Урок на тему "Научный стиль.Жанры научного стиля". 10 класс.

Про матеріал
Материал предназначен для учащихся 10 класса школ с русским языком обучения. Учебник Л.В.Давидюк, Л. П.Дядечко и другие "Русский язык и литература" (уровень стандарта). Интегрированный курс. 10 класс.
Перегляд файлу

Научный стиль

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи

Основная функция научного стиля речи – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют

- научно-техническую,

- научно-естественную,

- научно-гуманитарную разновидности научной речи.

Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

- собственно научный,

- научно-информативный,

- научно-справочный, патентный,

- учебно-научный,

- научно-популярный.

Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

 

научно-популярный – очерки, лекции;

научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;

научно-информативный – патентные описания, аннотации;

научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;

научно-справочный – словари, каталоги;

собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

 

Стиль данного текста – научно-популярный.

 

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

 

слова широкого употребления: автор, положение, люди;

термины: стагнация, Солнечная система;

общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;

абстрактная лексика: мир, познание;

научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

 

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

 

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

 

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

 

Лексика:

общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;

термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;

разговорные слова: нагромождаем, браковать;

абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;

речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;

фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

- тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;

- используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;

- наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;

- характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;

- над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;

- отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

- в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;

- по цели высказывания – повествовательные и побудительные;

- эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;

стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;

- цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

 

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

 

При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль речи характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.

 

Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры.

 

Ср.: в физике – ядро атома; в ботанике – пестик цветка; в анатомии – глазное яблоко, ушная раковина.

 

Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.

 

Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – почти каждое слово обозначает общее понятие (слово вообще, способ вообще, связь вообще и т.д.).

 

Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в строгой последовательности изложения. Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского «я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:

 

Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.

 

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.

Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).

Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.

Логичность и тезисность изложения.

Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

Домашнее задание: учебник "Русский язык и литература" стр. 225-226 прочитать. Страница 225 задание 2: прочитайте текст, определите его жанр и разновидность стиля, сделайте синтаксический разбор последнего предложения, напишите аннотацию к вашему учебнику "Русский язык и литература".

Повторение:

Аннота́ция (от лат. annotatio «замечание») или резюме́ (от фр. résumé «сокращённый») — краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи, патента, фильма, грампластинки или другого издания или текста, а также его краткая характеристика.

Аннотация содержит основную тему издания. кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

docx
Додано
12 травня 2020
Переглядів
2709
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку