Цель урока : образовательная: на примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни; развивающая: развивать умения находить взаимосвязи между объектами изучения и умение аналитически мыслить;воспитательная: воспитывать понимание важности для нашей планеты всех живых организмов, которые на ней обитают; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование и материалы: видеофрагменты, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование. Базовые понятия и термины урока: птицы, способ жизни, приспособления, клюв, питание, крыло, полет, конечности. Тип урока. Урок-практическая работа
Графический диктант «Верю-не верю». Задание: необходимо выбрать правильные утверждения и записать в виде графического диктанта. ВЕРЮ-ставим (снежинку) *, НЕ ВЕРЮ- ставим О (конфетти)ВОПРОСЫ1. У птиц высокая и постоянная температура тела.2. Все птицы летают.3. Тело имеет обтекаемую форму.4. Имеют много желез.5. Сердце четырехкамерное.{00 A15 C55-8517-42 AA-B614-E9 B94910 E393}12345
Практическая работа №2. Тема. Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц. Цель. На примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни; Оборудование и материалы: видеофрагменты, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование. Ход работы1. Прочитайте описание птиц. На чучелах птиц, внимательно рассмотрите форму тела – голову, шею, туловище, крылья (длинные, короткие, узкие…), хвост, клюв (плоский, длинный, короткий, широкий…), конечности(особенности строения, расположение, количество пальцев, длинна цевки…). Назовите образ жизни этих животных и определите несколько черт приспособленности их к образу жизни.2. Заполните таблицу.3. В выводе напишите ответ на вопрос: По каким признакам можно определитьприспособленность птиц к разным способам жизни?{00 A15 C55-8517-42 AA-B614-E9 B94910 E393}№п/п. Название вида. Место обитания. Образ жизни. Черты приспособленности1. Сизый голубь 2. Чайка 3. Дятел пестрый большой
Сизый голубь (международное научное название Columba livia), длина тела 29—36 см, размах крыльев 50—67 см, вес 265—380 гр. Бывают городские, сельские и дикие виды. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый. Ноги у некоторых птиц частично покрыты перьями, есть когти, приспособлены к жизни на деревьях и на земле, крышах домов. Обладая прекрасным зрением, птица способна различать не только цвета радуги но также и ультрафиолетовые лучи. По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд («кивает») из-за особенностей своего зрения. Это позволяет птице стабилизировать изображение. клюв небольшой, с ярко выраженной восковицей.
Чайки (международное научное название Larus ), обитающие как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду. Окрас птицы зависит от того какому виду принадлежит чайка. Средняя длина птицы 30-80 см, а вес чаще всего от 150 г до 2 кг. Птицы имеют водонепроницаемое оперение, крылья – длинные и широкие, хвост – короткий. Клюв у чаек прямой, на конце изогнут, чтобы удерживать скользкую рыбу, а также, хорошо развитые плавательные перепонки на ногах.