Урок -гра допоможе узагальнити та систематизувати основні поняття та закони по темі "Механічні коливання та хвилі"; перевірити рівень засвоєння учнями знань та вмінь; формувати навички використання вивченого матеріалу в знайомих та нових життєвих сітуаціях.
Урок –игра в 11 классе
Тема: Механические колебания и волны
Цель урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать основные понятия и законы по теме «Механические колебания и волны»; проверить уровень усвоения знаний на основе творческих заданий; формировать навыки применения изученного материала в знакомых и новых ситуациях, в повседневной жизни;
развивающая: развивать умения систематизировать известные физические факты, устанавливать причинные связи; развивать наблюдательность пространственное воображение при выполнении заданий; формировать у учащихся положительную мотивацию учебной деятельности, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать умения и навыки индивидуальной и групповой работы, информационную культуру учеников, аккуратность при выполнении работы; воспитать творческую активность, инициативу, как стойкое качество личности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Технические средства обучения: мультимедийный проектор
Методическое обеспечение: раздаточный материал
Формы и методы работы: групповая и индивидуальная работа
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Великий ученый Александр Леонидович Чижевский писал: “ Вся природа живая и неживая, все виды искусства – музыка, пение, архитектура, живопись, поэзия пронизаны ритмическими колебаниями”. Приглашаю Вас сегодня на уроке поговорить о колебаниях и не только…
Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания, приобретённые при изучении темы «Механические колебания и волны».
Знания и навыки, приобретённые при изучении этой темы, помогут нам в дальнейшем изучении волнового движения. Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. Для этого нам надо объединиться в три команды, и я предлагаю всем вытащить фишку. Итак, выбор сделан, за этот стол садятся те, кто вытащил фишку зеленого цвета, сюда красного и сюда желтого. Для оценивания нашей работы нам необходимо жюри. Я прошу гостей поучаствовать в нашей игре и быть нашими судьями.
По результатам их оценивания будут выставлены оценки за урок. Желаю вам удачи и победы!
ІІІ. Обобщение и систематизація знаний.
Итак, начинаем игру.
1. Конкурс – разминка.
Каждой команде будут заданы вопросы , за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не знает ответа, то дополнительный балл может заработать другая команда.
Вопросы к конкурсу – разминке «Почему?»:
11) Почему струны, которые создают низкие звуки, оплетают проволокой? ( этим увеличивается их масса , а чем больше масса, тем меньше частота колебаний, тем ниже тон звука)
12) Почему на Луне не бывает эха? (потому что на Луне звуковые волны вообще не возникают, там нет атмосферы)
13) Почему выражение: «Всё, что звучит – обязательно колеблется» - правильное? (потому что звук - это механическая волна определенной частоты, а волны это процесс распространения колебаний в среде)
14) Почему сильный дождь можно отличить по звукам ударов капель о крышу? (потому что большие капли дождя ударяются об крышу с большей силой и возбуждают колебания с большей амплитудой, а громкость звука зависит от амплитуды)
15) Почему в туман гудки теплохода и тепловоза слышны дальше? (потому что в туман плотность воздуха больше и скорость распространения звуковой волны становится больше, чем в чистом воздухе)
2. Конкурс «Калейдоскоп формул».
К доске выходят по одному представителю от команд. Задание: дописать недостающие величины в формулах. За каждую правильно написанную формулу команда получает 1 балл. Команда, которая справилась быстрее всех, получает дополнительный балл.
Задание первой команде:
Задание второй команде:
Задание третьей команде:
3. Конкурс «Графическая задача».
Пока представители от каждой команды выполняют задание второго конкурса, команды выполняют задание третьего конкурса, максимальное количество баллов за который - 10 баллов.
Задание: по графику определить основные характеристики колебательного движения и написать уравнение гармонических колебаний.
4. Конкурс решения задач « Юный физик»
Человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми.
Ученикам предлагается три задачи разного уровня сложности. Каждая команда выбирает одну задачу. Представители команд записывают на доске решение задачи и комментирует её.
Задачи для первой команды.
Задачи для второй команды.
Задачи для третьей команды.
5. Конкурс «Украинский проект».
Для подсчёта баллов жюри необходимо 4-5 минут. В это время ученики слушают рассказ про новый украинский физический проект.
Украинский проект.
Уважаемые ученики!
Представьте себе 2200 год. Группа учеников ЭБЛ отправилась в научную экспедицию на межзвёздном корабле на недавно открытую планету. Корабль на подлёте до звёздной системы заметно уменьшил скорость. На экране, увеличиваясь в размерах, появлялась планета. С помощью компьютера любопытный ученик Вася определил радиус планеты. Он оказался равным 6000 км. В справочнике нашёл значение гравитационной постоянной: G= 6,67∙10-11 Н∙м2/кг2
Для определения массы этой планеты ему необходимо было поработать с компьютером… И в этот момент прозвучал голос капитана: «Внимание! Начинается экстренное торможение!» « Ничего,- подумал Вася, - возьму с собой линейку, секундомер, нитку и маленький грузик. Измерю на поверхности планеты ускорение свободного падения и найду её массу.
Ребята, как по – вашему мнению, он это сделал?
ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Жюри подводит итоги – объявляет победителей. Учитель выставляет оценки в журнал.
2. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
V.Домашнее задание. Повторить К.§42-47 (с.129-146); задачи по карточкам.