Матеріал до уроку "Дисперсия света. Прохождение света сквозь призму. Непрерывный спектр света. Спектроскоп."

Про матеріал
Матеріал до уроку в 11 класі на тему "Дисперсия света. Прохождение света сквозь призму. Непрерывный спектр света. Спектроскоп."
Перегляд файлу

Тема. Дисперсия света. Прохождение света сквозь призму. Непрерывный спектр света. Спектроскоп.

Цель: сформировать у учеников единое целое представление о физической природе явления дисперсии света, рассмотреть условия возникновения радуги;

используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра, применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений;

формировать исследовательские умения: получать явление дисперсии, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;

формировать эмпатические качества учащихся через эвристические приемы работы, реализовать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики;

продолжить формирование образных и логических умений: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.

Тип занятия: комбинированный.

 

Рекомендации.

  1. Ознакомиться с целью.
  2. Ответить самостоятельно на вопрос для подхода к теме изучаемого материала.
  3. Проработайте теоретический материал задания.
  4. Решить задания для самопроверки.
  5. Ознакомиться с презентацией занятия.
  6. Проверить задание для самопроверки с помощью презентации.
  7. Если у вас возникли сложности с заданиями, вернитесь к теоретическому материалу и презентации.
  8. Проверти свои знания с помощью теста № 6 для самопроверки (задания с выбором одного правильного ответа), который дан в двух видах: в конце занятия и отдельной презентации «Задание для самопроверки».

 

Ведомости о практическом применении теоретического материала

В конце занятия ученики смогут объяснять природу дисперсионного спектра, применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.

 

Вопрос для подхода к теме занятия.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Какое явление описано в этих поэтических строках?

 

Теоретический материал.

https://myslide.ru/documents_3/2099c83cc0719e203fdfebadad27d55a/img5.jpgДисперсией называется зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны).

Белый свет является сложным светом, состоящим из лучей различной цветности: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового – такое разложение света называется спектром.

Каждой цветности соответствует своя длина и частота волны, такой одноцветный свет называется монохроматическим светом.

 

Цвет

Длина волны, нм

Ширина участка, нм

Красный

Оранжевый

Желтый

Желто-зеленый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

800 – 620

620 – 585

585 – 575

575 – 550

550 – 510

510 – 480

480 – 450

450 – 390

180

35

10

25

40

30

30

60

 

http://as6400825.ru/fizika_9/141.jpgДля лучей света различной цветности показатель преломления данного вещества различны; вследствие этого при отклонении призмой пучок белого света разлагается в спектр.

 

Скорость света в любом веществе меньше, чем в воздухе, на его показатель преломления.

c – скорость света в воздухе,

v – скорость света в среде.

При переходе монохроматического света из воздуха в любое вещество длина световой волны уменьшается, частота колебаний световой волны остается неизменной, а цвет тех или иных лучей зависит только от частоты колебаний в световой волне.

При соединении всех световых лучей спектра вновь образуется белый свет.

Спектры излучения:

а) непрерывные (или сплошные) спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии;

б) линейчатые спектры дают все вещества, находящиеся в газообразном состоянии.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0173/0000c4c2-d3048da1/img17.jpg

 

Спектроскоп – прибор, служащий для исследования спектров (для спектрального анализа вещества).

 

 

 

 

 

 

 

Тест № 6.

1. При попадании солнечного света на капли дождя образуется радуга. Каким явлением это объясняется:  Какие два вывода можно сделать?

1) дисперсией

2) дифракцией

3) поляризацией

4) интерференцией?

2. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено

1) интерференцией света

2) отражением света

3) дисперсией света

4) дифракцией света

3. На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы падают параллельные друг другу зеленый и красный лучи. После прохождения призмы

1) они останутся параллельными

2) они разойдутся так, что не будут пересекаться

3) они пересекутся

4) ответ зависит от сорта стекла

4. Для того чтобы уменьшить блеск водной поверхности озера (моря и т. п.), обусловленный отражением от нее солнечных лучей (показатель преломления воды равен 1,33), применяют солнцезащитные очки с поляроидами. С использованием поляроида отраженные солнечные лучи от поверхности озера полностью гасятся, если Солнце находится под углом к горизонту. При этом плоскость пропускания поляроида ориентирована … .

1) 37°; вертикально

2) 37°; горизонтально

3) 53°; вертикально

4) 53°; горизонтально

5. На рисунке изображена дисперсионная кривая для некоторого вещества. Интенсивное поглощение света наблюдается для диапазона частот

1) 1 до 2

2) от 0 до 1

3) от 1 до 0

4) от 1 до ∞

6. На рисунке изображена дисперсионная кривая для некоторого вещества. Явление аномальной дисперсии света наблюдается для диапазона частот

1) 1 до 2

2) от 0 до 1

3) от 1 до 0

4) от 1 до ∞

7. На рисунке изображена дисперсионная кривая для некоторого вещества. Явление нормальной дисперсии света наблюдается для диапазона частот

1) 1 до 2

2) от 0 до 1

3) от 1 до 0

4) от 1 до ∞

8. В стеклянной призме происходит разложение белого света в спектр, обусловленное дисперсией света. На рисунках представлен ход лучей в призме. Правильно отражает ход лучей рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Кривая дисперсии в области одной из полос поглощения имеет вид, показанный на рисунке. Соотношение между фазовой vфаз и групповой u скоростями для участка bc имеет вид

1) u > vфаз

3) u< vфаз

2) u = vфаз

4) u > vфаз > c

 

Задания 1-3 оцениваются по 1 баллу, а 4-9 по 1,5 балла.

 

docx
Додано
28 квітня 2020
Переглядів
1159
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку