Технология
«Перевернутый клас»(слайд1)
История возникновения
технологии(слайд2)
•Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна.
•Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет.
•Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
Что это такое(слайд3)
•Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети подготовленные учителем, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания.
•Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Как это работает(слайд4)
•Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика.
•К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.
•Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.
Недостатки традиционной модели урока
« Учитель объясняет новую тему ученику» (слайд5)
•1. Ученик 1: я не успеваю записывать за учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!..
•2. Ученик 2: от обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи.
•3. Ученик 3: мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, интернете.
•4. Учитель 1: одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели.
•5. Учитель 2: остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается.
Плюсы «перевёрнутого урока» (слайд6)
•1. Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев угодное количество раз сложные теоретические блоки.
•2. Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег.
•3. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.
Роль учителя(слайд7)
•В процессе перевёрнутого обучения ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.
•Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями.
Советы по организации модели «Перевёрнутый класс»: (слайд8)
•1. Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
•2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
•3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Суггестивная технология(слайд9)
История применение суггестии в педагогической практике появилось впервые в Болгарии в 1966 г.
Суггестология – одно из научных направлений, теоретические и экспериментальные положения которой формируют суггестивную часть суггестивной педагогики.
Главным методом суггестопедической технологии является метод релаксопедического обучения.
Особенности суггестивной технологии: (слайд10)
- Релаксопедическое обучение дает возможность точно ориентироваться на различные возрастные аудитории обучаемых, в том числе и школьников.
- Ускоренное обучение определяет организацию и методику занятий,
которая требует отказа от традиционной системы обучения.
- Организация релаксопедического обучения не требует специального оборудования.
- В основе релаксопедического обучения лежит психическая саморегуляция, которая имеет большое профилактическое значение.
- Основным условием эффективности в ряде методов ускоренного
обучения является специальная подготовка преподавателя, который
должен обладать определенными психическими качествами. Данный
метод дает возможность любому преподавателю овладеть приемами
психосаморегуляции.
Структура релаксопедического тренинга релаксации предполагает три этапа: (слайд11)
1. Создание необходимого психологического настроя и ознакомление стеоретическим материалом (кратко) от 3 до 5 мин.
2) а) "Ввод" или "погружение" в релаксацию. Для этого необходимо удобно сесть, принять позу "кучера на дрожках", расслабиться, ни о чем постороннем не думать, сосредоточить свое внимание на словах преподавателя (звучит тихая, спокойная музыка, глаза закрыты).Вводятся формулы внушения "вы совершенно спокойны, вам хорошо и приятно… никаких волнений и неприятных мыслей нет". б) Подается
необходимая психотерапевтическая информация, в обучении –лексический материал (от 8 до 15 мин.).
3. Заключительная стадия релаксопедического тренинга – вывод из релаксации. Важное значение приобретают формулы внушения (суггестии), направленные на формирование уверенности в своих силах,
закреплении материала в памяти и активизации психических процессов (от 3 до 5 мин.).
Например: "Мысли, образы, чувства четкие, яркие, ясные... голова свежая, чистая... память отличная... Ваше тело наполняется бодростью, здоровьем,уверенностью в своих силах... Умственная работоспособность
восстанавливается и увеличивается. Вся программа остается в памяти, откройте глаза..., встаньте. Встряхните руками... Настроение бодрое,отличное...".
Релаксационные психотренинги стимулируют(слайд12)
Таким образом, релаксационные психотренинги стимулируют работоспособность, снимают утомление, мобилизируют все психические резервы.
Технология эвристического обучения(слайд13)
Наиболее полно эта технология представлена в работах профессора А. В. Хуторского[1]. Она предполагает перестановку акцентов с содержания на цели познавательной деятельности. В традиционном обучении организационные формы конструируются на основе установленного содержания образования. При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем – формам и методам обучения и лишь потом – содержанию учебного материала.
Технология эвристического обучения А. В. Хуторского характеризуется следующими особенностям: (слайд14)
1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.
2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме эвристического погружения.
3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы – исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов.
4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, организуется практикум по эксперименту или решению задач, т.е. вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит погружение учеников в определенный вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным.
5. Тема изучается дифференцированно. Для этого ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например "теоретики", "экспериментаторы", "историки". Все группы занимаются одновременно, каждая по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих связок в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.
6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации. На первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы. Затем организуется индивидуальное или коллективное решение проблемы, демонстрация и обсуждение полученных результатов. После этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводятся рефлексия и оценка деятельности.
7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчеты о выполнении программы