Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»;

 д) «Отчего люди не летают?.. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы…»;

 е) «Не потерплю! Разорю!».

6. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:

 а) микроскопе, скальпеле, ляписе;

 б) «лучистых» глазах;

 в) телеграммах из Парижа;

 г) каморка – шкаф, гроб, сундук.

7. Обобщая каждую из групп, назовите одним словом:

 а) Евгений Базаров, Дмитрий Ионович Старцев - …;

 б) Жюльен Сорель, Андрей Болконский, Родион Раскольников - …;

 в) «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» - …;

 г) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Майков, А.Григорьев, Я.Полонский - …

Ключи:

1. а) Стендаль;  г) Салтыков-Щедрин;

 б) Островский; д) Некрасов;

 в) Чехов;  е) Ибсен.

3. а) «Война и мир» Толстого;

 б) «Вишневый сад» Чехова;

 в) «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина;

 г) «Гобсек» Бальзака.

4. а) «Гобсек» Бальзака;

 б) «Вишневый сад» Чехова;

 в) «Преступление и наказание» Достоевского»

 г) «Война и мир» Толстого;

 д) «Гроза» Островского;

 е) «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина.

5. а) «Война и мир» Толстого;

 б) «Фауст» Гёте;

 в) «Крыжовник» Чехова;

 г) «Преступление и наказание» Достоевского;

 д) «Гроза» Островского;

 е) «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

6. а) Базарова («Отцы и дети» Тургенева);

 б) княжне Марье Болконской («Война и мир» Толстого);

 в) Раневской («Вишневый сад» Чехова);

 г) Раскольникове («Преступление и наказание» Достоевского).

7.  а) врачи;

 б) их кумиром был Наполеон;

 в) сказки Салтыкова-Щедрина;

 г) сторонники «чистого искусства».

- Назови героя, произведение и его автора, воспользовавшись следующим определением:

а) «философ и скряга»   в)

Литературный макродиктант за курс 6 класса

I вариант

1. Назовите авторов следующих произведений:

 а) «Волк и ягнёнок»;   г) «Песнь о вещем Олеге»;

 б) «Робинзон Крузо»;  д) «Улыбка»;

 в) «Уроки французского»;  е) «Парус».

2. Назовите автора и произведение, в котором фигурирует данный персонаж:

 а) Вакула;    г) Пятница;

 б) Лидия Михайловна;  д) Николенька Иртеньев;

 в) Бенджамен Дрисколл;  е) старец-волхв, предсказывавший будущее.

3. Укажите сферу влияния каждого из богов:

 а) Деметра;    г) Зевс;

 б) Сварог;    д) Арес;

 в) Афина;    е) Гефест.

4. Определите название произведения и его автора (где это возможно) по его теме, идее:

 а) изображение разыгравшейся над озером трагедии, уничтожившей «частицу дивного величья», прославление гордого духа и высокого стремленья;

 б) показ украинских народных традиций, народного характера;

 в) осуждение невежд, уподобляющихся глупому животному, которое уничтожает дерево, приносящее вкусные плоды;

 г) рассказ о людях, уставших от шума цивилизации, от непрекращающейся борьбы за её блага, но, получив желаемое одиночество, почувствовали тоску по людям.

5. Кто этот герой, из какого он произведения и какого автора?

 а) Художник и скульптор, изобрёл множество инструментов (например, топор и бурав), убийца собственного племянника, он выстроил дворец Лабиринт на острове Крит, решил сбежать от царя Крита, не желавшего его отпускать, по воздуху;

 б) эта женщина отдала воспитанию нескольких поколений семейства много лет, весь дом согревала своей любовью, никогда не думала и не заботилась  о себе: «вся жизнь её была любовь и самопожертвование»;

 в) этот герой, брошенный попутчиком посреди белой пустыни, настолько хотел жить, что сумел выйти победителем в поединке с голодным волком;

 г) когда эта героиня покидает мать, вся природа, тоскуя, засыпает, а когда она возвращается, на земле наступает весна.

6. Дайте определение этого жанра, приведите примеры произведений, написанных в этом жанре:              а) рассказ;                            б) басня.

7. Назовите страны, представителями которых были:

 а) Р.Д. Брэдбери;   в) Дж. Лондон;

 б) В.Г. Распутин;   г) Д. Дефо.

8. Какому автору принадлежат эти крылатые выражения?

 а) У сильного всегда бессильный виноват.

 б) Волхвы не боятся могучих владык,

     А княжеский дар им не нужен…

9. Определите стихотворный размер.

   А) В рассветный час во мгле сухой,

    Одетый инеем Сибири,

    Мост пробудился над рекой…   ( А.Т.Твардовский)

   Б) Наше время еще занесут на скрижали.
   В толстых книгах напишут о людях тридцатых годов. (К.Симонов)

Литературный макродиктант за курс 6 класса

II вариант

  1. Назовите авторов следующих произведений:

а) «Зимнее утро»;   г) «Любовь к жизни»;

б) «Ночь перед Рождеством»; д) «Свинья под дубом»;

в) «Каникулы»;   е) «Журавли».

2. Назовите автора и произведение, в котором фигурирует данный персонаж:

 а) Солоха;    г) семиклассник Вадик;

 б) Билл;     д) Григсби;

 в) Карл Иванович;   е) киевский князь Олег.

3. Укажите сферу влияния каждого из богов:

 а) Аид;     г) Перун;

 б) Аполлон;    д) Гея;

 в) Гермес;    е) Афродита.

4. Определите название произведения и его автора (где это возможно) по его теме, идее:

 а) изображение душевной чуткости взрослого человека, который, не желая задеть чувство собственного достоинства мальчика, помогает ему в тяжёлые голодные годы;

 б) изображение взросления, возмужания человека, показ развития человека как личности в тот момент, когда он начинает осознавать суть мира, свою нерасторжимую связь с другими людьми и пытается разобраться во всём, что его окружает;

в) прославление безграничных возможностей человека, его стойкости в исключительных ситуациях, утверждение способности с помощью терпения, труда и знаний найти выход из любой ситуации;

г) поучение, что любой раскаявшийся будет с радостью прощён.

5. Кто этот герой, из какого он произведения и какого автора?

 а) Этот герой совершил много подвигов, находясь на службе у царя Эврисфея;

 б) этот герой, чтобы исполнить желание любимой, отправился  в Петербург на самом чёрте;

 в) этот герой прожил 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове;

 г) этот герой, увидев прекрасную улыбку Моны Лизы, отказался участвовать во всеобщем надругательстве над всеми признанным шедевром.

6. Дайте определение этого жанра, приведите примеры произведений написанных в этом жанре:              а) повесть;    б) притча.

7. Назовите страны, представителями которых были:

 а) Дж. Лондон ;   в) Д. Дефо;

 б) Эзоп;     г) И. Крылов.

8. Какому автору принадлежат эти крылатые выражения?

 а) Избави, Бог, и нас от этаких судей.

 б) Мороз и солнце; день чудесный!

9. Определите стихотворный размер.

 А) Край любимый! Сердцу снятся

      Скирды солнца в водах лонных…     (С. Есенин)

     Б) Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
    Дорожной тоской от села до села,
    Со вдовьей слезою и с песнею женскою
    Впервые война на проселках свела.     (К.Симонов)

 

 

Литературный макродиктант за курс 8 класса

       I вариант

1. Назовите авторов данных произведений:

 а) «Ромео и Джульетта»;  г) «Русский язык», «Порог»; 

б) «После бала»;   д) «Маленький принц»;

 в) «Капитанская дочка»;  е) «Алые паруса».

2. Героем какого произведения и какого автора является этот персонаж?

 а) Хлестаков И.А.;   г) брат Лоренцо;

 б) Пётр Гринёв;   д) Меннерс; 

в) Иван Васильевич;  е) фонарщик, честолюбец.

3. Назовите страны, представителями которых были:

 а) А. де Сент-Экзюпери;  в) Мацуо Басё;

 б) Шекспир;    г) А.Грин.

4. Определите название по его теме, идее:

а) изображение крестьянского восстания, а также дворян, для которых    превыше всего является честь;

 б) романтическое произведение о поэтической любви и высокой мечте, в котором утверждается, что «чудеса нужно делать собственными руками»;

 в) отражение жизни русского подневольного человека, которого «свои» мужики называют «зверем» и даже обещают расправиться;

 г) разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества, таких, как взяточничество и чинопочитание.

5. Продолжите определение.

 а) Историческая песня - … б) Антитеза - …

 в) Танка - …    г) Юмор - …

6. Из какого произведения взяты эти строки и выражения? Кто является их автором?

 а)  Ты лучше голодай, чем что попало есть,

     И лучше будь один, чем вместе  с кем попало.

 б) Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

 в) Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

 г) Русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

7. Какое из изученных произведений написано в этом жанре? Кто является его автором?

 а) рассказ;  в) трагедия;

 б) феерия;  г) повесть (роман) в форме мемуаров.

8. Назови героя, произведение и его автора, воспользовавшись следующим определением:

 а) он утверждал, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла;

 б) их имена стали символом чистой любви, которая духовно обогащает, укрепляет волю и противостоит старой морали, символом той любви, которая сильнее смерти;

 в)  этот герой, открыв для себя мудрость «приручения», понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная;

 г) жизнь этого героя перевернули события лишь одной ночи, позволившие герою понять, что существует какая-то другая правда, которой он не знает и не понимает.

  Литературный макродиктант за курс 8 класса

       II вариант

1. Назовите авторов данных произведений:

 а) «Во глубине сибирских руд…»; г) «Ревизор»;

б) «Бирюк»;     д) «Ромео и Джульетта»;

 в) «Маленький принц»;   е) «Алые паруса».

2. Героем какого произведения и какого автора является этот персонаж?

 а) Монтекки и Капулетти;  г) Маша Миронова;

 б) Лис;      д) Варенька Б.;

 в) Фома Кузьмич;    е) А.А. Сквозник-Дмухановский.

3. Назовите страны, представителями которых были:

 а) О.Хайям;     в) Сайгё;

 б) Л.Толстой;    г) Сент-Экзюпери.

4. Определите название по его теме, идее:

 а) философские размышления над вечными вопросами – о дружбе, ответственности, одиночестве, высшей мудрости, о том, что дети часто оказываются мудрее, чем взрослые.

 б) этот герой получил от отца такое наставление: «…береги платье снову, а честь смолоду»;

 в) утверждение величия и красоты настоящей любви и дружбы, человечности и мечты в мире вражды и ненависти, корысти, в мире, где единственным мерилом всего оказываются деньги;

  г) послание «бесценному» другу, с которым  вместе учились.

5.  Продолжите определение.

 а) Лирическая песня - …   в) сатира - …

 б) драма - …     г) рубаи - …

6. Из какого произведения взяты эти строки и выражения? Кто является их автором?

 а) Лёгкость в мыслях необыкновенная.

 б) …великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

 в) Делай, что должно, и пусть будет, что будет.

 г) Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

7. Какое из изученных произведений написано в этом жанре? Кто является его автором?

 а) сатирическая комедия;  в) рассказ;

 б) феерия;     г) философская сказка-притча.

8. Назови героя, произведение и его автора, воспользовавшись следующим определением:

 а) сильный и красивый, мужественный и честный, однако совершенно одинокий, которого свои же мужики «сжить со свету собирались»;

 б) молодой человек, «без царя в голове», утверждавший, что он «с Пушкиным на дружеской ноге»;

 в) герой, обладавший живым и независимым характером, выбравший для себя в жизни роль рыцаря, помогающего другим и исполняющего их желания;

 г) этот обычный человек из народа, называвший себя государем, делясь своим представлением о смысле жизни, рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне.

 

  Литературный макродиктант за курс 7 класса

       I вариант

1. Назовите автора произведения:

 а) «Вересковый мёд»,  д) «Светлана»,

 б) «Мцыри»,    е) «Узник»,

 в) «Голубой карбункул»,  ж) «Последний лист»,

 г) «Хамелеон»,   з) «Майор привёз мальчишку на лафете…»

2. Назовите автора и произведение, в котором  фигурирует данный персонаж:

 а) Самсон Вырин,   д) Кливи,

 б) Ройлотт,    е) Остап,

 в) Очумелов,    ж) Подкидыш,

 г) Джим Диллингхэм,  з) пикты.

3. Укажите жанр этого произведения:

 а) «Перчатка»,   в) «Станционный смотритель»,

 б) «Дары волхвов»,  г) «Толстый и тонкий».

4. Определите название произведения ( и его автора) по его теме, идее:

 а) утверждение мудрой мысли о превосходстве крестьянского труда над всеми другими, главенства крестьянина на основании того, что он всех кормит,

 б) памятник древнерусской литературы, содержащий нравственные заветы, жизненную науку, которая может быть полезной и для воспитания современного человека,

 в) изображение «маленького человека», его положения в обществе, когда герой оказывается практически не нужным собственной  дочери,

 г) рассказ о военном лихолетье, изображение каждодневных усилий тружеников тыла, стойкости, сплочённости людей в годы войны, их готовности к самопожертвованию.

5. Кто этот герой, из какого произведения?

 а) этот человек – индивидуалист, отличается  изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком, что привело его к предательству,

 б) этот герой обладает богатырской силой и моральным превосходством над всеми врагами, выступает за справедливость и бескорыстно помогает своему народу; его сила намеренно преувеличивается, чтобы убедить народ, что их покой надёжно охраняется такими, как этот герой,

 в) этот герой обладает удивительной способностью обращать внимание на всё, что его окружает и мимо чего проходят все обычные люди, и на основе дедуктивного метода делать глубокие выводы,

 г) этот герой всю жизнь мечтал создать шедевр, и это ему удалось – правда, ценой собственной жизни.

6. Назовите страны, представителями которых были следующие писатели и поэты:

 а) Роберт Бёрнс,   в) О' Генри,

 б) Артур Конан Дойл,  г) В.А. Жуковский.

7. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:

 а) случайно оброненная люлька, которая стоила её владельцу жизни;

 б) прекрасные, но совершенно бесполезные черепаховые гребни,

 в) соха, которую не могли сдвинуть с места и несколько человек.

Ключи:

1.  а) Р.Л.Стивенсон,   д) В.А.Жуковский,

 б) М.Ю.Лермонтов,  е) А.С.Пушкин,

 в) А.К.Дойл,    ж) О' Генри,

 г) А.П.Чехов,   з) К.Симонов.

2. а) «Станционный смотритель» Пушкина, д) «Запах мысли» Р.Шекли,

    б) «Пёстрая лента» А.К.Дойла,   е) «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя,

    в) «Хамелеон» А.П.Чехова,   ж) «В тылу как в тылу» А.Алексина,

    г) «Дары волхвов» О' Генри,   з) «Вересковый мёд» Р.Л.Стивенсон

3.  а) баллада, б) новелла,  в) повесть,  г) рассказ.

4. а) былина  «Вольга и Микула Селянинович», 

 б) «Поучение» Владимира Мономаха,

 в) «Станционный смотритель» А.С.Пушкина,

 г) «В тылу как в тылу» А.Алексина.

5. а) Андрий, «Тарас Бульба» Гоголя, 

 б) Илья Муромец, былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,

   в) Шерлок Холмс, «Пёстрая лента», «Голубой карбункул» А.К.Дойла,

 г) Берман, «Последний лист» О' Генри.

6. а) Шотландия,  б) Англия,  в) США, г) Россия.

7. а) Тарас Бульба, б) Делла из новеллы О' Генри «Дары волхвов»,

 в) Микула Селянинович.

Литературный макродиктант за курс 7 класса

       II вариант

1. Назовите автора произведения:

 а)«Честная бедность»,  д) «Пёстрая лента»,

 б) «В тылу как в тылу»,  е) «Станционный смотритель»,

 в) «Тарас Бульба»,   ж) «Мужество»,

 г) «Дары волхвов»,   з) «Запах мысли».

2. Назовите автора и произведение, в котором  фигурирует данный персонаж:

 а) молодой послушник, так и не ставший священником, д) Минский,

 б) художник Берман,  е) Хрюкин,

 в) Андрий,    ж) Райдер, Брекинридж,

 г) тайный советник Михаил, з) Бурмин.

3. Укажите жанр этого произведения:

 а) «Последний лист»,  в) «Мцыри»,

 б) «Тарас Бульба»,   г) «Вольга и Микула Селянинович».

4. Определите название произведения ( и его автора) по его теме, идее:

 а) изображение силы любви и способности жертвовать даже самым ценным ради близкого человека,

 б) высмеивание автором самоуправства и угодничества перед высшими по чину, приспособленчества героя к меняющимся обстоятельствам,

 в) изображение патриотизма, стойкости духа представителей небольшого, но свободолюбивого народа перед лицом опасности со стороны захватчиков, их готовности героически погибнуть, но остаться верным идеалам  собственного народа, не предать их традиции,

 г) показ мощи человеческого разума и интуиции, умения не сдаваться в экстремальных ситуациях, способности человека выживать в необычных  для него условиях.

5. Кто этот герой, из какого произведения?

 а) эта героиня сравнивается автором с библейским блудным сыном, оставившим родных и отчий дом ради красивой богатой жизни,

 б) этот герой – воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, подстраиваться и выслуживаться,

 в) этот герой ради прекрасной дамы не побоялся войти в клетку со львом и барсом, чтобы поднять оброненную ею перчатку,

 г) этот герой, оказавшийся в чужом краю против собственной воли и вроде бы свыкшийся с мыслью, что проведёт свои дни в монастырском затворничестве, всё-таки, как потом оказалось, всегда мечтал о свободе.

6.  Назовите страны, представителями которых были следующие писатели и поэты:

 а) Роберт Луис Стивенсон,  в) Р. Шекли,

 б) А.П. Чехов,    г) Артур Конан Дойл.

7. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:

 а) решето, заполненное крыжовником,

 б) одно письмо, напечатанное на машинке, и второе, зашитое под подкладку в пальто,

 в) различные гадания – и с помощью башмачка, и с помощью зеркала и свечей.

Ключи:

1. а) Р.Бёрнс,  д) А.Конан Дойл,

 б) А.Алексин,   е) А.С.Пушкин,

 в) Н.В.Гоголь,  ж) А.Ахматова,

 г) О' Генри,  з) Р.Шекли.

2. а) «Мцыри» Лермонтова,   д)»Станционный смотритель» Пушкина,

 б) «Последний лист» О' Генри  е) «Хамелеон» Чехова,

 в) «Тарас Бульба» Гоголя,   ж) «Голубой карбункул» А.К.Дойла,

 г) «Толстый и тонкий» Чехова,  з) «Метель» Пушкина.

3. а) новелла, б) повесть,  в) поэма,  г) былина.

4. а) «Дары волхвов» О' Генри,  в) «Вересковый мёд» Р.Л.Стивенсона,

 б) «Хамелеон» Чехова,   г) «Запах мысли» Р.Шекли.

5. а) Дуня из «Станционного смотрителя» Пушкина,

 б) полицейский надзиратель Очумелов, «Хамелеон» Чехова,

 в) рыцарь Делорж, «Перчатка» Жуковского,

 г) «Мцыри» Лермонтова.

6. а) Шотландия,  б) Россия,  в) США,  г) Англия.

7. а) Очумелов, «Хамелеон» Чехова,

 б) Дима Тихомиров и Олег, «В тылу как в тылу» Алексина,

 в) «Светлана» Жуковского.

 Литературный макродиктант за курс 9 класса

       I вариант

1. Назовите автора произведения:

 а) «Судьба человека»,   д) «Чудная»,

 б) «Смерть Поэта»,   е) «Песнь о собаке»,

 в) «Я помню чудное мгновенье», ж) «Ася»,

 г) «Мещанин во дворянстве»,  з) «Недоросль».

2. Назовите автора и произведение, в котором  фигурирует данный персонаж:

 а) Власть и Сила,    д) Вральман,

 б) Ярославна,    е) Чацкий,

 в) Журден,     ж) Гагин,

 г) Паоло и Франческа   д) жандарм Гаврилов

3. Укажите жанр этого произведения:

 а) «Недоросль»,     в) «Прикованный Прометей»,

 б) «Паломничество Чайльд Гарольда», г) «Судьба человека».

4. Обобщая каждую из групп, назовите общим словом или словосочетанием:

 а) элегия, сонет, послание, ода - …

 б) Ж.Б.Мольер, Д.И.Фонвизин, П.Бомарше, П.Корнель - …

 в) «Памятник», «К Чаадаеву», «К морю» - …

 г) «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума» - …

5. Кто этот герой?

 а) Богатый и знатный московский барин, ярый защитник крепостнических порядков, старого уклада жизни, раболепствующий перед теми, кто, по его мнению, умеет жить и уже достиг «степеней известных».

 б) Безжалостная крепостница, невежественная и корыстолюбивая, хотя по-своему любит ребёнка.

 в) Этот герой характеризуется такими чертами, как неприспособленность, бесплодность его начинаний, перевес воображения над знанием жизни, мечтаний – над действием; он умеет красиво говорить о том, что и как нужно делать, но сам в решительный момент пасует.

 г) Этот герой изрекает своё «золотое слово», со слезами смешанное, упрекая некоторых, желавших в одиночку себе славы искать, в излишней самонадеянности и призывая прекратить вражду и объединиться.

6. Определите название произведения ( и его автора) по его теме, идее:

 а) произведение о человеколюбце и борце против тирании,

 б) повествование об обычном, «частном» человеке, который был втянут в водоворот страшных исторических событий и при этом сумел сохранить в себе человека

 в) дружеское послание, призывающее посвятить себя делу борьбы за свободу Отчизны, верить в неизбежность падения самодержавия и освобождения народа.

 г) произведение о буржуа, спешащем приобщиться к дворянскому образу жизни, аристократической «культуре».

7. Откуда эти строки?

 а) «Не хочу учиться, хочу жениться».

 б) «Счастливые часов не наблюдают».

 в) «…а уж порода такая: сломать её можно… Ну, а согнуть – сам, чай, видел: не гнутся этакие»

Ключи:

1.     а) Шолохов М.А.,   д) Короленко В.Г.

 б) Лермонтов М.Ю.,  е) Есенин С.А.,

 в) Пушкин А.С.   ж) Тургенев И.С.,

 г) Мольер Ж.Б.   з) Фонвизин Д.И.

2.   а) «Прометей прикованный» Эсхила,  д) «Недоросль» Фонвизина,

     б) «Слово о полку Игореве»,   е) «Горе от ума» Грибоедова,

     в) «Мещанин во дворянстве» Мольера, ж) «Ася» Тургенева,

     г) «Божественная комедия» Данте  д) «Чудная»Короленко

3.  а) комедия, б) романтическая поэма, в) трагедия,  г) повесть.

4. а) лирические жанры,    в) Пушкин – их автор

    б) представители классицизма,  г) комедии.

5. а) Фамусов, «Горе от ума» Грибоедова, в) Н.Н., Гагин, «Ася» Тургенева,

    б) Простакова, «Недоросль» Фонвизина, г) Святослав, киевский князь, «Слово о полку Игореве»

6.а) «Прометей прикованный» Эсхила, в) «К Чаадаеву» Пушкина

    б) «Судьба человека» Шолохова,       г) «Мещанин во дворянстве» Мольера

7. а) «Недоросль» Фонвизина, в) «Чудная» Короленко

    б) «Горе от ума» Грибоедова,

Литературный макродиктант за курс 9 класса

       II вариант

1. Назовите автора произведения:

 а) «Похождения бравого солдата Швейка»  д) «Ася»

 б) «Прикованный Прометей»,  е) «К Чаадаеву»,

 в) «Горе от ума»,    ж) «Паломничество Чайльд Гарольда»

 г) «Недоросль»,    д) «Ода на день восшествия на престол..»

2. Назовите автора и произведение, в котором  фигурирует данный персонаж:

 а) Андрей Соколов    д) Гефест

 б) Клеонт,     е) Фамусов,

 в) Морозова     ж) Скотинин

 г) Н.Н.,     з) князь Святослав.

3. Укажите жанр этого произведения:

 а) «Ася»,     в) «Василий Тёркин»,

 б) «Премудрый пескарь» ,  г) «Прикованный Прометей».

4. Обобщая каждую из групп, назовите общим словом или словосочетанием:

 а) новелла, рассказ, роман, повесть - …

 б) Шекспир, Петрарка, Сервантес, Боккаччо - …

 в) Эсхил, Софокл, Еврипид - …

 г) «Поэт» и  «Кинжал» Лермонтова, «Пророк» и «Памятник» Пушкина - …

5. Кто этот герой?

 а) Этот герой готов многим, если не всем, пожертвовать, чтобы стать своим человеком в аристократических кругах.

 б) Карьерист, угодливый и скромный перед начальством, обладающий двумя самыми главными, по его мнению, качествами человека, желающего выслужиться, - умеренностью и аккуратностью.

 в) Избалованный молодой человек, эгоистичный, ленивый, не желающий учиться.

 г) Вначале – разочарованный герой, потомок древнего рода, который провёл свою жизнь в «пирах и безбожных наслаждениях», затем уезжает в чужие края в погоне за душевным успокоением, но не превращается в безучастного созерцателя жизни, а восхищается сражающимися за национальную свободу народами Испании, Греции и Албании.

6. Определите название произведения ( и его автора) по его теме, идее:

 а) изображение столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим»,

 б) рассказ о самоотверженном подвиге героя, защищавшего людей от своеволия и несправедливости богов,

 в) стремление автора помочь людям стать совершеннее, указать путь к гармонии, предостерегая от прегрешений, ведущих в ад, объясняя, что всё в мире взаимосвязано и воздаяние зависит от поведения человека.

 г) воспроизведение правдивых сцен из жизни поместного дворянства со страстной проповедью идей об обязанностях честного гражданина, где автор осуждает «злонравия достойные плоды».

7. Откуда эти строки?

 а) «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

 б) «Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви»

 в) «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье».

Ключи:

1. а) Я. Гашек    д) И.С.Тургенев

    б) Эсхил,     е) Пушкин,

    в) Грибоедов,    ж) Байрон,

    г) Фонвизин,    з) Ломоносов

2. а) «Судьба человека» Шолохова  д) «Прометей прикованный» Эсхила

    б) «Мещанин во дворянстве»Мольера,  е) «Горе от ума» Грибоедова,

    в) «Чудная» Короленко    ж) «Недоросль» Фонвизина,

    г) «Ася» Тургенева,      з) «Слово о полку Игореве».

3. а) повесть, б) сказка, в) поэма, г) трагедия.

4. а) эпические жанры,    в) древнегреческие драматурги,

    б) представители эпохи Возрождения, г) стихи о назначении поэта и поэзии.

5. а) Журден, «Мещанин во дворянстве» Мольера,

    б) Молчалин, «Горе от ума» Грибоедов,

     в) Митрофанушка, «Недоросль» Фонвизина,

     г) Чайльд Гарольд, «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона.

6. а) «Горе от ума» Грибоедова,    в) «Божественная комедия» Данте

    б) «Прометей прикованный» Эсхила  г) «Недоросль» Фонвизина.

7.    а) «Горе от ума» Грибоедова,

     б) «К ***» ( «Я помню чудное мгновенье…») Пушкина,

 в) «Ася» Тургенева.

 

 

 

doc
Додано
31 березня 2018
Переглядів
4782
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку