Конспект уроку для 8 класу з музичного мистецтва "Реформы оперного жанра" допоможе вчителю музичного мистецтва у підготовці до цікавого уроку, на якому діти з вчителем визначать особливості творчості Ріхарда Вагнера на прикладі фрагмента опери «Валькірія», реформаторські ідеї Вагнера в оперному жанрі, засновані на принципі безперервного розвитку музики і системі лейтмотивів. Познайомляться із значеннями понять «тетралогія», «лейтмотив».
Музыкальное искусство, 8 класс Урок № 18 Дата:_____________
Тема. Реформы оперного жанра.
Цель: определить особенности творчества Рихарда Вагнера на примере фрагмента оперы «Валькирия», реформаторские идеи Вагнера в оперном жанре, основанные на принципе непрерывного развития музыки и системе лейтмотивов. Выяснить значение понятий «тетралогия», «лейтмотив». Закрепить определения понятий «романтизм», «опера», «либретто», «музыкальная драма». Продолжать развивать вокально- хоровые навыки. Совершенствовать умение интерпретировать музыкальные произведения, навыки осмысленного исполнения песни. Формировать интерес к оперному жанру, творчеству Р.Вагнера. Воспитывать поклонников оперной музыки.
Музыкальный материал: Р. Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (слушание); О.Билаш «Два кольори» (продолжение разучивания); распевки.
Оборудование: ТСО; презентация по теме урока; видео- и аудио ряд по теме урока, портреты композиторов Р. Вагнера, репродукция картины художника П. Арбо «Валькирия», «Дикая охота»; «Учимся петь», 7-8 кл. (М. К. Яскулко).
Тип урока: урок углубления темы.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап урока.
1) Проверка готовности класса к уроку
2) Приветствие
2. Объявление темы урока
Слайд № 1
Романтизм… Он ассоциируется с вдохновением, волшебными, фантастическими и сказочными образами. Именно с такой музыкой немецкого композитора Рихарда Вагнера, романтика 19 ст. мы сегодня и познакомимся. С его величайшим вкладом в музыкальное искусство- реформами оперного жанра
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
Слайд № 2
1. Интерактивная игра «Найди пару»
Участвует 10 человек. 5 вопросов, 5 ответов. Дети, получившие карточки с вопросами, ищут тех детей, у которых на руках карточки с ответами на их вопросы.
(Повторение основных терминов: «опера», «лейтмотив», «симфоническая музыка», «либретто»; В каких музыкальных произведениях ранее вы встречали воплощения вагнеровской системы лейтмотивов?)
4. Изучение нового материала
Слайд № 3
В Германии в начале 19 века великих опер не существовало, зато были популярны зингшпили.
ЗИНГШПИЛЬ - немецкая комическая опера, где пение и танцы чередуются с разговорными диалогами.
Слайд № 3
С 1840-х годов самой выдающейся фигурой в немецком оперном искусстве становится Рихард Вагнер. Ведущую роль в операх Вагнера играет оркестр, вокальные партии в основном речитативные. Особенной формообразовательной чертой опер Вагнера является сложная система лейтмотивов, где каждый лейтмотив характеризует того или иного героя или предметы, которые часто выступают как персонажи-символы.
Слайд № 4
В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра, творец музыкальной драмы, что значительно отличается от традиционной оперы.
Музыкальная драма- название музыкально- сценического произведения, созданного по принципу драматического театра
Слайд № 5
Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель (XIX ст.)
Родился Рихард Вагнер в г. Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика, и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора.
Неизгладимое впечатление оказала на Вагнера музыка Л. Бетховена к драме «Эгмонт». Следствием этого были активные занятия музыкой, в частности композицией. Уже за несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» И. В. Гете.
На протяжении жизни Рихард Вагнер часто переезжал из одного города в другой, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там Вагнер написал свои первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве.
Слайд № 6
Основной жанр творчества Вагнера - опера. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда»
Слайд № 7
Кольцо нибелунгов (дети тумана) - название цикла из четырех эпических опер Рихарда Вагнера, основанных на германско-скандинавской мифологии
Слайд №8
(Нибелунги— некий мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн.)
Слайд № 9
«Состав тетралогии Кольцо нибелунгов"
Тетралогия «Кольцо нибелунгов» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».
Слайд № 10
Р. Вагнером было написано также и либретто всех опер. Цикл создавался в течение 26 лет - с 1848-1874. Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, «Золото Рейна» длится два с половиной часа, самая долгая - «Гибель богов» - более пяти. Среди действующих лиц боги, герои, волшебные существа, кольцо, дающее власть над миром. Драма развивается на протяжении трех поколений, завершаясь апокалипсисом в Гибели богов.
Слайд № 11-19
О валькирии- знакомство с германско- скандинавской мифологией
Вальки́рия ( «выбирающая убитых») — в скандинавской мифологии — дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов. Погибшие отправляются в небесный чертог — Валгаллу.
Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла («дворец павших») в германо-скандинавской мифологии —рай для доблестных воинов.
О́дин правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их во «дворец павших» .
По легендам, воины, обитающие в Валгалле, каждый день с утра облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать.
В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.
Слайд № 20
Слушание. «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия»
Видео № 1
Слайд № 21
Анализ картины
Петер Николай Арбо «Дикая охота»
Слайд № 22
О художнике:
Петер Николай Арбо - норвежский художник, весьма известный картинами на мифологические темы.
Описание картины
Картина «Дикая охота» написана художником в 1872 году. Сегодня картина находится в Национальной картинной галерее в городе Осло.
Картина создана на сюжет скандинавского мифа о Дикой Охоте.
Дикая Охота — это группа всадников - охотников, всадников - призраков со сворой собак. По легенде, бог Один со своей свитой носится по Земле и собирает Души людей. «Охотники за душами» могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов. Призраки наказывают плохих людей - порочных и ленивых. А собаки охотников «гонят в ад» некрещёных умерших
Слайд № 23
Вопросы по теме:
Созвучна ли картина П. Арбо с музыкой «Полет валькирий»?
Какую характеристику звучанию фрагмента оперы вы можете дать?
Слайд № 24
Новое восприятие. Повторное слушание «Полёт валькирий»
Приминение музыки Вагнера в мультипликации «Легенды ночных стражей»
Видео № 2
Слайд № 25
Обсуждение темы:
Рихард Вагнер –влияние творчества композитора на тёмные и светлые стороны истории человечества
(по материалам Рихарда Вагнера "Еврейство в музыке",1850 г. и
Kристофера Никольсона "Richard and Adolf")
Слайд № 26
Хотя со дня смерти композитора Рихарда Вагнера в 1883 году до начала Второй мировой войны прошло 56 лет, евреи считают Рихарда Вагнера - идейным вдохновителем так называемого Холокоста. Об этом пишет Kристофер Никольсон в книге "Richard and Adolf". Связь между Вагнером и Холокостом евреи видят во влиянии антисемитских статей композитора.
В 1850 году в Новом музыкальном журнале Вагнер опубликовал эссе «Еврейство в музыке» . В ней Вагнер подверг критике еврейских музыкантов "Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И до того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно. Эта идея, как лейтмотив моей жизни. Звуки уничтожения, которые я создал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".
Видео № 3
Слайд № 27-36
Положительное влияние
Замок Нойшванштайн
Романтический замок баварского короля Людвига II
Идею залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.
Музыкальная пауза- Видео № 4
Слайд № 37
Вокально-хоровая робота
Распевка «До, ре, ми, фа, соль» - Видео № 5
Распевка № 6 «Лё-о-о-о-о» на стокатто
Исполнение песни. О.Билаш «Два кольори»
Слайд № 38
Итог урока
-Каковы ваши впечатления от звучания музыки сегодняшнего урока?
-Что вы думаете по поводу реформаторских идей Р. Вагнера?