Урок фізики у 7 класі На тему «Залежність швидкості руху атомів і молекул від температури тіла. Дифузія».

Про матеріал

Урок физики в 7 классе на тему «Диффузия. Зависимость скорости движения атомов и молекул от температуры».

Цель урока: - повторить понятия атома и молекулы;

- продолжить формирование умения применять ранее полученные

знания при изучении нового материала;

- показать зависимость скорости движения атомов и молекул от

температуры;

- познакомить с явлением диффузии;

- формировать экспериментальные навыки учащихся, воспитывать

аккуратность и внимательность при проведении эксперимента;

- развивать логическое мышление, умение объяснять физические

явления и делать выводы.

Перегляд файлу

 

 

Комунальний заклад

«Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 74

Харківської міської ради  Харківської області»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок фізики у 7 класі

На тему «Залежність швидкості руху атомів і молекул від температури тіла. Дифузія».

 

 

 

 

Онищенко Людмила Миколаївна

вчитель фізики

кваліфікаційна категорія

«спеціаліст вищої категорії»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок физики в 7 классе на тему «Диффузия. Зависимость скорости движения атомов и молекул от температуры».

 

Цель урока: - повторить понятия атома и молекулы;

                      - продолжить формирование умения применять ранее полученные

                        знания при изучении нового материала;

                      - показать зависимость скорости движения атомов и молекул от

                        температуры;          

                      - познакомить с явлением диффузии;

                       - формировать экспериментальные навыки учащихся, воспитывать

                         аккуратность и внимательность при проведении эксперимента;

                      -  развивать логическое мышление, умение объяснять физические

                         явления и делать выводы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Оборудование: - прибор для демонстрации увеличения объёма твёрдого тела;

                             - пробирка для демонстрации расширения газообразных тел;

                             - опорный конспект (ОК);

                             - таблицы, раздаточный материал, кроссворд.

 

 

Ход урока

 

 1. Организационный момент.

         - проверка готовности учащихся к уроку;

         - психолого-мотивационная подготовка учащихся к учебной деятельности на

           уроке;

         - создание оптимально благоприятной атмосферы в классе.

 

          2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Актуализация опорных знаний.

Привлекательная цель (принцип обратной связи и принцип деятельности).

Поставить перед учащимися простую, понятную и привлекательную для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое запланировано.

А) Межпредметные связи.

? Что вы знаете о строении вещества из уроков химии.

 

Учитель:

Ребята, когда знакомятся, заполняют анкету. Мы с вами знакомы с молекулой, давайте заполним для неё анкету (учащиеся получают анкету для молекулы. По мере её заполнения эта анкета появляется на экране) - ИКТ

 

 

 

 

                           АНКЕТА ДЛЯ МОЛЕКУЛЫ

  1. Имя.     Молекула (маленькая масса).
  2. Название в природе.  Хранитель главного отличительного вещества.
  3. Поразительное качество. Невероятная малость.
  4. Необычные свойства. Идентичность (полная одинаковость) с другими представителями того же вещества.
  5. Место обитания. Любое тело (твёрдое, жидкое, газообразное).

 

Вы уже знаете, что атом имеет сложную структуру. Давайте с вами вспомним строение атома. Для этого заполним небольшую схему.              

ИКТ ( эта же схема высвечивается на экране по мере заполнения учащимися)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео «Маленькие…»

 

                      3. Усвоение нового учебного материала.

Итак, мы с вами вспомнили, из чего состоит атом, что такое молекула. Ещё 2500 лет тому назад древнегреческий учёный Демокрит сказал: «В природе существуют мельчайшие частицы – атомы, из которых состоят все вещества».

 

Просмотр видео «Что такое атом»

 

Какова же тема  нашего урока? Мне нужна ваша помощь. Чтобы узнать тему урока нам необходимо разгадать кроссворд. 

ИКТ (заполняется одновременно на экране по мере ответов учащихся)

 

1. Интеллектуальная разминка

  1.          Что означает в переводе с греческого языка «атом»?  (неделимый).
  2.          Масса тела – это мера …   (гравитации).

3.   Определить из какого вещества изготовлено тело, если его масса 46 г, а объём 20 см3

(фарфор).

4.  Учёный, который стоял у истоков открытия радиоактивности, один из создателей квантовой теории. Эрнест    (Резерфорд).

5. Наименьшая частица вещества, имеющая его основные химические свойства и состоящая из атомов (молекула).

6.  Сила – это физическая величина, с помощью которой количественно определяют  (взаимодействие) тел.

  1.          Какой заряд имеет электрон (отрицательный).
  2.          Самая крупная частица атома (ядро).

 

 

1 н

е

д

е

л

и

м

ы

й

 

 

2 г

р

а

в

и

т

а

ц

и

и

 

 

3ф

а

р

ф

о

р

4Р

е

з

е

р

ф

о

р

д

 

5м

о

л

е

к

у

л

а

 

 

6в

з

а

и

м

о

д

е

й

с

т

в

и

е

 

7о

т

р

и

ц

а

т

е

л

ь

н

ы

й

 

 

 

8я

д

р

о

 

 

Итак, тема нашего урока – диффузия.

Какова же цель урока? Нам необходимо: 1. Выяснить что же такое диффузия.

2. Доказать, что все тела, независимо от того, в каком состоянии они находятся (жидком, твёрдом, газообразном) состоят из молекул, которые движутся хаотически.

3. Доказать, что между молекулами существуют промежутки.

 

2. Постановка проблемной ситуации. ИКТ (презентация «Строение вещества»)

Можно ли сказать, что все тела являются сплошными?

Любое тело можно разделить на более мелкие части (разорвать лит бумаги, раскрошить мел и т.д.).

Вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

  1. Опыт с шариком и кольцом (твёрдые тела)

Почему шарик при нагревании не проходит в кольцо? (увеличился объём). Почему изменяется объём тела? (изменяется расстояние между молекулами). Что можно сказать о самой молекуле? (она не изменяется).

  1. Опыт с пробиркой, один конец которой опущен в воду, а другой нагревается. (газы)
  2. При закипании вода выливается из сосуда. (жидкости).

 

 

Какой вывод можно сделать?

Изменение объёма тел объясняется изменением расстояния между этими частицами.

 

«Представление древних учёных о природе вещества».  Книга для чтения по физике. Глава ІІ с 19-21

 

В соответствии с современными представлениями, атомы и молекулы, из которых состоит вещество, находится в беспрерывном хаотическом движении.

 

Видео презентация

 «История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения». Книга для чтения по физике. Глава ІІ с 26-30.

 

Хаотическое движение молекул наз. тепловым движением, т.к. оно непосредственно связано с тепловым состоянием вещества. Чем выше температура, тем больше скорость движения молекул

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ.

Растворение марганца в холодной и тёплой воде.

 

Какой вывод можно сделать?

При повышение температуры скорость движения молекул увеличивается.

 

Вода – это вещество, которое состоит из молекул. Марганец – тоже вещества.

Почему же вода окрашивается?

Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее вследствие беспорядочного движения наз. диффузией.

 

3. По мере объяснения учащиеся заполняют ОК

 

ОК

 

Диффузия -

 

 

Происходит в : 1.

2.

 

3.

 

 

Виды:

1.

 

2.

 

 

 

Скорость диффузии зависит от:

1.

 

2.

 

 

 

 

 

Диффузия происходит в: -  газах (распространение запаха)

                                            -  в  жидкостях (растворение сахара)

                                            -  в твёрдых телах

ИКТ – (презентация «Диффузия в различных веществах»)

«Диффузия в металлах. Диффузия обеспечивает безопасность» Книга для чтения по физике Глава 11 с30-34.

 

Какой вывод можно сделать?

В каких веществах и почему быстрее происходит диффузия?

Диффузия происходит быстрее в газообразных веществах, т.к. в них расстояние между молекулами больше чем в жидкостях и твёрдых телах.

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Виды диффузии: - свободная;

                              - вынужденная.

 

Скорость диффузии зависит от: - температуры;

                                                        - агрегатного состояния вещества.

 

ИКТ – заполнение ОК на экране по мере объяснения материала.

 

ОК

 

Диффузия – взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее в результате теплового (хаотического) движения молекул (атомов).

 

 

Происходит в :

     1. Газах

 

  1. Жидкостях

 

  1. Твёрдых телах

 

 

Виды:

  1. Свободная

 

  1. Вынужденная.

 

 

Скорость диффузии зависит от:

  1. Температуры

 

  1. Агрегатного состояния вещества

 

  1. Вида диффузии

 

 

 

 

4. Проверка понимания и коррекции усвоения учащимися нового материала.

1. Самопроверка.

Выполнение тестового задания.

На доске заготавливается заполненная таблица. Учащимся выдаётся по две таблицы, одну они проверяют после заполнения, а другую сдают учителю.

 

1. Диффузия быстрее происходит:

А) в твёрдом теле;   Б) в газах;   В) в жидкостях.

2. При повышении температуры скорость движения молекул:

А) увеличивается;    Б) уменьшается;   В) не изменяется.

3. Все тела являются:

А) сплошными; Б) состоят из подвижных молекул; В)состоят из неподвижных молекул

4. Молекулы в веществе:

А) движутся упорядоченно;  Б) неподвижны;  В) движутся хаотически.

5. При повышении температуры объём тела увеличивается за счёт:

А) увеличения расстояния между молекулами; Б) увеличения самой молекулы;

В) увеличения количества молекул .

6. Запах духов распространяется:

А) в одном направлении; Б) в том направлении куда дует ветер; В) в разных направлениях.

 

 

   А

   Б

   В

 

 

 

  А

   Б

   В

 

   1

 

 

 

 

    1

 

 

 

  

   2

 

 

 

 

    2

 

 

 

  

   3

 

 

 

 

    3

 

 

 

  

   4

 

 

 

 

    4

 

 

 

  

   5

 

 

 

 

    5

 

 

 

  

   6

 

 

 

 

    6

 

 

 

  

 

 

 

  1. Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа

? Что нового мы узнали сегодня на уроке.

? Где в повседневной жизни мы встречаемся с явлением диффузии.

 

 

  1. Домашние задание.

§ 2 выучить.

Ответы на вопросы с 17.

Упражнение № 2

Дифференцированное.

По желанию: написать мини сочинение на тему: «Если бы я был молекулой, что-бы я увидел…», или «Полезна или вредна диффузия для человека?»

 

 

Приложение.

ОК

 

Диффузия -

 

 

Происходит в : 1.

2.

 

3.

 

 

Виды:

1.

 

2.

 

 

 

Скорость диффузии зависит от:

1.

 

2.

 

 

 

 

                                     АНКЕТА ДЛЯ МОЛЕКУЛЫ

1. Имя.   ____________________________________________________________

2. Название в природе. _________________________________________________________________

3. Поразительное качество.____________________________________________________________

4. Необычные свойства. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5.Место обитания. ___________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Диффузия быстрее происходит:

А) в твёрдом теле;   Б) в газах;   В) в жидкостях.

2. При повышении температуры скорость движения молекул:

А) увеличивается;    Б) уменьшается;   В) не изменяется.

3. Все тела являются:

А) сплошными; Б) состоят из подвижных молекул; В)состоят из неподвижных молекул

4. Молекулы в веществе:

А) движутся упорядоченно;  Б) неподвижны;  В) движутся хаотически.

5. При повышении температуры объём тела увеличивается за счёт:

А) увеличения расстояния между молекулами; Б) увеличения самой молекулы;

В) увеличения количества молекул .

6. Запах духов распространяется:

А) в одном направлении; Б) в том направлении куда дует ветер; В) в разных направлениях.

 

  А

   Б

   В

 

    1

 

 

 

  

    2

 

 

 

  

    3

 

 

 

  

    4

 

 

 

  

    5

 

 

 

  

    6

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что означает в переводе с греческого языка «атом»? 

2. Масса тела – это мера …  

3.   Определить из какого вещества изготовлено тело, если его масса 46 г, а объём 20 см3

4.  Учёный, который стоял у истоков открытия радиоактивности, один из создателей квантовой теории. Эрнест …  

5. Наименьшая частица вещества, имеющая его основные химические свойства и состоящая из атомов.

6.  Сила – это физическая величина, с помощью которой количественно определяют …  тел.

7. Какой заряд имеет электрон.

8. Самая крупная частица атом.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 7 клас, Розробки уроків
Додано
14 листопада 2018
Переглядів
800
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку