Розробка уроку з інформатики "Цикл While".

Про матеріал
В даній розробці опис уроку з програмування мовою Python для учнів 8 класу. Розробка містить в собі теоретичну частину та практичні завдання з програмування (умова, пояснення, приклад запису мовою програмування)
Перегляд файлу

Урок № 3

Класс: 8

Тема урока: Цикл с предусловием WHILE.

Цель урока:

1) обучающий аспект: познакомить учащихся с циклом с предусловием и научить применять его при составлении программ на языке программирования Python.

2) развивающий аспект: развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.

3) воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.

Ресурсы: компьютеры, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.

Межпредметные связи: математика.

Основные понятия: цикл с предусловием.

Ход урока (дидактическая структура урока)

1. Организационный этап (2 мин)

УУД:

- Личностные

- Коммуникативные

Приветствие, перекличка.

 

2. Проверка и разбор домашнего задания (10 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Познавательные

- Регулятивные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Заданное на прошлом уроке домашнее задание:

Написать программы:

  1. Дано целое число. Если оно является положительным, то умножить его на 3; в противном случае вычесть из него 100. Вывести полученное число.
  2. Определить, является ли число а делителем числа b.
  3. Определить возможность существования треугольника по сторонам. (Треугольник существует только тогда, когда сумма любых двух его сторон больше третьей).

 

3. Теоретическая часть (10 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Познавательные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Откройте тетради и запишите тему урока: «Цикл WHILE (цикл с предусловием)».

На прошлом уроке мы изучили конструкцию ветвления или «условный оператор if». Сегодня мы изучим конструкцию «цикл WHILE» или «цикл с предусловием» и попробуем написать первые игры.

WHILE – «пока» в переводе с английского

Посмотрим на пример цикла WHILE:

n=0

while n<3:

    n=n+1

Если объяснять русским языком, цикл WHILE означает следующее:

Пока <выполняется условие>: делать какие-то действия.

«Пока n меньше 3, прибавлять к n единицу»

Цикл повторяется, пока условие истинно, если же нет, цикл заканчивается.

Скажите, чему будет равно n после завершения цикла? (Ответ: 3)

 Для того, чтобы увидеть, что происходит в теле цикла, создадим и запустим следующую программу:

n=0

while n<5:

    n=n+1

    print(n)

Программа выведет:

1

2

3

4

5

На первом шаге цикла n=1, на втором n=2 и так далее. Когда n станет равным пяти и программа выведет число 5, снова будет проверяться условие. Но условие не будет выполняться, так как 5<5  - не верно. И произойдёт выход из цикла.

Запись в тетрадь:

while – «пока» в переводе с английского

Общая форма записи:

while <условие>:

    <действие 1>

    <действие 2>

    и т.д.

Пример:

n=0

while n<5:

    n=n+1

    print(n)

Бесконечный цикл.

while True:

    print("У попа была собака, он её любил.")

    print("Она съела кусок мяса, он её убил,")

    print("В землю закопал и на камне написал:")

Пишем и запускаем эту программу на компьютере, чтобы увидеть бесконечный цикл в действии.

Запись в тетрадь:

Бесконечный цикл:

while True:

    <действия>

Досрочный выход из цикла

break

Пример:

import random

while True:

    a=random.randint(1,10)

    print(a)

    if a==7:

        break

Пишем и запускаем эту программу на компьютере, чтобы увидеть оператор break в действии.

Что происходит в программе?

 

4. Работа на компьютерах (20 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Регулятивные

- Познавательные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Учащиеся пишут программы на компьютерах под руководством учителя.

Задачи:

  1. С помощью цикла while вывести любую фразу 7 раз.
  2. Написать программу, которая получает два целых числа A и B (0 < A < B) и выводит все натуральные числа в интервале от A до B. 
  3. С помощью бесконечного цикла реализовать игру «Купи слона». Программа должна выводить фразу «Купи слона!», получать ответ пользователя и выводить: «Все говорят “фраза, введённая пользователем”. А ты купи слона!» Затем программа получает новый ответ от пользователя и так до бесконечности.
  4. С помощью бесконечного цикла и оператора break реализовать игру «Угадай число». Программа генерирует случайное число в диапазоне от 1 до 7 и говорит пользователю: «Угадай число от 1 до 7!». В бесконечном цикле программа считывает ответы пользователя и подсказывает ему «больше!» или «меньше!», а в случае правильного ответа цикл завершается, и выводятся сердечные поздравления с победой.
  5. Доработать программу «Угадай число» так, чтобы она не заканчивалась, то есть, чтобы после угадывания одного числа, начиналось угадывание следующего. Увеличить диапазон с 7 до 15 и ввести ограничение на количество попыток (например, 3 попытки). Если пользователь не справился за 3 попытки, вывести «GAME OVER».

Выставление оценок за работу на уроке.

Дополнительные материалы:

Программа «Угадай число» вариант-1:

import random

    a=random.randint(1,7)

    print("Угадай число от 1 до 7")

    while True:

        b=int(input())

        if b==a:

            print("Верно!")

            break

        elif b<a:

            print("Больше!")

        else:

            print("Меньше!")

Программа «Угадай число» вариант-2:

import random

while True:

    a=random.randint(1,15)

    print("Угадай число от 1 до 15")

    k=0

    while True:

        k=k+1

        if k>3:

            print("GAME OVER")

            break

        b=int(input())

        if b==a:

            print("Пусть другие говорят:")

            print("Главное – участие.")

            print("Лишь победа дарит нам")

            print("Наслажденье, счастье!")

            print("Вас с победой поздравляем!")

            print("От души мы вам желаем")

            print("Без намёков и прикрас")

            print("Побеждать ещё 100 раз!")

            break

        elif b<a:

            print("Больше!")

        else:

            print("Меньше!")

 

5. Домашнее задание (3 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Коммуникативные

Написать программы:

  1. С помощью цикла while вывести повторяющуюся строчку из любой песни 25 раз.
  2. Написать программу, которая получает два целых числа A и B (0 < A < B) и выводит квадраты всех натуральных чисел в интервале от A до B. 
  3. Дано целое число N (>0). Используя операции деления нацело и взятия остатка от деления, вывести все его цифры, начиная с самой правой.
  4. ** Напишите программу, которая бы «подбрасывала» условную монету 100 раз и сообщала, сколько раз выпал орел, а сколько — решка.

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Марченко Маріанна Михайлівна
    Чудово!!!!! Аплодую! Дивлячись на коснпект уроку, на завдання- я вже можу уявити, як дітям буде цікаво, динамічно і їм самім захочеться спробувати програмувати!.... ДЯКУЮ!!!!!!!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
До підручника
Інформатика 8 клас (Ривкінд Й.Я., Лисенко Т.І., Чернікова Л.А., Шакотько В.В.)
Додано
19 березня 2020
Переглядів
1864
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку