Тема урока: Человеческие расы. Исследование Н. Миклухо-Маклая. Самые численные народы мира.
Цель урока:
Оборудование: учебник, политическая карта мира, карта человеческих рас, карта исследования Н. Миклухо-Маклая.
Тип урока: освоение новых знаний
Основные понятия и названия: человеческие расы (европеоидная, монголоидная, экваториальная)
Ожидаемые результаты: ученики смогут назвать человеческие расы, анализировать распространите рас по территории планеты, сравнивать человеческие расы по внешним признакам.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнього задания
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Просмотр видеофрагмента о развитии рас из последующим обсуждением :
https://www.youtube.com/watch?v=marhHayv4wU&t=102s
ІV. Актуализация опорных знаний
V. Изучение новых знаний
План изучения нового материала
Люди издавна жили в разных природно-географических условиях. Так сформировались различия среди групп людей - в строении тела, цвете кожи, чертах лица, форме и цвете волос и глаз и тому подобное. Большие группы людей, в которых эти особенности внешнего вида близкие, называют расами.
На земном шаре выделяют три основные расы - европеоидная, монголоидная и экваториальная (негроидная и австралоидная). Слайд 2
слайд 3
Ученики выступаю с докладом о «История человеческих рас» слайд 4
Выступ ученика. Стремление систематизировать представление о физических типах народов населяющих земной шар, датируется ХVІІ веком, когда опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бернье впервые в 1684 году разделил человечество на три расы – европеоидную, негроидную и монголоидную. Сходную классификацию предлагал Карл Линней, который, признавая человечество в качестве единого вида, выделял дополнительную расу – лапландскую (население северных районов Швеции и Финляндии). В 1775 году Иоганн Блуменбах разделил род человеческий на пять рас – кавказскую (белую), монгольскую (желтую), эфиопскую (черную), американскую (красную) и малайскую (коричневую).
А все остальные ученики класа заполняют таблицу:
«Характеристика человеческих рас»
Характерные особенности |
Расы |
||
Европеоидная |
Монголоидная |
Экваториальная |
|
Цвет кожи |
|
|
|
Цвет и форма волос |
|
|
|
Цвет глаз |
|
|
|
Разрез глаз |
|
|
|
Форма носа |
|
|
|
Рост |
|
|
|
Места расселения |
|
|
|
Выступ учеников. Европеоидная раса
Практически половина населения Земли относится к европеоидной расе. Украинцы являются ее представителями. Для населения этой расы характерны светлый и смуглый цвет кожи, узкое лицо, губы обычно тонкие, сильно выступающий нос, складка верхнего века развита слабо, мягкие волосы. К европеоидной расе относится коренное население Европы, Южной Америки, Северной Африки. Со временем представители расы заселили Америку, Австралию. Например, к этой расе относятся такие народы как русские, перуанцы, венгры, датчане, арабы, индийцы, французы, греки и другие народы.
Выступ учеников. Монголоидная раса
Для представителей монголоидной расы характерны такие признаки как кожа с желтоватым оттенком, широкое уплощенное лицо, сильно выступающие скулы, уплощенный нос, узкие глаза, верхнее веко закрыто кожной складкой, жесткие прямы волосы. К монголоидной расе относятся коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Например, такие народы как буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы, корейцы, тибетцы, японцы.
Выступ учеников. Экваториальная раса
Экваториальная раса представлена двумя ветвями – негроидной и австралоидной. Для представителей этой расы характерно темная кожа, узкое лицо, толстые губы, широкий нос, широко открытые глаза карего цвета, складка верхнего века развита слабо, курчавые черные волосы. К экваториальной расе относятся коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии. К расе относятся пигмеи, бушмены, папуасы, австралийские аборигены.
Прийом «Слово учителя»
С увеличением численности населения на планете представители разных рас постоянно смешивались. Поэтому появляются смешанные расы – метисы (потомки индейцев и европейцев), мулаты (потомки негров и европейцев), самбо (потомки индейцев и негров). Слайд 11
«Картографическая лаборатория»
Используя карту человеческих рас, учебник ст. 236 рис 280; ученики делают вывод о территориях, которые занимают расы. Слайд 12
Ученики выступают с докладом о Николае Миклухо-Маклае слайд 13-16
Выступ ученика. М. М. Миклухо-Маклай - ученый-антрополог. О нем написано много книг, но лучше свои путешествия он описал в дневнике, которые были изданы под названием «Человек с Луны». Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному. В 1871 году ученый поселился на острове Новая Гвинея, где жили представители экваториальной расы - папуасы. С каждым днем он все больше убеждался в полной ошибочности теорий о существовании «низших» рас, способных к умственному развитию. Изучив жизнь папуасов, он пришел к выводу, что так называемые первобытные народы также способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле.
Прийом «Слово учителя»
В пределах рас различают группы людей – народы. Каждый народ имеет свой язык и культуру – обычаи, религию, песни, национальную одежду, блюда и прочее. На земном шаре свыше 3000 народов.
Самые многочисленные: китайцы, хиндустанцы, американцы, россияне, японцы.
Ученики делятся на группы по 5 человек, и прорабатываю текст учебника ст. 239 – 241, и дают краткую характеристику народам мира.
VІ Закрепление изученного материала
І вариант 1. Назовите человеческие расы ____________________________________ 2. Назовите расу, для которой характерны узкие глаза __________________________ 3.Назовите народ, который носит цветные сари _____________________________ 4. Назовите народ, который придумал суши ______________________________ 5. Для этого народа традиционная еда – блины ________________________ 6. Назовите территории, которые заселяют представители монголоидной расы ____________________________________ |
ІІ вариант 1. Назовите смешанные расы ____________________________________ 2. Назовите расу, для которой характерны курчавые черные волосы ______________ 3. Назовите народ, который кушает палочками ___________________ 4. Назовите народ, который носит кимоно __________________________________ 5. Для этого народа традиционная одежда – сарафаны __________________________ 6. Назовите территории, которые заселяют представители экваториальной расы __________________________________ |
VІІ Подведение итогов урока
VІІІ Домашнее задание
Проработать параграф 60