Тема : "Создание орнамента в среде графического редактора Paint ."

Про матеріал
Тема занятия: Создание орнамента в среде графического редактора Paint . Во время урока дети научатся составлять орнамент в среде растрового редактора Paint, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка
Перегляд файлу

Дополнительное индивидуальное занятие в 5 классах

Тема занятия: Создание орнамента в среде графического редактора Paint .

Цель занятия:

  • научиться составлять орнамент в среде растрового редактора Paint, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка

Задачи  занятия:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение знаний о функциях графического редактора Paint и закрепление умений работы с инструментами – “копирование”, “вставка”;
  • закрепление навыков работы с  командой Отразить/Повернуть;
  • ознакомление учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения, расширить знания об орнаменте и его видах.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать умения работы на компьютере;
  • развивать умения правильно и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность;
  • формировать национальное самосознание, уважения к историческому, культурному наследию;
  • развивать умения дружеского и делового общения учащихся. 

Тип занятия: комбинированный.

Формы: коллективная, индивидуальная

Методы работы: словесные: лекция, эвристическая беседа;

наглядные: презентация,  раздаточный материал: снеговик, кроссворд, правила ТБ, карточка с орнаментом, опорный конспект.

практические: работа за ПК в среде графического редактора Paint.

 

Ход занятия:

I.                   Организационно-психологический момент.

Задание 1 «Путаница» переставить буквы так, чтобы получилось слово, относящиеся к информатике.

ВИКЛААТУРА (клавиатура)

ШЫМЬ (мышь)

ТОРНИМО (монитор)

СТКИДОЖЙ (джойстик)

НЕРСКА  (сканер)

Задание 2 «Выбери лишнее» Определите, какое слово в группе лишнее и почему.

  1. Этап подготовки к активной сознательного восприятия материала.

Мотивация

Задание 1.  «Собери снеговика» Художник  рисовал снеговика, и время от времени фотографировал его, чтобы сделать учебный фотоальбом. Расположив фотографии в правильной последовательности, вы прочтёте по буквам, которыми они подписаны, название одного из пунктов меню приложения Windows-Paint.

Задание 2. Охарактеризуйте пункт меню «Рисунок».

Объявление темы, постановка цели урока

Задание 3. «Установите соответствие»

Графический редактор – это …

1) устройство для создания и редактирования рисунков;

2) программа для создания и редактирования рисунков;

3) программа для создания и редактирования текстовых документов;

4) устройство для печати рисунков на бумаге.

Задание 4.  «Разгадай кроссворд»

Мы сейчас с вами разгадаем кроссворд, при помощи которого узнаем, для чего будем использовать графический редактор. Чтобы разгадать кроссворд нужно, одним словом назвать элементы графического редактора.

Кроссворд.

 

8

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 


 

Вопросы:

  1. Кисть, ластик, эллипс, прямоугольник – это …?
  2. Изображение, создаваемое в графическом редакторе.
  3. Инструмент для закрашивания замкнутой области рисунка.
  4. Специальным образом выделенная часть рисунка.
  5. Элемент окна Paint, содержащий пункты Файл, Правка, Вид…
  6. Необходим для рисования линий.
  7. Набор цветов.
  8. Рисунок, состоящий из повторяющихся элементов.

 

Тема занятия: Создание орнамента в среде графического редактора Paint

Цель занятия: научиться составлять орнамент в среде растрового редактора Paint, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка

Актуализация опорных знаний, умений

Задание 5. «Продолжи фразу»

 Есть ещё игра для вас:                                                                                                                               Я начну стихи сейчас.                                                                                                                                 Я начну, а вы кончайте,                                                                                                                         Дружно руки поднимайте.

  • Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
  • Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
  • Чтоб изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
  • Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
  • Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Какие инструменты мы не назвали?

Задание 6. «Развиваем воображение»

 Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:

  • Установить основной цвет желтый;
  • Выбрать инструмент Овал;
  • Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;
  • Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;
  • Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

Что получилось? (Солнышко)

Историческая справка.

Рассказ учителя. Сегодня у нас необычное занятие: давайте совершим путешествие в глубь веков. Земля украинская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Где есть человек, там появляются предметы быта.  В руках  умельцев обыкновенные предметы быта, одежда, утварь предвещались в сказочные произведения искусства»

Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служили не только для красоты, но и несли в себе какую – то информацию.

Эвристическая беседа по вопросам:

- Любой ли узор можно назвать орнаментом? (Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.)

- Дайте определение информации. (Информация это знания и сведения, получаемые из окружающего мира).

- Назовите виды информации. ( Графическая, текстовая, звуковая, числовая).

- Где используется орнамент? (вышивка, резьба по дереву, ковань, керамика, ковроплетение).

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Украины, который использует орнамент.

Сообщения учеников

1. Украинский орнамент своими корнями уходит в глубину веков и представляет собой языческие символы той эпохи. В трудные времена становления человечества символика была чисто практической и утилитарной. Это были обереги предназначенные для защиты своих хозяев от злых сил и природных катаклизмов. Со временем символы-обереги стилизовывались и превращались по большей части в украшения. Но несмотря на всю стилизацию в любых орнаментах легко угадывается их практическое прошлое и верования древних славян.

Самые распространенные знаки в украинских орнаментах это символы Воды и Солнца. Солнце символизирует мужчину, а Вода женщину. Символ Солнца изображается в виде восьмиконечной розетки, а символ Воды в виде свернутого в спираль ужа. Возникновение этого символа связано, скорее всего, с чисто практическими наблюдениями наших предков. Ужики заползая в прохладные и сырые «схроны» где хранились хозяйские крынки с молоком и сметаной стали символом хозяйственности и бережливости. Отсюда и аналогия с хозяйственными и бережливыми хозяйками.

Орнаменты делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Смешанный.

2. Самые ранние по происхождению геометрические мотивы.

Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.

В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные).

Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками - идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.

Хмель в украинской вышивке символизирует движение и любовь. Изображался на девичьих одеждах с целью «повязать» парня и удачно выйти замуж. С той же целью в вышивках изображался виноград и вода.

Изображение мака в вышивке имеет огромную силу и защищает от всякого зла. Есть старые предания которые говорят, что после битвы поле покрывалось маками как символами пролитой крови. Если в семье были погибшие (братья или сёстры) девушки вышивали маки у себя сорочках в память о них. Это был оберег и клятва в продолжении рода.

Зооморфным или животным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

В зооморфных мотивах больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества.

И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.

В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.

Птицы на украинской вышивке обозначали человеческие души. Изображались всегда рядом или сидящими на Дереве Жизни, всегда в симметрии, лицом к друг другу. Почти всегда изображались в фантастическом виде символизируя богатство и философию человеческой души.

Голуби (или соколы) в украинских орнаментах символизируют любящую пару. Изображаются всегда повернутыми лицом друг к другу. Они либо держат в клюве ягодку калины либо сидят у основания дерева, символа новой семьи.

ІІІ. Физкультминутка.

 

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

 Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Мы черту нарисовали,

Наши пальчики устали,

 Мы руками потрясем,

Рисовать начнем

Мы волну нарисовали,

Наши пальчики устали,

 Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Точки мы нарисовали,

Наши пальчики устали,

 Мы руками потрясем,

Рисовать начнем

ІV.  Формирование навыков работы в графическом редакторе. (Создание орнамента).

Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. Но сначала давайте повторим правила техники безопасности

Задание 1 «Повторение правил техники безопасности»

  1. Если ты хороший мальчик,
    то не суй в розетку пальчик,
    проводами не играй:
    не известно есть ли рай? 

    2.Если где то заискрит, 
    или что-нибудь дымит,
    время попусту не трать -
    нужно взрослого позвать.
    Ведь из искры знаем сами,
    возгореться может пламя.

    3.Бережливым быть умей,
    и по клавишам не бей,
    там учтите этот факт,
    электрический контакт. 

    4. Мышка может другом стать,
    коль ее не обижать.
    Дрессируй ее умело,
    не крути в руках без дела.

    5. Если вводишь ты "ответ",
    а компьютер скажет "нет",
    по дисплею не стучи,
    лучше правила учи!

    6. Если сбой дает машина,
    терпение Вам необходимо, 
    Не бывает без проблем
    Даже с умной ЭВМ! 

    7. В куртках шубах и пальто, 
    не приходит к нам никто.
    В грязной обуви, друзья,
    В кабинете быть нельзя.


8. И конечно всем известно:
Чтоб не вскакивали с места
Не кричали, не толкались,
За компьютеры не дрались.


9. Начинать работу строго 
с разрешения педагога,
И учтите: Вы в ответе,
за порядок в кабинете. 
 

Задание 2 Обсуждение этапов выполнения работы.

Беседа с учениками. На партах у вас лежат карточки с орнаментом.

- Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?

 - Часть, кусочек чего-либо

- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент- отрывок, часть или обломок чего-либо.

Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения

- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:

1 - выдели объект

2 - выполни над ним действие.

- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.

Прежде чем мы начнем выполнение задания, давайте вспомним, как запустить графический редактор.

Задание 3 «Расположите слова в правильной последовательности»

Пуск – Программы – Стандартные – Paint

Файл – Открыть – Выбрать документ

Задание 4  Компьютерный практикум (создание орнамента).

Зарядка для глаз «Миллион алых роз»

V. Подведение итогов занятия.

Задание 1.  Ученикам предлагаются слайды с рисунком котенка (оригинал) и они должны сказать какие же  действия выполнены с ним (наклон, поворот, отображение).

Задание 2 «Рефлексия»

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

Наше занятие подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.

 Ребята, у вас на партах лежат смайликами, подними смайлик своего состояния на уроке. Как вам было на уроке: трудно, обычно, легко. 

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Несложно орнаменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздочки ярко горят.
А также листочки и линии можно,
И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья!
Придумать орнаменты вовсе несложно,
И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

 

 Нарисовать свой орнамент, применяя сведения, полученные на занятии.

Алгоритм выполнения:

  1. Придумать свой орнамент;
  2. Нарисовать его на бумаге;
  3. Создать его в среде редактора Paint, используя функции меню Рисунок;
  4. Сохранить рисунок;
  5. Переслать мне по почте или принести на урок на флешке.

 Спасибо за урок. Успехов в дальнейшей учебе!

 

doc
Додано
6 березня 2020
Переглядів
2572
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку