Разработка урока художественной культуры в 10 классе. Тема: Декоративно-прикладное искусство. Декоративная живопись. Катерина Билокур.

Про матеріал

Разработка урока художественной культуры в 10 классе. Тема: Декоративно-прикладное искусство. Декоративная живопись. Катерина Билокур.

Как оформление к уроку можно использовать слайд-презентацию и репродукции картин Катерины Билокур. Статья из журнала про творчество художницы.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект-сценарій уроку

з художньої культури

для учнів 10 класу

Залізничненської загальноосвітньої школі І-ІІІ ступенів

підготувала вчитель художньої культури та мистецтва

Паслар Віолетта Вікторівна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Декоративная живопись. Катерина Билокур

Цель:
учебная: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Екатерины Билокур; углубить знания по истории искусства; показать, какую роль в жизни людинри-художника могут отыграть сила духа и стремление жить и творить;
развивающая: развивать аналитические навыки, умение проводить исторические параллели, определять роль личности в истории государства и общественной жизни;
воспитательная: на примере К. Билокур воспитывать в учащихся любовь к родной земле, природе, труду; прививать устойчивый интерес к культуре украинского народа; воспитывать эстетический вкус.

Ключевые понятия: декоративно-прикладное искусство,

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история

Тип урока: урок применения знаний на практике

Форма урока: практическое занятие, защита проектов

Оборудование:  слайд-презентация; фрагмент  фильма «Лицо укринской истории К.Билокур»

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

Добрый день ребята. Сегодня на уроке наш класс представляет группы работающие в архивах музея. Работая в одном из архивов  музея мне попался  журнал «Народне мистецтво» в  котором есть статья, материал который меня заинтерисовал, статья неизвестного корреспондента не озаглавлена.

 

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Данную статью вы можете прочитать  в своих рабочих тетрадях  по художественной культуре,  которые у вас на партах.

Задание 1. Прочитайте статью и озаглавьте её, определите о каком виде искусства идет речь и докажите (2мин.)

(Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.) 

-Я с Вами согласна. Декоративно прикладное искусство

Часть темы нашего урока:  Декоративно прикладное искусство.

 Давайте вернемся к статье. Зная классификацию ДПИ. Перечислите виды ДПИ

указанные в статье. Для этого заполните кластер.

Задание 2. Заполните кластер  видов ДПИ (2 мин.)

Я снова обращаю Ваше внимание  к статье , скажите о каком виде ДПИ идет речь  и докажите.  (1 мин)

Задание 3. Определите о каком виде  декоративно прикладного искусства идет речь. (2 мин.) (ответы детей )

Ещё одна часть тема нашего урока: « Декоративно прикладное искусство. Декоративная живопись.»

Перелистнём  страницу нашего журнала. Посмотрите  на  этой странице представлены репродукции картин украинских художников.

Задание 4  Выберите картины которые можно отнести  к ДПИ, а именно декоративной живописи.  Ответы детей

- Кто знает авторов этих картин?

Чтобы узнать автора этих двух картин давайте перелистнем  еще одну страницу нашего журнала. Ведь в этом  журнале не только  научные, иллюстративнуе и документальные материалы, а также есть литературные стр. на одной из страниц отрывок из стихотворения В. Голобородько.  С этих стихотворением работали наши литераторы.

Задание 5 Выразительно прочитайте предложенное стихотворение

Богданівка – не Богом дане, 
Не чортом прокляте село,
А та земля, де на світанні
Найбільше квітів розцвіло.
І гомонять  вони, як люди, 
І мова їхня – голосна.
Таких квіток ніде не буде,
Хіба, що вицвітуть у снах.
Такі – не хиляться, не в'януть.
Таких морози не приб'ють.
І навіть росами тумани
Перед світанком не заллють.
На їх немає ні пилинки,
Це їх не можна не любить,
Це їх самотня добра жінка
Колись навчила говорить….                        В. Голобородько

 

-Кто эта женщина?

Изучая стихотворение  В.Голобородько   мы узнали что оно посвящено Катерине Билокур. И так мы свами  познайомились со статей,  прочитали стихотворение, рассмотрели работы художников  и подошли к теме нашого урока.

 

Тема урока: « Декоративно прикладное искусство. Декоративная живопись. Катерина Билокур»

Цель урока:

1.Заполнить таблицу  под названием  «Основные даты жизни и творчества  Катерины Билокур»

2.  Создать  проект название, которому вы придумаете сами  для того, чтобы рассказать  учащимся школы об украинской художнице К. Билокур

  Эпиграфом  к нашему уроку я взяла слова Пабло Пикассо „Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней...”

IV. Изучение нового материала

Екатерина Васильевна Билокур – украинская художница, мастер народной декоративной живописи представительница «наивного искусства».

Работая с архивными документами был найден фрагмент  фильма «Лицо укринской истории К.Билокур», у которого  не было  текстового звука. Наши историки  попытались восстановить  текст.

Давайте посмотрим и послушаем, что получилось у наших историков. слушая внимательно.

   Задание 6.  Просмотрев фильм  дополните таблицу «Основные даты жизни и творчества  Катерины Билокур.»

 (Видео с озвучиванием (2,5 минуты)

Вернемся к нашему журналу. Поверните  страницу . Посмотрите внимательно что вы видите, на этой стр. и прочтите. Национальный  музей украинского народного декоративного искусства в Киеве...

Давайте  проведем заочную  экскурсию в музей  в один из залов, где  собраны картины Е.Билокур  В этом музее работали и наши юные художники которые сегодня работают над рестоврацией  картин К. Билокур . В конце урока мы оценим их работу.

(звучит музыка)

Художница работала очень много. Вот лишь некоторые её работы  Екатерина тонко чувствовала красоту родной земли. Она сумела в обыденности найти эту красоту, что приходила к ней во сне, лишала покоя до тех пор, пока не перенесет ее на полотно.

(перечислить  её работы.)

Только что вы просмотрели ряд репродукций картин художницы Екатерины Билокур. Что поражает вас в полотнах художницы?   

Задание 7.  Просмотрев репродукции картин ;

а) скажите, что поражает вас  в полотнах художницы?

б) рассмотрев репродукции картин  определите жанры изобразительного искусства.

К. Билокур  - художник от природы. Больше всего   она любила рисовать цветы, которые , которые воспринимаются на её полотнах не просто как  замечательные творения природы, а как символы духовности  бессмертия.

- Какие цветы рисовала Катерина Билокур?

Задание  8  Какие цветы рисовала К. Билокур..

а) определите символику цветов (пионы, розы , мальва, пионы, васельки , маки, ромашки, георгины и т.д.)

Давайте с вами вспомним  уроки ИЗО, Х.К., укр. лит  что символизирует каждый цветок.

Художница в цветах  видела свой особый мир. Цветовая гармония художницы переходит  в музыку жизни, поэтому люди до сих пор  очарованы ее картинами.

- Что передавала К. Билокур в своих цветах?

Давайте и мы попробуем услышать то, что слышала К. Билокур

Переверните страницу  нашего журнала. Что вы видите? Картину Екатерины Билокур „Родное поле”.  И описание картины.  Наш искусствовед изучил эту  статью. Я ему предоставляю слово

Искусств  „Родное поле” – одна из самых известных картин художницы, написана в период творческой зрелости, полна любви к родной земле. Все лето рисовала Екатерина Билокур картину „Родное поле”. А лето 1949 года было ровное и теплое: в огороде перед окнами не цвели – изобиловали пышные цветы! Изуродованная бомбами, снарядами земля загоювала раны, вкривалась изумрудными коврами.

Екатерина творила свое любимое соцветия – весенние, летние, осенние цветы, собранные в один венок. Она могла работать над отдельным цветком так долго, пока та не отцветала. День за днем, лепесточки за лепесточками  вырисовывала шесть красных георгинов возле плетня, она приблизила к зрителю. Сухая серо-коричневая лоза плетня оттенила свежую зелень, внесла в композицию ощущение пространства. Плетень подпирает куст георгинов. Хотелось оставить у георгин что-то от себя – сняла с головы платок и примістила на тиночку. Забытый  платок согрел  картину теплом человеческого присутствия. Теперь веселее думалось о поле, которое она начала рисовать в узком просвете между цветами. Буйным переплетением цветов обрамляющий   клочок поля. На поле ни хлебов, ни подсолнухов, ни свеклы – земля, плодородная, прекрасная, которая вобрала голубизна неба и солнечного  света.

В 1954 году на Международной выставке в Париже демонстрировались ее картины. Среди них и „Родное поле”. Полотна высоко оценил Пабло Пикассо. Говорят, он долго стоял возле них, словно загипнотизированный, а затем назвал Екатерину гениальной и добавил: „Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней…”

Задание 9.  Какое впечатление на вас произвела картина.

- Какое впечатление произвела на вас эта картина?

Давайте вернемся в национальный музей ДПИ в зал Е. Билокур  рассмотрите еще раз картины  выберите понравившуюся  картину  и опишите  согласно плана  который у вас в блокноте. 

Задание 10. Рассмотрите картины, одну опишите устно, согласно предложенному плану (2 мин)

   ІV. Обобщение и систематизация 

Сегодня мы с Вами  работая в архивах музея  услышали о чем говорят цветы Е.Билокур  давайте попробуем создать  картину из любимых  цветов К. Билокур  в наших проектах в технике  аппликации. Так как аппликуция один из видов ДПИ

Задание 11.  Составить композицию в технике аппликации из цветов в своих проектах. (3Мин.)

Задание 12.  Каждая группа  Озаглавьте свой проект  и прорекламируйте его

Примерное рекламирование проектов.

1. Цветок  - душа Екатерины, она писала живые цветы с натуры, зачастую совмещая на одном полотне весенние, летние и осенние. Цветы – это жизнь, они могут любить, говорить.

2.Причудливое разнообразие цветов Екатерины Б. Это сказочное плетение вьюнков, путешествие, маков, пионов, красуль, бархатцев трогает сердце, дает эстетическое наслаждение.

3.Квіти не вмирають, вони засинають й на полотні К.Билокур Вони оживають.

4.Е. Билокур, так же, как и Украина, выдержала, не потеряв своей сущности, духа, естества. Можно завоевать страну, покорить ее народ, но так и не познать тайн их души, не раскрыть глубин взаимосвязи человека и Родины.

5.К.Билокур  настоящий гений украинского изобразительного искусства, которая пленяет своими прекрасными картинами, заставляет не только любоваться ее произведениями, но и задуматься над их содержанием.

V. Подведение итогов урока 

Поработав  в архивах музеев мы смогли восстановить цветущий рай  Екатерины Билокур  с картин которой каждый цветок символ жизни, красоты любимой нашей  Украины. Давайте  посмотрим добились мы на своем уроке поставленной цели .

Будут всплывать века... останется вечность, а в ней — человеческая любовь и память о величественной  и земной  художнице  Екатерины Билокур из Украины. Пабло Пикассо „Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней...”

Помните жизнь коротка, искусство вечно.

VI. Домашнее задание

1.Прочитайте статьи из журнала «Народное искусство»  и составте рассказ о жизни и творчестве Катерины Билокур.

2. Подготовить информацию о произведении Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков».

3. Подготовить биографию кинорежистёра Сергей Параджанова, который снял фильм «Тени забытых предков»

4. Подготовить информацию об актерах Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, играющих главные роли в фильме «Тени забытых предков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованный материал на уроке

  1. Програма МОН України з «Української художньої культури» за 10 клас.
  2. Портрет Катерины Билокур, репродукции картин Катерины Билокур
  3. Видео отрывок из фильма «Лицо украинской истории К.Билокур»
  4. Стих В. Голобородько «Богданівка»
  5. Высказывание Пабло Пикассо „Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней...”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Єрмак Марина Миколаївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
12 березня 2018
Переглядів
1137
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку