Слышащий человек |
Глухой человек |
Память
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить. Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:
Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.
|
смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению; ● используют меньше, чем слышащие, опосредствующие способы воспроизведения, разнообразные приемы «поиска» образов памяти, что свидетельствует об отличиях в организации процесса воспроизведения образного материала; ● воспроизводят лучше целые фигуры, так как испытывают трудности мысленного «оперирования» и сопоставления образов; Особенности образной памяти неслышащих и плохослышащих в большей мере образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте); ● уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает. |
Внимание
Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте. Непроизвольное - возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки. Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться. В процессе восприятия при соответствующем напряжении внимания у человека создаются субъективные образы объективных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы ощущений. Часть этих образов возникает и видоизменяется во время ощущений и восприятий. Но есть такие образы, которые остаются после прекращения ощущений и восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие образы называются представлениями. Представления и их связи (ассоциации) могут долго сохраняться у человека. В отличие от образов восприятия, представления вызываются образами памяти.
|
сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов; ● меньшая устойчивость, а следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора; ● низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому; ● трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение, одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы). Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. |
Восприятие
Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов
1. Отражается сложный образ предмета.
2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.
З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.
4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. |
ГЛАЗА, большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. |
Мышление
Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов
- Установление всеобщих взаимосвязей.
- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
1. По степени развернутости разделяют:
- Дискурсивное мышление
- Интуитивное
2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:
- Творческое мышление
- Репродуктивное мышление
3. По характеру решаемых задач разделяют:
- Теоретическое мышление
- Практическое мышление
4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:
- Предметно-действенное
- Наглядно-образное мышление
- Словесно-логическое мышление |
формирование всех стадий мышления в более поздние сроки; ● увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками; ● стереотипия мышления при решении задач различного вида; ● отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте); ● наличие значительных индивидуальных различий в развитии мышления, обусловленное уровнем речевого развития (четвертая часть неслышащих детей имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников, около 15% в каждой возрастной группе по уровню развития словесно-логического мышления приближаются к средним показателям слышащих сверстников, 10-15% – значительно отстают); ● овладение речью как средством общения является одним из важнейших условий его умственного развития; ● обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного конкретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием; ● распространение значения выученного слова неправомерно широко – обозначение предмета и связанного с ним действия («картошка» – овощ и чистить картошку); ● усвоение отдельных понятий без формирования правильных причинно- следственных связей между ними; ● слабое выделение существенных признаков предметов и явлений, «застревание» на случайных деталях; ● непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка, рассказа, так как не могут вычленить главные признаки событий и отделить их от несущественных деталей; ● выделение общего, сходного в сравниваемых объектах затруднено; ● овладение обобщенными способами ориентации в сфере научных и технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами затруднено; ● непонимание причинно-следственных отношений применительно к наглядной уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося. |
Речь
процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.
- Обозначения
- Выражения
- Воздействия
- Сообщения
1. Внутренняя;
2. Внешняя:
- письменная,
- устная: диалог и монолог |
ЖЕСТЫ, устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться. |
Эмоцианальная сфера
|
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения (Т.Г. Богданова). Таким образом, особенности эмоционального развития детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом: ● плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а следовательно, не может сопереживать 17 им; |
Особенности поведения
|
Как правило, глухие дети контактны. С возрастом преобладание относительно простых форм контакта сменяется более сложными. Так, от простого подчинения взрослому дети переходят к подлинному контакту.
Поведение
У слабослышащих на протяжении дошкольного детства возрастает устойчивость внимания при выполнении как свободной, так и организованной взрослыми деятельности. Способность концентрировать и переключать внимание развивается на протяжении дошкольного периода. Постепенно развивается умение активно поддерживать контакт со взрослым.У детей обнаруживается все возрастающая готовность, желание, умение исправить свое поведение в соответствии с замечанием взрослого. У подавляющего большинства слабослышащих детей наблюдается реакция на одобрение. С возрастом у слабослышащих детей увеличивается способность к самостоятельной оценке неуспешности своих действий и осуществлению соответствующих исправлений. |
2. эффективные методы подачи информации для людей с нарушением слуха
правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций.
Дактилирование – обозначения букв алфавита пальцами
одежда не должна быть яркого, ядовитого цвета, чтобы не отвлекать внимание. Лучше всего-однотонная одежда, без ярких рисунков.
2. Сурдопереводчику лучше не носить ярких украшений, брошки, цепочки.
3. волосы должны быть аккуратно уложены, чтобы не мешали мимике и артикуляции.
4. Обувь должна быть чистой, глухие очень наблюдательны.
5. артикуляция переводчика должна быть понятна глухому
6. Жесты должны быть четкими и совпадать с артикуляцией.
Ошибки переводчика