Урок Человеческие расы. Исследование Н. Миклухо-Маклая. Самые численные народы мира.

Про матеріал
  • формировать знания учащихся о человеческих расах, исследованиях Н. Миклухо-Маклая и самые численные народы мира; рассмотреть их отличия и территории их размещения;
  • развивать умения работать с картографическим материалом; продолжать развивать навыки работы в малых группах и парах, умения обобщать полученные знания и использовать их в разных ситуациях;
  • воспитывать умения и навыки работать с дополнительными источниками получения географической информации.
Перегляд файлу

Тема урока: Человеческие расы. Исследование Н. Миклухо-Маклая. Самые численные народы мира.

Цель урока: 

  • формировать знания учащихся о человеческих расах, исследованиях Н. Миклухо-Маклая и самые численные народы мира; рассмотреть их отличия и территории их размещения;
  • развивать умения работать с картографическим материалом; продолжать развивать навыки работы в малых группах и парах, умения обобщать полученные знания и использовать их в разных ситуациях;
  • воспитывать умения и навыки работать с дополнительными источниками получения географической информации.

Оборудование: учебник, политическая карта мира, карта человеческих рас, карта исследования Н. Миклухо-Маклая.

Тип урока: освоение новых знаний

Основные понятия и названия: человеческие расы (европеоидная, монголоидная, экваториальная)

Ожидаемые результаты: ученики смогут назвать человеческие расы, анализировать распространите рас по территории планеты, сравнивать человеческие расы по внешним признакам.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнього задания

  1. Какое сегодня количество населения Земли?
  2. Назовите причины, которые влияют на количество населения Земли?
  3. Почему население на планете размещается неравномерно?
  4. Назовите самые заселенные районы планеты?
  5. Как определить плотность населения?
  6. Вычислите плотность населения Днепропетровской области, если известно, что численность населения 3,2 млн. чел., а площадь области 31974 км2 .

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

  • Прийом «Географический кинозал»

Просмотр видеофрагмента о развитии рас из последующим обсуждением :

 https://www.youtube.com/watch?v=marhHayv4wU&t=102s

ІV. Актуализация опорных знаний

  1. По каким признакам мы разные?
  2. Что влияет на внешние отличия  рас? 
  3. К какой человеческой расе принадлежим мы с вами?

V. Изучение новых знаний

План изучения нового материала

  1. Человеческие расы
  2. Исследование Н. Миклухо-Маклая
  3. Самые численные народы мира

 

  1. Человеческие расы
  • Прийом «Слово учителя»

Люди   издавна жили в разных природно-географических условиях.  Так сформировались различия среди групп людей - в строении тела, цвете кожи, чертах лица, форме и цвете волос и глаз и тому подобное. Большие группы людей, в которых эти особенности внешнего вида близкие, называют расами.

  • Прийом «Заметки»

На земном шаре выделяют три основные расы - европеоидная,  монголоидная и экваториальная (негроидная и австралоидная).  Слайд 2

  • Прийом «Работа с картой».  «Перемещение населения по разным материкам»

слайд 3

  • Как вы считаете, какие участки земного шара являются прародиной этих рас?
  • Прийом «Домашняя заготовка»

Ученики выступаю с докладом о «История человеческих рас»  слайд 4

Выступ ученика. Стремление систематизировать представление о физических типах народов населяющих земной шар, датируется  ХVІІ веком, когда  опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бернье впервые в 1684 году разделил человечество   на три расы – европеоидную, негроидную и монголоидную. Сходную классификацию  предлагал Карл Линней, который, признавая человечество в качестве единого вида, выделял дополнительную расу – лапландскую (население северных районов Швеции и Финляндии). В 1775 году Иоганн Блуменбах разделил род человеческий на пять рас – кавказскую (белую), монгольскую (желтую), эфиопскую (черную), американскую (красную) и малайскую (коричневую). 

  • Ученики делятся информацией об особенностях человеческих рас. Слайд 5-10

А все остальные ученики класа заполняют таблицу:

«Характеристика человеческих рас»

Характерные особенности

Расы

Европеоидная

Монголоидная

Экваториальная

Цвет кожи

 

 

 

Цвет и форма волос

 

 

 

Цвет глаз

 

 

 

Разрез глаз

 

 

 

Форма носа

 

 

 

Рост

 

 

 

Места расселения

 

 

 

 

Выступ учеников.  Европеоидная раса 

Практически половина населения Земли относится к европеоидной расе. Украинцы являются ее представителями. Для населения этой расы характерны светлый и смуглый цвет кожи, узкое лицо, губы обычно тонкие, сильно выступающий нос, складка верхнего века развита слабо, мягкие волосы.  К европеоидной расе относится коренное население Европы, Южной Америки, Северной Африки.   Со временем представители расы заселили Америку, Австралию. Например, к этой расе относятся такие народы как русские, перуанцы, венгры, датчане, арабы, индийцы, французы, греки и другие народы.    

Выступ учеников.  Монголоидная раса

Для  представителей монголоидной расы характерны такие признаки как кожа с желтоватым оттенком, широкое уплощенное лицо, сильно выступающие скулы, уплощенный нос, узкие глаза, верхнее веко закрыто кожной складкой, жесткие прямы волосы. К монголоидной расе относятся коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Например,  такие народы как буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы, корейцы, тибетцы, японцы.

 Выступ учеников.  Экваториальная раса 

Экваториальная раса представлена двумя ветвями – негроидной и австралоидной. Для представителей этой расы характерно темная кожа, узкое лицо, толстые губы, широкий нос, широко открытые глаза карего цвета, складка верхнего века развита слабо, курчавые черные волосы. К экваториальной расе относятся коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии. К расе относятся пигмеи, бушмены, папуасы, австралийские аборигены.

 Прийом «Слово учителя»

С увеличением численности населения на планете представители разных рас постоянно смешивались. Поэтому  появляются смешанные расы – метисы (потомки индейцев и европейцев), мулаты (потомки негров и европейцев), самбо (потомки индейцев и негров). Слайд 11

  «Картографическая лаборатория»

Используя карту человеческих рас,  учебник ст. 236 рис 280; ученики делают вывод о территориях, которые занимают расы. Слайд 12

  1. Исследование Н. Миклухо-Маклая
  • Прийом «Домашняя заготовка»

Ученики выступают с докладом о Николае Миклухо-Маклае слайд 13-16

Выступ ученика. М. М. Миклухо-Маклай - ученый-антрополог. О нем написано много книг, но лучше свои путешествия он описал в дневнике, которые были изданы под названием «Человек с Луны». Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному. В 1871 году ученый поселился на острове Новая Гвинея, где жили представители экваториальной расы - папуасы. С каждым днем ​​он все больше убеждался в полной ошибочности теорий о существовании «низших» рас, способных к умственному развитию. Изучив жизнь папуасов, он пришел к выводу, что так называемые первобытные народы также способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле.    

 

 

  1. Самые многочисленные народы мира

Прийом «Слово учителя»

В пределах рас различают группы людей – народы.  Каждый народ имеет свой язык и культуру – обычаи, религию, песни, национальную одежду, блюда и прочее.  На земном шаре свыше 3000 народов.

Самые многочисленные: китайцы, хиндустанцы, американцы, россияне,  японцы.

Ученики делятся на группы по 5 человек, и прорабатываю текст учебника ст. 239 – 241, и дают краткую характеристику народам мира.

VІ Закрепление изученного материала

  • Письменная проверка знаний

І вариант

1. Назовите человеческие расы

____________________________________

2. Назовите расу, для которой характерны узкие глаза __________________________

3.Назовите народ, который носит цветные сари _____________________________

4. Назовите народ, который придумал суши ______________________________

5. Для этого народа традиционная еда – блины ________________________ 

6. Назовите территории, которые заселяют представители монголоидной расы ____________________________________

ІІ вариант

1. Назовите смешанные расы

____________________________________

2. Назовите расу, для которой характерны курчавые черные волосы ______________

3. Назовите народ, который кушает палочками ___________________

4. Назовите народ, который носит кимоно __________________________________

5. Для этого народа традиционная одежда – сарафаны __________________________

6. Назовите территории, которые заселяют представители экваториальной расы __________________________________

  • Робота с фотоснимками.  На слайдах будут представлены фото людей разных человеческих рас и народов мира  

VІІ Подведение итогов урока

  • Прийом «Делаю выводы»
  1. На уроке я узнал
  2. На уроке я запомнил

VІІІ Домашнее задание

Проработать параграф 60

docx
Додано
20 жовтня 2018
Переглядів
169
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку