Специализированная общеобразовательная школа I –III ступеней №8 с углубленным изучением английского языка Новокаховского городского совета Херсонской области. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как средства повышения мотивации и самооценки учащихся. Карюхина Ирина Леонидовна2019-2020 учебный год
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Задачи: 1. Раскрыть особенность педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий ; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе .
Актуальность темы. Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха?Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование игровых технологий.
Применение игровых технологий позволило мне более успешно решать следующие задачи: 1. Образовательные: - способствовать более прочному усвоению учащимися учебного материала; - способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников. 2. Развивающие: - развивать у учащихся творческое мышление; - способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке. 3. Воспитательные: - вырабатывать историческое самосознание - способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Игровые методы способствую формированию видов мотивации к обучению: 1) Познавательных: - овладение знаниями; - ориентация на усвоение способов добывания знаний.2) Социальных: - формирование чувства долга, ответственности, понимания социальной значимости учения;позиционные мотивы: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение; мотивы социального сотрудничества: ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком.
игровые задания, привлекая. Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм. Данный прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;- Как элемент более обширной технологии;- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- Как технологии внеклассной работы.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;2. По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;- познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; 3. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность урока и качество знаний.