15 квітня о 18:00Вебінар: Інтегрований STEM-тиждень як ресурс формування цілісності сприйняття світу

Урок "Реформы оперного жанра" (конспект уроку для 8 класу з музичного мистецтва)

Про матеріал

Конспект уроку для 8 класу з музичного мистецтва "Реформы оперного жанра" допоможе вчителю музичного мистецтва у підготовці до цікавого уроку, на якому діти з вчителем визначать особливості творчості Ріхарда Вагнера на прикладі фрагмента опери «Валькірія», реформаторські ідеї Вагнера в оперному жанрі, засновані на принципі безперервного розвитку музики і системі лейтмотивів. Познайомляться із значеннями понять «тетралогія», «лейтмотив».

Перегляд файлу

Музыкальное искусство, 8 класс            Урок № 18                             Дата:_____________

Тема. Реформы оперного жанра.
 

Цель: определить особенности творчества Рихарда Вагнера на примере фрагмента оперы «Валькирия», реформаторские идеи Вагнера в оперном жанре, основанные на принципе непрерывного развития музыки и системе лейтмотивов. Выяснить значение понятий «тетралогия», «лейтмотив». Закрепить определения понятий «романтизм», «опера», «либретто», «музыкальная драма». Продолжать развивать вокально- хоровые навыки. Совершенствовать умение интерпретировать музыкальные произведения, навыки осмысленного исполнения песни. Формировать интерес к оперному жанру, творчеству Р.Вагнера. Воспитывать поклонников оперной музыки.
 

Музыкальный материал: Р. Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (слушание); О.Билаш «Два кольори» (продолжение разучивания); распевки.
 


Оборудование: ТСО; презентация по теме урока; видео- и аудио ряд по теме урока, портреты композиторов Р. Вагнера, репродукция картины художника П. Арбо «Валькирия», «Дикая охота»;  «Учимся петь», 7-8 кл. (М. К. Яскулко).
 

Тип урока: урок углубления темы.

 

 

                                                                ХОД УРОКА
 

1. Организационный этап урока.
1) Проверка готовности класса к уроку

2) Приветствие

 

2. Объявление темы урока

 

Слайд № 1

Романтизм… Он ассоциируется с вдохновением, волшебными, фантастическими и сказочными образами. Именно с такой музыкой немецкого композитора Рихарда Вагнера, романтика 19 ст. мы сегодня и познакомимся. С его величайшим вкладом в музыкальное искусство- реформами оперного жанра

 

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

 

Слайд № 2

 

1. Интерактивная игра «Найди пару»

Участвует 10 человек. 5 вопросов, 5 ответов. Дети, получившие карточки с вопросами, ищут тех детей, у которых на руках карточки с ответами на их вопросы.

 

(Повторение основных терминов: «опера», «лейтмотив», «симфоническая музыка», «либретто»; В каких музыкальных произведениях ранее вы встречали воплощения вагнеровской системы лейтмотивов?)
 

4. Изучение нового материала

Слайд № 3

В Германии в начале 19 века великих  опер не существовало, зато были популярны зингшпили.

ЗИНГШПИЛЬ - немецкая комическая опера, где пение и танцы чередуются с разговорными диалогами.

 Слайд № 3

С 1840-х годов самой выдающейся фигурой в немецком оперном искусстве становится Рихард Вагнер. Ведущую роль в операх Вагнера играет оркестр, вокальные партии в основном речитативные. Особенной формообразовательной чертой опер Вагнера является сложная система лейтмотивов, где каждый лейтмотив характеризует того или иного героя или предметы, которые часто выступают как персонажи-символы.

Слайд № 4

В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра, творец музыкальной драмы, что значительно отличается от традиционной оперы.

Музыкальная драма- название музыкально- сценического произведения, созданного по принципу драматического театра

Слайд № 5


Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель (XIX ст.)
Родился Рихард Вагнер в г. Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика, и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора.

   Неизгладимое впечатление оказала на Вагнера музыка Л. Бетховена к драме «Эгмонт». Следствием этого были активные занятия музыкой, в частности композицией. Уже за несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» И. В. Гете.
На протяжении жизни Рихард Вагнер часто переезжал из одного города в другой, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там Вагнер написал свои первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве.
 

Слайд № 6

Основной жанр творчества Вагнера - опера. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда»

 

Слайд № 7

Кольцо нибелунгов (дети тумана) - название цикла из четырех эпических опер Рихарда Вагнера, основанных на  германско-скандинавской мифологии

Слайд №8

(Нибелунги— некий мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн.)

Слайд № 9

«Состав тетралогии Кольцо нибелунгов"

Тетралогия «Кольцо нибелунгов» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».             

Слайд № 10

Р. Вагнером было написано также и либретто всех опер. Цикл создавался в течение 26 лет - с 1848-1874. Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, «Золото Рейна» длится два с половиной часа, самая долгая - «Гибель богов» - более пяти. Среди действующих лиц боги, герои, волшебные существа, кольцо, дающее власть над миром. Драма развивается на протяжении трех поколений, завершаясь апокалипсисом в Гибели богов.

Слайд № 11-19

О валькирии- знакомство с германско- скандинавской мифологией

Вальки́рия ( «выбирающая убитых») — в скандинавской мифологии — дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов. Погибшие отправляются в небесный чертог — Валгаллу.

Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла («дворец павших») в германо-скандинавской мифологиирай для доблестных воинов.

О́дин правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их во «дворец павших» .

По легендам, воины, обитающие в Валгалле, каждый день с утра  облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.

Слайд № 20

Слушание. «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия»

Видео № 1

Слайд № 21

Анализ картины

Петер Николай Арбо  «Дикая охота»

  • Что изображено на картине?
  • Ощутима ли в ней динамика полета валькирий?

Слайд № 22

О художнике:

Петер Николай Арбо - норвежский художник, весьма известный картинами на мифологические темы.

Описание картины

Картина «Дикая охота» написана художником в 1872 году. Сегодня картина находится в Национальной картинной галерее в городе Осло.

Картина создана на сюжет скандинавского мифа о Дикой Охоте.

Дикая Охота — это группа всадников - охотников, всадников - призраков со сворой собак. По легенде, бог Один со своей свитой носится по Земле и собирает Души людей. «Охотники за душами» могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов. Призраки наказывают плохих людей - порочных и ленивых. А собаки охотников «гонят в ад» некрещёных умерших

Слайд № 23

Вопросы по теме:

Созвучна ли картина П. Арбо с музыкой «Полет валькирий»?

Какую характеристику звучанию фрагмента оперы вы можете дать?

Слайд № 24

Новое восприятие. Повторное слушание «Полёт валькирий»

Приминение музыки Вагнера в мультипликации «Легенды ночных стражей»

Видео № 2

Слайд № 25

Обсуждение темы:

Рихард Вагнер –влияние творчества композитора на тёмные и светлые стороны истории человечества

(по материалам Рихарда Вагнера "Еврейство в музыке",1850 г. и
Kристофера Никольсона "Richard and Adolf")

Слайд № 26

Хотя со дня смерти композитора Рихарда Вагнера в 1883 году до начала Второй мировой войны прошло 56 лет, евреи считают Рихарда Вагнера - идейным вдохновителем так называемого Холокоста. Об этом пишет Kристофер Никольсон в книге "Richard and Adolf". Связь между Вагнером и Холокостом евреи видят во влиянии антисемитских статей композитора. 

     В 1850 году в Новом музыкальном журнале  Вагнер опубликовал эссе «Еврейство в музыке» . В ней Вагнер подверг критике еврейских музыкантов "Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И до того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно. Эта идея, как лейтмотив моей жизни. Звуки уничтожения, которые я создал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".

Видео № 3

Слайд № 27-36

Положительное влияние

Замок Нойшванштайн

Романтический замок баварского короля Людвига II

Идею  залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.

Музыкальная пауза- Видео № 4

Слайд № 37

Вокально-хоровая робота

Распевка «До, ре, ми, фа, соль» -  Видео № 5

Распевка № 6 «Лё-о-о-о-о» на стокатто

Исполнение песни. О.Билаш «Два кольори»

Слайд № 38

Итог урока

    -Каковы ваши впечатления от звучания музыки сегодняшнего урока?

    -Что вы думаете по поводу реформаторских идей  Р. Вагнера?

 

 

docx
Додано
7 лютого 2018
Переглядів
1033
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку