Презентація "Реформы оперного жанра" з музичного мистецтва для 8 класу стане корисним доповненням до конспекту уроку, допоможе дітям визначити особливості творчості Ріхарда Вагнера на прикладі фрагмента опери «Валькірія», дізнатись про реформаторські ідеї Вагнера в оперному жанрі, засновані на принципі безперервного розвитку музики і системі лейтмотивів. З'ясувати значення понять «тетралогія», «лейтмотив».
С 1840-х годов самой выдающейся фигурой в немецком оперном искусстве становится Рихард Вагнер. Ведущую роль в операх Вагнера играет оркестр, вокальные партии в основном речитативные. Особенной формообразовательной чертой опер Вагнера является сложная система лейтмотивов, где каждый лейтмотив характеризует того или иного героя или предметы, которые часто выступают как персонажи-символы.
Р. Вагнером было написано также и либретто всех опер. Цикл создавался в течение 26 лет - с 1848-1874. Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, «Золото Рейна» длится два с половиной часа, самая долгая - «Гибель богов» - более пяти. Среди действующих лиц боги, герои, волшебные существа, кольцо, дающее власть над миром. Драма развивается на протяжении трех поколений, завершаясь апокалипсисом в Гибели богов.
Вальки́рия ( «выбирающая убитых») — в скандинавской мифологии — дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов. Погибшие отправляются в небесный чертог — Валгаллу. Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла («дворец павших») в германо-скандинавской мифологии —рай для доблестных воинов. О́дин правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их во «дворец павших» . По легендам, воины, обитающие в Валгалле, каждый день с утра облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать.
Картина «Дикая охота» написана художником в 1872 году. Сегодня картина находится в Национальной картинной галерее в городе Осло. Картина создана на сюжет скандинавского мифа о Дикой Охоте. Дикая Охота — это группа всадников - охотников, всадников - призраков со сворой собак. По легенде, бог Один со своей свитой носится по Земле и собирает Души людей. «Охотники за душами» могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов. Призраки наказывают плохих людей - порочных и ленивых. А собаки охотников «гонят в ад» некрещёных умерших. Петер Николай Арбо - норвежский художник, весьма известный картинами на мифологические темы.
Хотя со дня смерти композитора Рихарда Вагнера в 1883 году до начала Второй мировой войны прошло 56 лет, евреи считают Рихарда Вагнера - идейным вдохновителем так называемого Холокоста. Об этом пишет Kристофер Никольсон в книге "Richard and Adolf". Связь между Вагнером и Холокостом евреи видят во влиянии антисемитских статей композитора. В 1850 году в Новом музыкальном журнале Вагнер опубликовал эссе «Еврейство в музыке» . В ней Вагнер подверг критике еврейских музыкантов "Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И до того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно. Эта идея, как лейтмотив моей жизни. Звуки уничтожения, которые я создал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".
Замок Нойшванштайн. Романтический замок баварского короля Людвига II Идею залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.