Перший Урок "День Знань, або Слідство ведуть Знавці" (ділова гра: "Детективне агенство" )

Про матеріал

Розробка Першого уроку у формі ділової гри "Детективне агенство" (для російськомовних шкіл). Чи замислювалися ви, як багато спільного між учнями - здобувачами освіти, і сищиками? І ті, і інші перебувають у постійному пошуку, досліджують, аналізують, узагальнюють, роблять висновки. Треба лише трішки допомогти учням уявити себе у новій ролі, створити антураж - і звичайний урок із важливою триєдиною метою перетвориться на веселе розслідування із виїздом на місце злочину, із збиранням речових доказів, складанням фотороботу, роботою з базою даних та затриманням злочинця. Діти мають усвідомити, що все у їх руках, головне - не дозволяти душі лінуватися!

Перегляд файлу

П Е Р В Ы Й   У Р О К  

Дата:              02.09.2019_______

Класс:           3-Б_____________

Учитель:         Малиновская Н. А.

 

Тема занятия.

День Знаний, или Следствие ведут знатоки

 

Цель занятия:

обучающая:  формировать ответственное отношение к учёбе – главному труду школьников, вырабатывать алгоритм успешной учёбы;

развивающая: развивать личностную мотивацию учебной деятельности;

воспитательная:  воспитывать трудолюбие и любознательность; чувства коллективизма.

 

Форма занятия:

деловая игра: «Детективно агенство»

 

Оборудование:

 

для учителя: визуальный ряд:

  1. украшения для класса (плакат: "1 сентября – День знаний"; изображение школьников и т.д.);
  2. «волшебный мешочек» с лупой;
  3. изображение мультипликационных героев Чипа и Дейла, табличка «Детективное агенство»;
  4. папка с завязками: «Дело №1»: «День Знаний, или Следствие ведут знатоки» (написано в зеркальном отражении);
  5. изображение комнаты «отличника» и комнаты «двоечника»;
  6. «телефон» для подачи сигнала бедствия SOS с двумя окошками: «Введите текст» и «Результаты поиска», в котором  белым парафином написано слово «ТУТ»;

+чёрная краска с широкой кистью для проявления слова;

  1. материалы для игр: «Математические бусы», «Закодированные слова» (МРАНЕНЦС – ранец, РУКПЕАЛН – пенал, ОГЛАСМКТИ – ластик) , «Ребусы»;
  2. подготовленная основа-ватман:
  • «Фоторобот: Злодейка Лень»;
  • ствол дерева
  1. раздаточный материал (по количеству учеников):
  • листы А4 с названием частей тела (лицо, волосы, левый глаз, правый глаз и т.д.);
  • «листики для дерева» в линию для письма

литературный ряд:

притча «Два волка»

 

музыкальный ряд:

  1. телефонная запись с просьбой о помощи;
  2. аудиозапись для физкультминутки: «Колёсики»;
  3. аудиозапись «Учат в школе»

для учащихся:  

ручка, цветные маркеры или фломастеры, ножницы.

Ход занятия

1. Организация класса. «Утренний круг».

Учитель предлагает детям создать круг. Все ученики должны хорошо видеть и слышать друг друга, им должно быть удобно и комфортно.

– Доброе утро, ребята! Очень рада всех вас видеть! Очень рада, что мы снова вместе!

Оглянитесь, нас 28 человек. Наша семья стала больше, хочется познакомить вас с новенькими ребятами.

(Представление).

(Учитель обращается к новичкам.) – Посмотрите и вы вокруг: как много ребят в нашем классе! Конечно, у каждого своё имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

(Учитель обращается к классу.) – Давайте представимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» – каждый по команде громко назовёт своё имя. Ну-ка, попробуем! (Дети выкрикивают своё имя)

– Ой-ой-ой!.. Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали?

– Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шёпотом.

– Опять что-то не то. Никто не кричал, всё равно ничего не понятно. А вы много имён услышали? Тоже нет?

– Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понятно. Нужно говорить по очереди!

– Поздоровайтесь и назовите своё имя!

Ученики по очереди называют себя, по кругу, слева направо.

Учитель обращается к новеньким ученикам. – Поздоровайтесь с тем, имя кого вы уже запомнили, обратитесь по имени. Например: «Привет, Саша!»

Учитель обращается к классу. – Мы с вами вместе уже два года. Можете ли вы сказать, сколько в нашем классе девочек? мальчиков? учеников с именем на «Д»? на «М»?

– А теперь общее задание. Посмотрите вокруг себя, и прикоснитесь к белому. Это нужно сделать тихо, шустро. А теперь прикоснитесь к красному, не отпуская белый цвет.

– Возьмитесь за руки. Не выпуская рук друг друга, выполните команды: «Руки вверх. Руки вниз. Потанцуйте». Теперь отпустите руки и как можно тише займите свои места за партами.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

2.1. Для любознательных. А знаете ли вы … ?

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел первый школьный звонок. День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября?

В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.

В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.

В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.

А в республике Коста-Рика позавчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.

– А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, свои двери для нас распахнула школа.

2.2. Дидактичская игра: «Волшебный мешочек» – «Лупа»

– Вы уже не маленькие, и легко сможете мне назвать символ сегодняшнего праздника. Что спрятано у меня в волшебном мешочке? (Выслушать варианты 2-3 учеников. Скорее всего, будет назван колокольчик, но между тем в «волшебном мешочке» находится лупа.)

– Ребята, вам знаком этот предмет?

– Для чего он существует?

– Зачем же нам на первом уроке может понадбится лупа?

– Знакомы ли вам эти герои? (Чип и Дейл). Чем они занимались?

– Назовите главные качества сыщиков.

– Как вы считаете, можно ли и учеников считать сыщиками? Что между ними общего?

 – Нас в классе 28, а это уже настоящее детективное агенство.   

 (Учитель вывешивает табличку.)

 3. Мотивация учебной деятельности.

 (Неожиданно звонит телефон. Звучит запись обращения.)

Алло! Это детективное агентство? Мы – родители учеников 3-Б класса. Случилась неприятность. Наши дети за лето растеряли все знания прошлых лет. Нужно срочно обнатужить потерю.

Помогите! Спасите!

 (Звонок обрывается.)

  – Ой, ой, ой! И правда беда! Ребята, поможем?

 4. Сообщение темы и цели занятия.

– Вот и первое дело нашего детективного агенства.

(Учитель достаёт папку с завязками. Название дела зашифровано – написано в зеркальном отображении. )

– Правильно говорят: «Беда не приходит одна». Неприятности так и следуют за нами по пятам. Разве мы можем распутать это загадочное происшествие, если и названия дела нам не прочесть.

– Может, у вас есть идеи?

(Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. В качестве подсказки можно предложить детям отгадать загадку.

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это?.. (Зеркало.)

 Если позволяет время, зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание ещё интереснее!)

Физкультминутка «Колёсики»

  Срочно принимаемся за работу – выезжаем на место преступления. Все по машинам!

5. Основная часть. «Расследование Дела №1 – «День заний, или Следствие ведут знатоки»

 5.1. «На месте преступления».

Мы на месте! Но вот незадача! – оператор не записал номер комнаты. Определите, откуда были похищены знания. Почему вы так считаете?

 

Несмотря на подозрительную особу за окном на Рис.1, учащиеся должны выбрать Рис.2, аргументировав это тем, что украсть знания невозможно, их можно только растерять, если лениться и не заниматься.

 

5.2. «Вещественные доказательства». Игра «Сплю и слышу»

Пришло время собирать улики!

Настоящие сыщики должны уметь среди множества предметов выделять те, что действительно важны для раскрытия дела. И для этого им вовсе необязательно иметь «зоркий глаз», достаточно развитой интуиции.

Учитель называет черты характера человека, а ученики, лёжа на партах с закрытыми глазами, поднимают руку только тогда, когда названо качество, которое мешает человеку учиться.

Например: Внимание, добросовестность, лень, плохое настроение, настроение, пунктуальность, равнодушие, рассеянность, стремление к знаниям, трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость.

 5.3. «Фоторобот».

Работаем дальше.

Мы выяснили, что в деле о «потерянных знаниях» все улики указывают на Лень. Настоящим сыщикам важно знать врага в лицо! Составим фоторобот Лени.

Всем учащимся раздают листы с названиями частей тела: лицо, волосы, левый глаз, правый глаз, нос, рот, шея… Каждый рисует на листе указанную часть тела любыми цветами и любым размером. После этого части тела вырезаются и склеиваются в единый портрет.

В народе говорят: «Врага нужно знать в лицо, чтобы успешно с ним бороться!» Отныне и всегда справлятся с ленью вам будет легче прежнего!

 5.4. «Работа с базой данных»

 Мы собрали достаточно информации, чтобы внести данные в базу об Особо опасных преступниках. Но не забывайте: вся информация сыщиков строго конфиденциальна! Мы не можем просто взять и написать, что преступник – Лень. Мы должны защитить информацию от взлома – зашифровать запись.

Отметим информацию, которую будем вносить, специальным сигналом бедствия SOS. Вспомните, как правильно подать этот сигнал? (3 точки, 3 тире, 3 точки).

А как с помощью вот таких «тире» и «точек» можно зашифровать имя преступника – Лень? (Составить звуковую модель слова).

Не будем медлить!

Один учащийся выходит к доске и в поле «Введите текст» составляет звуковую модель слова «Лень» (с помощью тёмного маркера). Остальные учащиеся в это время подают сигнал бедствия  SOS (три коротких хлопка, три длинных, три коротких).

Через некоторое время учитель незаметно подаёт ответный сигнал SOS. Для расшифровки ответного СМС к доске выходит второй учащийся.  Он должен закрасить поле «Дождитесь ответного СМС» тёмной краской. Краска не ложится на парафин, нанесённый учителем заранее, – в окошке проявляется слово «ТУТ».

5.5. «Задержание преступника»

В базе имеются сведения о том, что Лень прячется – где? – ТУТ!  Какая неприятность! Лень может легко одолеть каждого из нас, если мы не дадим ей достойный отпор. Но как это сделать? Подумайте, чего Лень боится больше всего?

Игра на внимание «Попробуй не ошибись!»

Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы?

Учитель говорит: «Дважды два – четыре». Все уверенно повторяют эту первую фразу.

«Трижды три девять», – говорит он. Ошибки опять нет, все повторили.

«Вот вы и ошиблись», – радостно заявляет ведущий. Дети удивленно: «Почему?» Ведущий объясняет: «Вот вы и ошиблись» – это и была моя третья фраза и никто не повторил».

 Не так-то и легко сравится с Ленью!

Математика

Математические бусы

А как у нас с математикой? Не забыли?

Из разных цифр я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Используйте минусы и плюсы,
Чтоб верный получить ответ.

15 10 + 20 + 40 = 65
100 70 15 + 5 = 20
9 + 9 + 2 3 = 17

Задача на смекалку

У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить? (5 углов)

Чтение

Закодированные слова

Среди слов найдите те предметы, которые нужны в школе:

МРАНЕНЦС  РАНЕЦ
РУКПЕАЛН  ПЕНАЛ
ОГТАСМКТИ  ЛАСТИК

 Ребусы

Отгадайте ребусы!

Письмо

У Лени сил всё меньше и меньше! Но чтобы окончательно победить её, мы должны доказать, что ей здесь не место!

   Сегодня наше детективное агенство работает над делом «День знаний». Мы многому научились в 1 и 2 классе, но узнали ещё далеко не обо всём. Напишите, какие знания больше всего вы бы хотели обрести в этом году, что вам интересно узнать. Ваши пожелания будут служить своебразным напоминанием, что мы здесь собрались, чтобы учиться, а не чтоб лениться.

Не забывайте и о том, что вы – сыщики!!! – а значит, должны писать красиво и разборчиво, чтоб потом не потеряться в своих записях и не упустить не одну важную деталь. Но и о конспирации забывать не нужно! Одна из главных задач сыщиков – всегда оставаться незамеченными! Нам нельзя оставлять даже отпечатки пальцев! Поэтому прежде, чем начнём писать, наденем перчатки!

Учитель обращает внимание детей, что время ограничено: писать можно пока звучит музыка («Учат в школе», 3 минуты)

Дети «одевают перчатки», имитируя соответствующие движения. Записывают пожелания на специальных листочках и компонуют их на листе ватмана, на котором изображён ствол дерева.

Проснулось дерево, зашумело каждым своим листочком: «Уходи лень! Тебе здесь не место!» (Дополнительно можно попросить детей встать, представить себя в образе дерева и «пошататься на ветру», «пошелестеть веточками и листочками».)

6. Итог занатия.

– Вам понравилось работать в детективном агентстве?

– Над каким делом мы сегодня работали?

– Благодаря чему удалось победить и прогнать Лень?

– Я думаю, это не последнее дело нашего агентства. Ведь учебный год только начался, нам предстоит расследовать немало дел в стране Знаний.

 7. Рефлексия. Притча «Два волка»

  7.1. Аудирование.

 Когда-то давно Старик открыл своему Внуку одну жизненную истину:

  В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

  А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

  Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  7.2. Обсуждение.

  Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука –  «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

Каким быть человеком – Добрым или Злым, Ленивым или Трудолюбивым – зависит только от нас самих.

– В чем нравственный урок притчи?

Притча «Два волка» заставляет нас задуматься: какие мы – добрые или злые, ленивые или трудолюбивые?! Притча учит нас воспитывать в себе положительные качества.

  7.3. Заключительное слово.

Существует поучение: «Если вы устали, пройдите ещё одну милю». Это касается всех сфер жизни. Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Главное – не позволять душе лениться. Нужно действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредотачиваться на этом.

В новом учебном году я желаю вам целеустремлённости, веры в себя и крепкой силы воли! Пускай Лень обходит вас стороной!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.             Блог вчителя початкових класів Діденко Олени Володимирівни «Урок української мови в 3 класі»

http://didenkoelena.blogspot.com/p/blog-page_70.html

  1. Галина Володимирівна Будко «Ранкові зустрічі» (методична розробка на допомогу учителю 1 класу НУШ)

http://nvk99.dnepredu.com/ru/article/rankovi-zustrichi-pershii-tematichnii-tizhden-u-1-.html

3.             Світлана Кейс «Три квести, які вчитель може організувати на уроці»

https://osvitoria.media/experience/try-kvesty-yaki-vchytel-mozhe-organizuvaty-na-svoyemu-urotsi/

  1. Дрябина Елена Анатольевна Путешествие в страну Знаний

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/drugie-scenarii-prazdnikov/365740-puteshestvie-v-stranu-znanij.html

  1. Елена Анатольевна Музлова «День Знаний во 2-3 классе»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2011/11/22/den-znaniy-v-2-3-klasse

Середня оцінка розробки
Структурованість
3.7
Оригінальність викладу
3.7
Відповідність темі
3.7
Загальна:
3.7
Всього відгуків: 3
Оцінки та відгуки
  1. Колмикова Тетяна Євгеніївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Bogdana Bogdana
    Так, перший урок на російській, але і у анотації сказано, що розробка для російськомовних шкіл. Читайте уважно! Нехай щастить!!!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  3. Олійник Богдан Петрович
    Перший урок на російській???
    Загальна:
    1.0
    Структурованість
    1.0
    Оригінальність викладу
    1.0
    Відповідність темі
    1.0
doc
Додано
26 серпня 2019
Переглядів
2716
Оцінка розробки
3.7 (3 відгука)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку