Воспитательный час с элементами тренинга
Толерантность как условие сохранения мира
Цель: научить проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.
Ожидаемые результаты:
- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;
- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения мира;
- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Разминка
«Превращения»
Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
время: 10 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
1. Игра «Фигуры»
Условие: все указания выполняются сразу, без дополнительных объяснений. Ученикам предлагается придерживаться одинаковых инструкций, работая с одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, оборвать верхний правый угол, составить фигуру пополам, закруглить острый угол, составить фигуру пополам, оторвать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же выполняли одинаковые действия?
Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо все мы разные. Каждое произнесенное слово по-разному воспринимается и пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые, общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же различаются люди - внешностью (раса, кожа, пол, возраст, фигура и т.д.) и внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура, образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели
- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.
2. Мини-лекция «Толерантность, что это?»
Учитель. Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?
В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
Отсутствие самоконтроля, понимания другого, презрение, подозрительность, недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и напряженность, лишают пространство межличностных отношений чувство защищенности и безопасности.
Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав, но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.
Учитель. Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности
Достоинство человека заключается в том, чтобы любить тех, кто его обижает. (Марк Аврелий)
Антуан де Сент Экзюпери: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Нам нужны реформы, а не революции. Нам нужно толерантное общество. (А.Сахаров)
Учитель. Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей.
3. Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
Колонка А | Колонка В | |
1. Расположенность к другим | ------------ | ------------ |
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3—5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
1.Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
Учитель. Формированию толерантности способствуют:
- знания;
- открытость;
- общение;
- свобода мысли, совести и убеждений.
Учитель. В коллективе толерантность состоит из способности каждого быть толерантным. Определим в чем мы похожи.
4. Упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга. Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Комплименты»
Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч, бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.
6. Упражнение «Я так думаю»
Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами присущи толерантному человеку?
(Заслушиваются мнения учеников)
Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.
7. Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель. Следовательно, толерантность - это...
Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость; активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за сохранение мира
8. Беседа с учащимися
Учитель. Я вас приглашаю к общению и взаимодействию. Предлагаю вам ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения:
- говори так, чтобы тебя услышали;
- слушай так, чтобы понять о чем идет речь;
- создавай условия для того, чтобы ситуация вокруг процесса общения способствовала коммуникации;
- выражай свои чувства, не унижая другого человека.
Вопрос:
Что было бы, если бы все люди думали одинаково? Насколько важным и актуальным является воспитание чувства толерантности в нашем обществе?
Могут ли различия между людьми стать причиной насилия и жестокости?
Из приведенных проблем определите ту, что, по вашему мнению, является самой главной и влечет порождение зла и насилия:
социальные различия, возраст, разные взгляды, религия, внешность, национальность, расовая принадлежность, родители и дети.
Что нужно сделать, чтобы достичь мира в обществе?
Какими качествами должна обладать личность, которая стремится быть толерантной?
Заключительная часть
Учитель. Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:
- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;
- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;
- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того, совпадают ли они с нашими;
- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Учитель. У нас есть первая ступенька к нашей цели – толерантность. Давайте покажем, что мы ее преодолели сегодня: напишите на своих цветочках черты-синонимы толерантности и прикрепите их к ступеньке.
черты и синонимы толерантности (мудрость, чуткость, доброжелательность, ответственность, терпимость, взаимоуважение, объективность, неравнодушие...). (Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)
Учитель. Благодарю за сотрудничество. Желаю вам взаимопонимания и взаимоуважения, мира и согласия.
Воспитательный час с элементами тренинга 12.11.2015г
Толерантность как условие сохранения мира
Цель: научить проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.
Ожидаемые результаты:
- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;
- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения мира;
- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Разминка
«Превращения»
Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
время: 10 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
1. Игра «Фигуры»
Условие: все указания выполняются сразу, без дополнительных объяснений. Ученикам предлагается придерживаться одинаковых инструкций, работая с одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, оборвать верхний правый угол, составить фигуру пополам, закруглить острый угол, составить фигуру пополам, оторвать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же выполняли одинаковые действия?
Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо все мы разные. Каждое произнесенное слово по-разному воспринимается и пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые, общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же различаются люди - внешностью (раса, кожа, пол, возраст, фигура и т.д.) и внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура, образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели
- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.
2. Мини-лекция «Толерантность, что это?»
Учитель. Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?
В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
Отсутствие самоконтроля, понимания другого, презрение, подозрительность, недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и напряженность, лишают пространство межличностных отношений чувство защищенности и безопасности.
Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав, но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.
Учитель. Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности
Учитель. Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей.
3. Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
|
Колонка А |
Колонка В |
1. Расположенность к другим |
------------ |
------------ |
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3—5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
Учитель. Формированию толерантности способствуют:
- знания;
- открытость;
- общение;
- свобода мысли, совести и убеждений.
Учитель. В коллективе толерантность состоит из способности каждого быть толерантным. Определим в чем мы похожи.
4. Упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга. Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Комплименты»
Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч, бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.
6. Упражнение «Я так думаю»
Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами присущи толерантному человеку?
(Заслушиваются мнения учеников)
Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.
7. Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель. Следовательно, толерантность - это...
Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость; активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за сохранение мира
8. Беседа с учащимися
Учитель. Я вас приглашаю к общению и взаимодействию. Предлагаю вам ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения:
- говори так, чтобы тебя услышали;
- слушай так, чтобы понять о чем идет речь;
- создавай условия для того, чтобы ситуация вокруг процесса общения способствовала коммуникации;
- выражай свои чувства, не унижая другого человека.
Вопрос:
Что было бы, если бы все люди думали одинаково? Насколько важным и актуальным является воспитание чувства толерантности в нашем обществе?
Могут ли различия между людьми стать причиной насилия и жестокости?
Из приведенных проблем определите ту, что, по вашему мнению, является самой главной и влечет порождение зла и насилия:
социальные различия, возраст, разные взгляды, религия, внешность, национальность, расовая принадлежность, родители и дети.
Что нужно сделать, чтобы достичь мира в обществе?
Какими качествами должна обладать личность, которая стремится быть толерантной?
Заключительная часть
Учитель. Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:
- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;
- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;
- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того, совпадают ли они с нашими;
- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Учитель. У нас есть первая ступенька к нашей цели – толерантность. Давайте покажем, что мы ее преодолели сегодня: напишите на своих цветочках черты-синонимы толерантности и прикрепите их к ступеньке.
черты и синонимы толерантности (мудрость, чуткость, доброжелательность, ответственность, терпимость, взаимоуважение, объективность, неравнодушие...). (Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)
Учитель. Благодарю за сотрудничество. Желаю вам взаимопонимания и взаимоуважения, мира и согласия.