Тренинг "Взаимодействие школы и родителей в процессе воспитания детей и подростков"

Про матеріал
Преподать элементы тренинговых занятий с родителями в малой группе, выработать навыки личностно-ориентированного подхода к родителям в процессе взаимодействия, научить методам мотивации родителей к активной позиции в воспитании детей, закрепить некоторые теоретические знания педагогов об особенностях семейного воспитания.
Перегляд файлу

 

Тренинговое занятие

 

Цель. Преподать элементы тренинговых занятий с родителями в малой группе, выработать навыки личностно-ориентированного подхода к родителям в процессе взаимодействия, научить методам мотивации родителей к активной позиции в воспитании детей, закрепить некоторые теоретические знания педагогов об особенностях семейного воспитания.

 

Время: 120 мин

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, бумага, ручки, маркеры, ватман, диск или кассета с записью двух релаксационных мелодий.

 

Примечания. Занятие рассчитано на целевую аудиторию педагогов, тем не менее, проводится оно с условием, что на время занятия все участники находятся в роли родителей.

 

Ход занятия.

 

  1. Приветствие. Вступительное слово модератора. Объявление темы.

Упражнение «Визитная карточка». Участникам раздаются листы бумаги. Модератор предлагает участникам рассказать о себе, изобразить графически свой рассказ в виде визитной карты. Далее в кругу участники презентуют свои работы.

 

  1. Введение в тему.

Упражнение «Идеальная семья».

  • Модератор просит участников разделить лист бумаги на две части (колонки). Одну колонку просит подписать «Идеальный родитель», вторую – «Идеальный ребёнок».
  • Далее модератор просит в течении минуты заполнить колонку «Идеальный родитель» собственными представлениями о данном явлении.
  • После того, как работа будет выполнена, модератор просит участников зачитать полученные результаты (по желанию).
  • Следующим этапом участники выбирают в своей колонке (путём подчёркивания) те утверждения, которые они приписывают сами себе, то есть те качества, которые в действительности им присущи как родителям.

Обсуждение:

- Сложно ли вам было представлять себе идеального родителя?

- Велика ли разница между вашими представлениями об идеальном родителе с теми качествами, которые вы выбрали с мыслью, что они присущи лично вам?

- Какие факторы мешают вам выполнять роль идеального родителя?(ответы родителей записываются на ватмане).

 

  • После обсуждения, модератор предлагает участникам обратиться ко второй колонке и заполнить её. Что в понимании участников можно сказать об идеальном ребёнке?
  • После того, как участники заполнят колонки, модератор делает акцент на том, что чаще всего представления родителей о том, какими должны быть их дети, не имеют ничего общего с представлениями детей о том, какими они должны быть. Ввиду нехватки времени на полноценное общение (модератор указывает на один из факторов, который был продиктован родителями как мешающий быть им идеальными), часто родителям и детям не представляется возможности изучить внутренний мир друг друга в той мере, в которой это необходимо для установления доверительных отношений. Поэтому следующее упражнение поможет родителям разобраться с тем, насколько они хорошо знают собственных детей.

 

Упражнение «Тест на знания о собственном ребёнке». Этот незамысловатый тест на самом деле является одним из методов изучения взаимосвязи со своим ребёнком. Эта техника могла бы стать частью дневника-самоанализа для родителя.

  • Модератор предлагает участникам начертить следующую таблицу:

 

Вопрос

Ответ родителя

Ответ ЗА ребёнка

Ответ ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Отвечая на вопросы, родителя отвечают за себя и за ребёнка, оставляя место для реального ответа ребёнка, который они получат уже дома в личном общении.
  • Примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:
    • Моё любимое животное и почему
    • Моё нелюбимое животное и почему
    • Мой любимый цвет и почему
    • Мой нелюбимый цвет и почему
    • В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
    • В другом человеке мне не нравится такая черта, как…
    • Если бы у меня была фантастическая возможность стать другим человеком, я бы стал… потому что…
    • Доброго волшебника я бы попросил о…, а злого волшебника я бы попросил о…
    • В каких животных превратил бы волшебник меня самого и мою семью, почему…
  • Для детей среднего возраста помимо подобных вопросов, можно предложить также интерпретировать пословицы, поступки героев литературных произведений…
  • Для подростков можно вопросы усложнить, давая возможность высказаться о некоторых жизненных понятиях и ценностях, обсудить афоризмы и т.д.
  • Модератор сообщает участникам, что в качестве домашнего задания родителям необходимо будет попросить детей ответить на те же вопросы. Результатом подобного упражнения станет осознание родителями степени понимания, которое на сегодняшний день установлено между ними и их детьми.
  • В качестве интерпретации к некоторым элементам этого упражнения может стать следующий тест. Его можно провести с родителями, а в качестве домашнего задания каждый родитель может провести тест со своим ребёнком.

 

Тест «Животные». Модератор просит участников письменно ответить на вопросы:

1 Вопрос: «Какое животное вам нравится больше всего?» Запишите его три самые характерные качества.»

2 Вопрос: «Какое животное вам нравится меньше, чем предыдущее?» Напишите его три характерные качества.»

3 Вопрос: «Какое животное вы любите меньше, чем предыдущие два?» Какими тремя качествами оно обладает?»

Интерпретация теста:

1 животное – это ваш идеал, такими вы мечтаете быть.

2 животное – какими вас воспринимают другие люди

3 животное – это то, что вы имеете внутри себя, но пытаетесь скрыть от общества.

  • Модератор делает акцент на том, что подобные техники подталкивают родителей к мысли о том, что они недостаточно хорошо знают своих детей, побуждают задуматься их о причинах этого явления, о последствиях подобного незнания… Именно это и является хорошей мотивацией для дальнейшей работы над собой как над родителем.
  • Обращая внимание на факторы, мешающие родителям быть идеальными, модератор предлагает участникам испробовать на себе метод «погружения в детство».

 

Упражнение «Погружение в детство». Подобный метод  позволит родителям вспомнить о том, что бессмысленно ожидать от ребёнка такой же точно реакции на окружающий мир, которая исходит от взрослых. Часто мы забываем о том, что дети делают свои выводы не только из того, что мы им говорим, но и из того, что мы делаем. Для метода погружения необходим приём визуализации. Можно также использовать релаксационную музыку.

  • Модератор предлагает участникам выключить мобильные телефоны, убрать всё лишнее из рук, сесть на стуле поудобней.
  • Это упражнение не предполагает обязательного выполнения, поэтому модератор предупреждает участников о том, что если они не хотят принимать участие, они могут просто тихо наблюдать за происходящим.
  • После подготовки, модератор включает релаксационную мелодию и проговаривает следующий текст:

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это прямо сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас одето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его теплую надёжную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идёте дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

  • В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может побудить в участниках тренинга как тёплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребёнком и осознать, что значит присутствие надёжного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.
  • Чтобы снять излишнее эмоциональное напряжение после упражнения «Погружение в детство», модератор предлагает участниками выполнить упражнение «Взгляд-комплимент».

 

Упражнение «Взгляд-комплимент». Модератор предлагает участникам без слов и жестов найти глазами себе пару. Чтобы проверить, все ли участники нашли себе пару, модератор предлагает тем, кто пару не нашёл, топнуть ногой один раз. Те, кто топнул ногой, выбирают себе пару. Далее модератор просит участников сказать своей «паре» комплимент, при этом участники должны удерживать друг друга взглядом и называть друг друга по имени.

 

  • Модератор задаёт участникам вопрос о том, к чему обычно приводит недостаточное общение родителя с ребёнком, отсутствие доверия и т.д. Модератор приводит группу к выводу о том, что подобные явления чаще всего приводят к возникновению конфликтов между родителями и детьми. Модератор предлагает следующее упражнение «Айсберг». Это упражнение поможет осознать сущность конфликта, обсудить некоторые известные способы разрешения конфликта.

 

Упражнение «Айсберг». Модератор рисует на ватмане айсберг. Участникам предлагается назвать любые ассоциации с этим предметом. Всё сказанное участниками, записывается слева от рисунка. Далее модератор просит участников придумать всевозможные способы, каким образом можно избежать столкновения с айсбергом. Варианты ответов участников записываются справа от рисунка.

Обсуждение:

- Обратите внимание на записи слева от рисунка. Все эти характеристики, данные вами, присущи не только айсбергу, но и конфликту.

- Записи, сделанные вами справа от рисунка, это не только способы избежать столкновения с айсбергом, но и способы избежать конфликта или решить его. Давайте обсудим некоторые из них…

 

«Стили семейного воспитания».

  • Модератор напоминает участникам, что существует несколько стилей воспитания в семье. На проекторе по очереди высвечиваются названия стилей, участники самостоятельно характеризуют их.
  • После обсуждения стилей воспитания в семье, модератор предлагает участникам ознакомиться с «Памяткой для родителей» (в виде мультимедийной презентации).

 

«Язык принятия. Язык непринятия».

  • Модератор рассказывает о таком явлении, как язык принятия и язык непринятия, далее зачитывает фразы «принятия» и непринятия», просит участников определить, к какому «языку» относятся эти фразы (Приложение 3).
  • Далее модератор делает акцент на том, что главное в разрешении конфликта с ребёнком – это взаимное прощение накопленных обид.
  • Участникам предлагается просмотр видеоролика «Учись прощать».
  • Далее модератор проговаривает для участников следующий текст:

«Простить – значит отпустить, отпустить – значит освободить – это дать возможность войти новому…Так ли это? И легко сказать «простить», а как это сделать?

 

Вы, наверное, задаётесь вопросом, какова связь между счастьем и прощением? Так вот, самая прямая: в результате прощения высвобождается заблокированная энергия, сила, которая открывает дверь счастью и любви. Обиды застревают в нашем теле, оттягивая на себя энергию и опустошая нас.

Вспомните какого-нибудь своего благополучного знакомого или знакомую – обидчивы ли они? Вспомните знаменитых и уважаемых вами писателей, художников, политиков – носят(носили) ли они с собой свои обиды?Могли бы ли они,  создавая свои шедевры для людей обижаться и злиться на себя либо на кого-то из близких? Жертвовали ли бы многие из тех своё богатство, если бы обижались или носили в себе свои обиды?

Задумайтесь! Может и Вам стоит отпустить все обиды? Простить даже того, о ком вы уже давно забыли? Потому что в теле осталась та память, а это блок, мешающий лёгкому прохождению энергии добра, любви и понимания!

Сегодня у вас есть такая возможность подняться над всем этим и начать с этой же минуты здесь и сейчас продолжить жизнь с чистой совестью и лёгкой душой, начать новую жизнь, наполненную добром и любовью.

Сделайте этот шаг – и сами убедитесь в волшебстве происходящего.

Этому поможет письмо-освобождение. Пишите прямо здесь и сейчас.»

 

Упражнение «Письмо к себе».

 

  • В заключении занятия модератор предлагает участникам взяться за руки, почувствовать энергию тепла друг-друга, рассказывает притчу «Всё в твоих руках» и передаёт энергию по цепочке.