Тренинговое занятие
Цель. Преподать элементы тренинговых занятий с родителями в малой группе, выработать навыки личностно-ориентированного подхода к родителям в процессе взаимодействия, научить методам мотивации родителей к активной позиции в воспитании детей, закрепить некоторые теоретические знания педагогов об особенностях семейного воспитания.
Время: 120 мин
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, бумага, ручки, маркеры, ватман, диск или кассета с записью двух релаксационных мелодий.
Примечания. Занятие рассчитано на целевую аудиторию педагогов, тем не менее, проводится оно с условием, что на время занятия все участники находятся в роли родителей.
Ход занятия.
Упражнение «Визитная карточка». Участникам раздаются листы бумаги. Модератор предлагает участникам рассказать о себе, изобразить графически свой рассказ в виде визитной карты. Далее в кругу участники презентуют свои работы.
Упражнение «Идеальная семья».
Обсуждение:
- Сложно ли вам было представлять себе идеального родителя?
- Велика ли разница между вашими представлениями об идеальном родителе с теми качествами, которые вы выбрали с мыслью, что они присущи лично вам?
- Какие факторы мешают вам выполнять роль идеального родителя?(ответы родителей записываются на ватмане).
Упражнение «Тест на знания о собственном ребёнке». Этот незамысловатый тест на самом деле является одним из методов изучения взаимосвязи со своим ребёнком. Эта техника могла бы стать частью дневника-самоанализа для родителя.
Вопрос |
Ответ родителя |
Ответ ЗА ребёнка |
Ответ ребёнка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест «Животные». Модератор просит участников письменно ответить на вопросы:
1 Вопрос: «Какое животное вам нравится больше всего?» Запишите его три самые характерные качества.»
2 Вопрос: «Какое животное вам нравится меньше, чем предыдущее?» Напишите его три характерные качества.»
3 Вопрос: «Какое животное вы любите меньше, чем предыдущие два?» Какими тремя качествами оно обладает?»
Интерпретация теста:
1 животное – это ваш идеал, такими вы мечтаете быть.
2 животное – какими вас воспринимают другие люди
3 животное – это то, что вы имеете внутри себя, но пытаетесь скрыть от общества.
Упражнение «Погружение в детство». Подобный метод позволит родителям вспомнить о том, что бессмысленно ожидать от ребёнка такой же точно реакции на окружающий мир, которая исходит от взрослых. Часто мы забываем о том, что дети делают свои выводы не только из того, что мы им говорим, но и из того, что мы делаем. Для метода погружения необходим приём визуализации. Можно также использовать релаксационную музыку.
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это прямо сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас одето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его теплую надёжную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идёте дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
Упражнение «Взгляд-комплимент». Модератор предлагает участникам без слов и жестов найти глазами себе пару. Чтобы проверить, все ли участники нашли себе пару, модератор предлагает тем, кто пару не нашёл, топнуть ногой один раз. Те, кто топнул ногой, выбирают себе пару. Далее модератор просит участников сказать своей «паре» комплимент, при этом участники должны удерживать друг друга взглядом и называть друг друга по имени.
Упражнение «Айсберг». Модератор рисует на ватмане айсберг. Участникам предлагается назвать любые ассоциации с этим предметом. Всё сказанное участниками, записывается слева от рисунка. Далее модератор просит участников придумать всевозможные способы, каким образом можно избежать столкновения с айсбергом. Варианты ответов участников записываются справа от рисунка.
Обсуждение:
- Обратите внимание на записи слева от рисунка. Все эти характеристики, данные вами, присущи не только айсбергу, но и конфликту.
- Записи, сделанные вами справа от рисунка, это не только способы избежать столкновения с айсбергом, но и способы избежать конфликта или решить его. Давайте обсудим некоторые из них…
«Стили семейного воспитания».
«Язык принятия. Язык непринятия».
«Простить – значит отпустить, отпустить – значит освободить – это дать возможность войти новому…Так ли это? И легко сказать «простить», а как это сделать?
Вы, наверное, задаётесь вопросом, какова связь между счастьем и прощением? Так вот, самая прямая: в результате прощения высвобождается заблокированная энергия, сила, которая открывает дверь счастью и любви. Обиды застревают в нашем теле, оттягивая на себя энергию и опустошая нас.
Вспомните какого-нибудь своего благополучного знакомого или знакомую – обидчивы ли они? Вспомните знаменитых и уважаемых вами писателей, художников, политиков – носят(носили) ли они с собой свои обиды?Могли бы ли они, создавая свои шедевры для людей обижаться и злиться на себя либо на кого-то из близких? Жертвовали ли бы многие из тех своё богатство, если бы обижались или носили в себе свои обиды?
Задумайтесь! Может и Вам стоит отпустить все обиды? Простить даже того, о ком вы уже давно забыли? Потому что в теле осталась та память, а это блок, мешающий лёгкому прохождению энергии добра, любви и понимания!
Сегодня у вас есть такая возможность подняться над всем этим и начать с этой же минуты здесь и сейчас продолжить жизнь с чистой совестью и лёгкой душой, начать новую жизнь, наполненную добром и любовью.
Сделайте этот шаг – и сами убедитесь в волшебстве происходящего.
Этому поможет письмо-освобождение. Пишите прямо здесь и сейчас.»
Упражнение «Письмо к себе».