Презентация "Урок с элементами STEM технологий "Оксиген. Кислород. Физические свойства кислорода. Круговорот Оксигена""

Про матеріал

Урок с элементами STEM-технологии по химии «Оксиген. Кислород. Физические свойства кислорода. Круговорот Оксигена»

Формирование ключевых компетентностей:

  • Основные компетентности в естественных науках и технологиях;
  • Социальная и общественная компетентность;
  • Экологическая грамотность и здоровый образ жизни;
  • Информационно-цифровая компетентность.

Цели урока:

  • Сформировать понятия об Оксигене как химическом элементе, о кислороде - как простом веществе;
  • Ознакомить учащихся с характеристикой элемента Оксигена, с физическими свойствами кислорода, круговоротом Оксигена в природе;
  • Развивать познавательный интерес на примере ознакомления с озоном.

Задачи урока:

  • Научиться работать с разными источниками информации;
  • Описать историю открытия кислорода, строение молекулы;
  • Овладеть знаниями о круговороте Оксигена в природе;
  • Оценить роль кислорода в жизнедеятельности организмов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, тетради, пластилин, цветные карточки

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя: добрый день дети и наши гости!

Для того, чтобы эффективнее организовать нашу работу на сегодняшнем уроке, давайте определим эмоциональное состояние каждого из нас и класса, в целом.

Для этого, поднимите карточку красного цвета – если настроение у вас радостное, желтую – трудно сказать, синюю – грустное.

А о том, что мы будем изучать на уроке, вы узнаете, отгадав мою загадку.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …

Девизом нашего урока будут слова нобелевского лауреата Роберта Вудворта

« Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя учу химии»

IІ. Подготовительный этап:

Для подготовки к сегодняшнему уроку, вы заранее были распределены на 5 групп:

Разделение учеников на группы

1 группа – «Химики»;

2 группа – «Физики»;

3 группа - «Историки»;

4 группа – «Биологи»;

5 группа - «Технологи».

III.Изучение нового материала

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о химическом элементе Оксигене и о простых веществах, которые он образует, о веществе, которое так необходимо для нашей жизни.

Слово предоставляется группам учащихся.

1 группа – «Химики»

1. Элемент Оксиген находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 16. Валентность II

Неметаллический элемент

2. Заряд ядра атома Оксигена +8. Вокруг ядра вращается 8 электронов

3. Химический элемент Оксиген образует 2 простых вещества: кислород, молекула которого состоит из 2 атомов Оксигена, формула вещества – О2

И озон, молекула состоит из 3 атомов Оксигена, формула вещества - О3

4. Относительные молекулярные массы кислорода=32, озона=48

2 группа – «Физики»

1. При обычных условиях кислород – газ без цвета, вкуса и запаха. Толстый слой кислорода имеет светло-голубую окраску. Кислород малорастворим в воде – в 1 л воды, при температуре 20°С растворяется 31 мл кислорода.

2. Жидкий кислород – это подвижная, слегка голубоватая жидкость, которая кипит при (- 183°С). Твердый кислород – это синие кристаллы, которые плавятся при температуре(-218,7 °С)

Кислород – парамагнитное вещество, в жидком и твердом состоянии притягивается магнитом

(сделано с помощью www.goconqr.com)

3 группа – «Историки»

  • 1.

( istoriya_otkrytiya_kisloroda – презентация сделана с помощью Microsoft Power Point)

2. Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге.

Именно потому, что книга Шееле была опубликована позже, чем результаты опытов Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода

3. Наконец, окончательно разобрался в природе полученного газа французский химик Антуан Лавуазье, воспользовавшийся информацией от Пристли и Шееле. В 1775 году он установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах.

ВЫВОД: заслугу открытия кислорода фактически делят между собой Д.Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье.

4 группа – «Биологи»

1. Оксиген – самый распространенный химический элемент в земной коре, на его долю приходится 49,4% всех атомов. Распространенность Оксигена в природе по массе: в атмосфере – 21%, в литосфере – 49%, в гидросфере – 89%, в живых организмах – 62%.

2. Кислород важный компонент воздуха, его массовая доля в нём составляет 21%

3. Впервые учение о круговороте элементов в природе разработал первый президент Украинской академии наук В.И. Вернадский.

Кислород – одно из самых важных веществ на Земле, обеспечивающее возможность существования жизни.

4. Почти все живые организмы используют кислород для дыхания, и только некоторые микроорганизмы могут без него обходиться. При окислении органических веществ выделяется большое количество энергии, которую организмы используют для своей жизнедеятельности.

5. При дыхании животных и растений выделяется углекислый газ и вода, то есть, атомы Оксигена, из молекул кислорода, переходят в состав этих веществ.

Большое количество кислорода тратится на гниение и горение различных веществ.

Главный поставщик кислорода на Земле - это растения. Они образуют и выделяют кислород в атмосферу в процессе фотосинтеза.

5 группа – «Технологи»

Задача этой группы: изготовление шаростержневых и масштабных моделей кислорода и озона. При изготовлении моделей, необходимо учитывать валентность Оксигена.

Инструктажная карта:

1. Выбери для работы необходимый цвет пластилина

2. Отрежь стеком необходимое количество пластилина

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким

4. Шар первый соедини с другим, при помощи 2 спичек – это шаростержневая модель кислорода, затем, 2 шарика соедини между собой без спичек – это масштабная модель.

5. 3 шара соедини между собой при помощи спичек – это шаростержневая модель озона, затем 3 шарика соедини между собой без спичек – это масштабная модель.

Оксиген имеет валентность 2, поэтому два шарика соединены двумя спичками в молекуле кислорода, а в молекуле озона связи полуторные, поэтому одну связь мы изобразили при помощи 2 спичек, а вторую – при помощи одной.

IV.Обобщение и систематизация знаний

Блиц-опрос.

1. Дополнить предложение, вставив слова Оксиген или кислород:

А)…самый распространенный на Земле элемент

Б)Рыбы дышат растворенным в воде…

В)…входит в состав белков, жиров, углеводов

Г)В результате фотосинтеза выделяется…

2. Какие утверждения, относительно кислорода, являются правильными:

А)жизненно важен для живых организмов

Б)входит в состав воздуха

В)молекула состоит из 3 атомов Оксигена

Г)имеет валентность ІІ

Д)кислород открыл Д.И. Менделеев

3. Укажите значение относительной молекулярной массы кислорода:

А)8 В)16

Б)32 Г)64

4. Укажите порядковый номер Оксигена в периодической системе:

А)6 В)8

Б)16 Г)32

5. Укажите правильные утверждения о физических свойствах кислорода:

А)хорошо растворяется в воде

Б)жидкий кислород имеет светло-голубой цвет

В)не смешивается с другими газами

Г)имеет парамагнитные свойства

6. Как называется процесс образования кислорода в природе:

А) брожение В) гниение

Б) фотосинтез Г) горение

7. Какой ученый считается первооткрывателем кислорода:

А) Лавуазье В) Менделеев

Б) Ломоносов Г) Пристли

8. Какой процент кислорода содержится в воздухе:

А) 78% В) 32%

Б) 21% Г) 50%

V.Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание

Выучить §15,21 С.114 №1,2-письменно,№3-6-устно

Приложение – презентация к уроку


Зміст слайдів
Номер слайду 1

Урок с элементами STEM-технологии по химии «Оксиген. Кислород. Физические свойства кислорода. Круговорот Оксигена» Разработала учитель химии высшей категории. КУ «Веселовская ООШ І-ІІІ ступеней №2»Щеблыкина Елена Николаевна

Номер слайду 2

Девиз урока:« Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя учу химии»Роберт Вудворд (нобелевский лауреат )

Номер слайду 3

Мотивационный момент В чем горят дрова и газ,Фосфор, водород, алмаз?Дышит чем любой из нас. Каждый миг и каждый час?Без чего мертва природа?Правильно, без …

Номер слайду 4

Цель урока: сформировать понятия об Оксигене как химическом элементе, о кислороде-как простом веществе. Задача урока: научиться работать с разными источниками информации. Описать историю открытия кислорода, строение молекулы, физические свойства кислорода. Владеть знаниями о круговороте Оксигена в природе. Оценить роль кислорода в жизнедеятельности организмов

Номер слайду 5

Этапы урока Подготовительный этап. Разделение учеников на группы1 группа – «Химики»;2 группа – «Физики»;3 группа - «Историки»;4 группа – «Биологи»;5 группа - «Технологи».

Номер слайду 6

1 группа «Химики»

Номер слайду 7

Элемент Оксиген находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 16. Валентность IIНеметаллический элемент

Номер слайду 8

Модель атома Оксигена. Заряд ядра атома +8 Вокруг ядра вращается 8 электронов

Номер слайду 9

Номер слайду 10

Простые вещества. Кислород. Озон

Номер слайду 11

2 группа «Физики»

Номер слайду 12

www.goconqr.com

Номер слайду 13

Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет, а твёрдый представляет собой кристаллы светло-синего цвета. Температура кипения- 183°СТемпература плавления - 218,7°С

Номер слайду 14

3 группа «Историки»

Номер слайду 15

Номер слайду 16

Карл Шееле (1742-1786)Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге. Именно потому, что книга Шееле была опубликована позже, чем результаты опытов Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода

Номер слайду 17

Антуан Лавуазье(1743-1794)Наконец, окончательно разобрался в природе полученного газа французский химик Антуан Лавуазье, воспользовавшийся информацией от Пристли и Шееле. В 1775 году он установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах.

Номер слайду 18

ВЫВОД: заслугу открытия кислорода фактически делят между собой Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье.

Номер слайду 19

4 группа «Биологи»

Номер слайду 20

Распространение химических элементов в земной коре

Номер слайду 21

Распространенность Оксигена в природе (по массе)

Номер слайду 22

Номер слайду 23

Круговорот кислорода в природе

Номер слайду 24

Фотосинтез

Номер слайду 25

5 группа «Технологи»

Номер слайду 26

Масштабные модели. Шаростержневые модели. Молекула озона. Молекула кислорода

Номер слайду 27

Блиц-опрос. Дополнить предложение, вставив слова Оксиген или кислород: А)…самый распространенный на Земле элемент. Б)Рыбы дышат растворенным в воде…В)…входит в состав белков, жиров, углеводов. Г)В результате фотосинтеза выделяется…

Номер слайду 28

2. Какие утверждения, относительно кислорода, являются правильными: А)жизненно важен для живых организмов. Б)входит в состав воздуха. В)молекула состоит из 3 атомов Оксигена. Г)имеет валентность ІІД)кислород открыл Д. И. Менделеев

Номер слайду 29

3. Укажите значение молекулярной массы кислорода: А)8 В)16 Б)32 Г)64

Номер слайду 30

4. Укажите порядковый номер Оксигена в периодической системе: А)6 В)8 Б)16 Г)32

Номер слайду 31

5. Укажите правильные утверждения о физических свойствах кислорода: А)хорошо растворяется в воде. Б)жидкий кислород имеет светло-голубой цвет. В)не смешивается с другими газами. Г)имеет парамагнитные свойства

Номер слайду 32

6. Как называется процесс образования кислорода в природе: А) брожение В) гниение. Б) фотосинтез Г) горение

Номер слайду 33

7. Какой ученый считается первооткрывателем кислорода: А) Лавуазье В) Менделеев. Б) Ломоносов Г) Пристли

Номер слайду 34

8. Какой процент кислорода содержится в воздухе: А) 78% В) 32%Б) 21% Г) 50%

Номер слайду 35

Домашнее задание: Выучить §15,21 С.114 №1,2-письменно,№3-6-устно

pptx
Пов’язані теми
Хімія, Розробки уроків
Додано
15 лютого 2019
Переглядів
2739
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку