Урок "Фотосинтез как характерная особенность растений"

Про матеріал
1) Ознакомить учеников с понятим «фотосинтез»; показать роль света, как необходимого условия протекания фотосинтеза; 2) развивать практические умения и навыки проведения опытов и наблюдений; 3) воспитывать бережное отношение к природе
Перегляд файлу

Биология 6 класс

Урок №17

Дата: 28.11.2018

 

Тема: Фотосинтез как характерная особенность растений

 

Цель: 1) ознакомить учеников с понятим «фотосинтез»; показать роль света, как необходимого условия протекания фотосинтеза; 2) развивать практические умения и навыки проведения опытов и наблюдений; 3) воспитывать бережное отношение к природе

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: таблицы, рисунки, презентация, биологические задачи.
 

Ход урока

І. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу

 

ІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Беседа:

1. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?

2. Органические вещества

3. Неорганические вещества

4. Какие вещества растение получает из почвы? (азот, калий, фосфор)

5. Чем живое отличается от неживого?

 

ІІІ. Сообщение темы, цели урока

Учитель: Все вы ,наверное, слышали следующие поговорки

                - Волка ноги кормят;

                - Сытый голодному не товарищ;

                - Голод не тетка.

Учитель: Слышали? Что они означают? (Ответы учащихся)

                Значит,  какой признак живого мы начнем сегодня изучать? (Питание)

      И тема нашего урока будет……

                        (Записываем тему урока в тетради).

Учитель: Вот вы сказали, что из почвы растение получает неорганические вещества и на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием, где главный орган –корень. Но растению нужны и органические вещества. А откуда они их берут? (ответы учащихся)

                   Итак, наша тема сегодня «Фотосинтез как характерная особенность растений»

 

ІV. Изучение нового материала

 

Учитель: Иван Андреевич Крылов любил сочинять басни. Говорят, одну басню он сочинил ,когда неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Сюда не доносился шум большого города, стояла тишина, а ветерок, тянувший с Невы, был свеж и располагал к сочинительству. Дойдя до конца аллеи, Иван Андреевич остановился перед высокой липой. Взглянул на черный ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подивился множеству листьев. Подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен….» Постоял минуту-другую, загадочно смотря ввысь, и вдруг произнес вслух: «А что, если….» В тот же вечер Крылов сочинил басню «Листы и корни».(Давайте прослушаем басню.)2.10

Учитель: О чем говорится в басне? (ответы учащихся)

 Учитель: Верно. В ней говорится о том, как возгордились листья, считая себя самыми важными частями дерева. И как корни напомнили зазнайкам, что именно от них, от корней, зависит жизнь дерева, потому что они питают его. А от листьев никакой пользы нет.

                Проблемный вопрос: А как вы думаете, что важнее корни или листы?

  Учитель: На это вопрос мы постараемся ответить  в конце урока, после того как выясним значение и роль листьев  в жизни растений.                                                  
    Учитель: Да, природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного? Какое значение имеет корень, мы знаем. А какое значение имеет лист для растения? Ученые 400 лет изучают процессы  в нем происходящие, но до сих пор не все понятно. Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора». Люди пытались понять, почему листья тянутся к солнцу, а когда их обрывали, растение погибало.

               За счет чего живет человек?- за счет потребляемой пищи.

 То есть все организмы по типу питания подразделяются - на автотрофы и гетеротрофы.

               А как растение получает органические вещества? (ответы учащихся)

   Учитель: Это ваши предположения, а теперь давайте поработаем с учебником.

Работа с учебником.

 

Учитель: Давайте ответим на следующие вопросы:

 

1. Что является органом воздушного питания? (зеленые листья)

2. Как углекислый газ воздуха попадает в лист? (через устьице)

3. Что такое хлорофилл? (зеленый пигмент хлоропласта)

4. Какую роль выполняет хлорофилл? (улавливает солнечную энергию)

5.Что происходит с водой, углекислым газом и солнечной энергией в зеленых хлоропластах листа?

( из простых неорганических веществ образуются органические)

6. Как называется данный процесс? (фотосинтез)

 

Учитель: Фотосинтез-это процесс, протекающий в зеленых листьях растений на свету, при котором  углекислого газа и воды образуется органические вещества и кислород (от греч. «фото»- свет, «синтез»-образование)-запись в тетрадь.

Учитель: Но запомните, ребята, фотосинтез может протекать не только в листьях, но и в других частях растения, имеющих зеленую окраску т.е. содержащих хлорофилл.

Учитель: Итак, мы выяснили, что основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.

Рассмотрим его строение и функции подробно и составим схему.

Вспомним, какие ткани образуют этот орган-(механическая, проводящая, основная, покровная)

Учитель: Но в фотосинтезе непосредственное участие  принимают  клетки основной ткани, так называемые столбчатые. Почему? Потому что особенность строения этих клеток в том, что среди их клеточных структур есть особый органоид Какой? -хлоропласт. И вещество , которое входит в его состав -пигмент- хлорофилл.

Учитель: какие еще клетки,  отмечены в листе(рис.в учебнике)

Учитель: Значит, наша  схема воздушного питания, как будет выглядеть? Кто пойдет к доске и изобразит схему? (выход ученика)

                                       Тип питания                воздушное (фотосинтез)Описание: https://docs.google.com/drawings/image?id=s7DGtNRb8YL8iHHjZ3UuDJw&rev=1&h=2&w=48&ac=1

                                       Орган                                        листОписание: https://docs.google.com/drawings/image?id=sHZC0ZzxRZT1sOG87MYKQZg&rev=1&h=2&w=42&ac=1

                                       Ткань                                         основнаяОписание: https://docs.google.com/drawings/image?id=sAsfi1cl3DP8-G6_ihbvvsw&rev=1&h=2&w=42&ac=1

                                       Клетки                                      столбчатыеОписание: https://docs.google.com/drawings/image?id=sN4d023FhlOCyH2k0XJTpwA&rev=1&h=2&w=42&ac=1

                                       Структуры                                хлоропластыОписание: https://docs.google.com/drawings/image?id=s6jJzCalnTlGq7q_Ncj9YQg&rev=1&h=2&w=48&ac=1

                                       вещества                                   органическиеОписание: https://docs.google.com/drawings/image?id=sBdCpL3OAx83hZ-GMBWVElQ&rev=1&h=2&w=48&ac=1

Учитель: По схеме составим рассказ о процессе воздушного питания.

  Физкультминутка.

 Вопрос: Можем ли мы сказать, что  листья - это уникальные лаборатории?

 (ответы учащихся)

Учитель: Да, наверное, можем. Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные  лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Сахар и крахмал – образуются  ГДЕ? - в листьях.

 насколько хорошо была изучена тема урока и смогли ли мы достичь поставленных задач.

 

V. Закрепление нового материала

 

Биологические задачи:

     

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца. 
       

2. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?  Исправьте ошибки.

  «Здравствуйте, юные биолухи! Пишет  вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.»

 

VІ. Рефлексия. Подведение итогов урока

 

VІІ. Домашнее задание:

                 

Дослід, що демонструє процес фотосинтезу.

Візьміть кімнатну рослину пеларгонію і поставте її у темну шафу, поливайте. Потримайте рослину в шафі протягом 3—4 діб. За день до уроку вийміть пеларгонію й на одному з листків зверху та знизу прикріпіть по смужці чорного паперу. На смужках попередньо виріжте яку-небудь фігуру або слово, наприклад, “крохмаль”. Потім поставте рослину на сонячне світло або під електричну лампочку.

На уроці зріжте листок і зніміть папір. Опустіть листок у киплячу воду, а потім на декілька хвилин — у гарячий спирт. Коли спирт забарвиться в зелений колір, а листок знебарвиться, промийте його водою, препарувальною голкою розправте на тарілці й облийте слабким розчином йоду. На знебарвленому листку з’являться сині букви. Відомо, що крохмаль синіє від йоду. Букви з’являються в тій частині листка, на яку падало світло. Отже, в освітленій частині листка утворився крохмаль. Як свідчать дослідження вчених, в листках на світлі спочатку утворюється глюкоза, яка згодом перетворюється в крохмаль. Глюкоза і крохмаль є вуглеводами.

 

docx
Додано
19 лютого 2019
Переглядів
2134
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку